А он у нас хитрый и странный.
Кто за нас -- тот наш, будь он хоть негром преклонных годов. А кто против нас -- тот не наш и с ним вообще разговаривать не о чем.
А за нас - с чего бы вдруг? Вот упомянутые Вами пресловутые негры - они недавно почему выступили на нашей стороне, пусть и на словах? Не потому, что Россия такая сама из себя офигенная, а потому, что Африка ещё помнит ту помощь, которую оказал СССР в сломе колониальной системы, которая оказывалась как раз под эгидой соответствующей идеологии.
Идеология - это то, что цементирует нас вместе, объясняет, кто мы, нашу "самость" и наше единство. Да, во главе угла всегда стоят экономические отношения, но идеология - это то, что их формализует и цементирует. Она объясняет рядовому обывателю, ради чего мы все живём, существуем вместе, как единое образование, а не разваливаемся на три десятка отдельных регионов. Идеологический вакуум не может существовать долго, поскольку человек - существо разумное, социальное и склонное к саморефлексии. Повторюсь, первична экономика, и в первую очередь человек заинтересован в том, чтобы было, что пожрать и попить (желательно не траванувшись и со вкусом), где поспать (желательно, чтоб не капало и не дуло). Но когда эти потребности удовлетворены - он уже начинает интересоваться своим местом в мире и искать объяснений, почему и ради чего он живёт (я сейчас с пирамидой Маслоу обращаюсь так, что, похоже, мне придётся на ней жениться, но тем не менее...). И либо эти объяснения, подкреплённые экономическим базисом (чтоб картинка не диссонировала со словами), ему выдаст государство, либо их выдаст кто-то ещё, а если внезапно не выдаст никто - так он сам себе придумает, да такое, что мы все удивимся глубине его глубин.
Недаром развал СССР и крах советской идеологии в общественном сознании породил такую плеяду всевозможных религиозных и политических течений. Сверху людям объяснили, что старая идеология - фуфло, и теперь у нас идеологии не будет, но необходимость отрефлексировать окружающую действительность, а главное - своё место в ней - никуда не делась. И потому ещё в конце восьмидесятых, после начала Катастройки мы видим массы вроде бы образованного населения, заряжающие воду у телевизора, а позже - национал-большевиков и последователей бога Кузи. И бездарная и абсолютно вредительская попытка власть держащих опереться в идеологическом плане на православие - она тоже про это, да.
Сейчас государство пытается внутри себя играть на идеологическом поле, опираясь на невнятный патриотизм и религию. Что получается откровенно убого. Посмотрите современные фильмы о войне - а ведь вокруг Победы в нашем общественном сознании действительно многое крутится - наши деятели тупо неспособны объяснить, за что вообще шли на смерть миллионы советских людей. "За булочку, за трамвайчик", ага. За булочку на смерть не идут, булочки можно где угодно печь. Получается на самом деле откровенная шизофрения, когда мы гордимся Победой, но не можем объяснить, ради чего вообще воевали и чего добились. Результаты этой игры мы вполне видим - Лёха Навальный со своим стадом хомячков вполне показателен. Да и поведение нашего "социально-ответственного" бизнеса, чей интерес - это результат тридцати лет воспитания культуры стяжательства - в ту же кассу.
На внешнем поле Россия частично выезжает за счёт частично того, что её воспринимают, как наследницу дела СССР, который нёс освобождение народам от колониального рабства, а частично - на том, что нынешняя Россия всё сильнее противопоставляет себя Америке и Западу в целом. Откровенный грабёж большей части шарика и наплевательское отношение белых сахибов к туземцам вызывает закономерное неприятие, перерастающее в ненависть, и те, кто борется с угнетателями, воспринимается, как союзник, пусть даже союзник далёкий. Грубо говоря, как Украина является Антироссией, так и сама Россия вольно или невольно становится (а по большому счёту - уже стала) Антиамерикой. Только вот когда пыль рассеется, а рано или поздно, но это случится - встанет вопрос: а дальше что? Что мы несём миру? Российская Империя несла бремя мирового жандарма, СССР протягивал руку угнетённым народам (которые при потом зачастую влезали в местечковые, чуть ли не межплеменные разборки, хотя имелись и вполне положительные примеры), современный российский капитал пытается играть на поле империалистической эксплуатации других государств, влезая в неоколониальные войнушки в Африке и используя среднеазиатские страны в качестве доноров дешёвой рабсилы.
Проблема СССР была не в самом факте наличия идеологии, а в её догматизации и схоластическом подходе к ней. Идеологическая стойкость позволила выдержать кошмарные потери Великой Отечественной и закончить её в Берлине, и при этом же идеологическая рыхлость стали причиной шока от "всего лишь" пятнадцати тысяч гробов из Афганистана и следом - причиной развала СССР и вообще. Да, экономика и здесь шла впереди, целенаправленный демонтаж социалистической системы хозяйствования, проведённый сверху, стал фундаментом раздела, но то, что людям объясняли, что государство, построенное их дедами, преступно по своей сути, что украинцев объедал старший брат, а казахов притесняли злые урысы - привело к тому, что никто особо и не встал на защиту, зато потом дружно все кинулись друг друга резать.
Резюмируя всю эту скомканную простыню. Идеология в обществе существует всегда, вне зависимости от того - объявлена она официально, или нет. И если государство отмежёвывается от неё, то идеологический вакуум очень быстро заполняется со стороны или заклятых друзей, или просто чьих-то мозговых слизней. Идеология - это объяснение и всему миру, и в первую очередь - самим себе, зачем мы существуем, как единая общность, почему с нами надо дружить, что мы несём миру. Догматизация идеологии - зло, это подтвердила и история христианства, и крах Российской Империи, и развал СССР, и куча других событий. Идеология - это наш курсопрокладочный инструмент, но не священное писание, и она должна меняться в зависимости от обстоятельств.