Расскажу про один реальный случай, который мне известен от человека, которому я доверяю.
Во второй половине девяностых на одной из международных выставок военных систем связи и управления (вроде в Италии это было) наш старший офицер из управления НС ВС, который проходил службу в управлении связи штаба ГСВГ до вывода войск, столкнулся с немецким офицером, которого он знал по совместным учениям, когда тот служил еще в ННА ГДР, а потом как высококлассный специалист был взят на службу в бундесвер.
Естественно им было о чем поговорить и вспомнить, а также поделится впечатлениями о всех переменах, произошедших через несколько лет после распада Варшавского Договора и СССР, в том числе и в военной сфере.
И вот что поведал немецкий офицер, сравнивая наши совместные учения связистов, и те, которые проводились в НАТО и в бундесвере. На его взгляд, наша система связи и управления более живуча и приспособлена к реальной войне больше, чем все навороченные системы связи наших противников. Простейший пример - все полевые командно-штабные учения в то время у них проводились без привлечения штатных средств связи, а использовалась гражданская высокоскоростная сеть связи , к которой они подключались подъезжая к опорным вышкам, что конечно поразило этого немецкого офицера. Даже простым вопросом, что все это рухнет моментально в первые же минуты войны, они не заморачивались, и поэтому проводили учения в виде компьютерных игр, совершенно не понимая, что в реальной войне в первые часы кроме КВ, тропосферной и частично РРЛ станций ничего развернуть не удастся.
А ведь это нужно все отрабатывать на учениях в том числе и при ограниченных возможностях используемой техники связи, хотя бы в случаях применения РЭБ противника и потерь от огня противника.
Словом немецкий офицер невольно сравнив то, что умели делать мы, пришел к объективному выводу, что мы гораздо серьезнее относились к полевой выучке, а вера в компьютерное моделирование слишком наивна и отработка упрощенных задач вряд ли добавит мощи вооруженным силам.
Так что не стоит особо верить в рекламные призывы наблюдать все на поле боя из штабов - скорее всего все будет совсем не так, если нам придется воевать с самым сильным противником.