"Как представители "Влядычицы морей" однажды «вылетели в трубу» : ..Многие, произнося фразу: «Вылетел в трубу», даже не подозревают, что тем самым отдают дань памяти далёким предкам - морякам российского военного флота, преподавшим наглядный урок военной дипломатии своим английским коллегам в самом начале XX века. Тогда Россия проявляла бурную внешнеполитическую активность на Дальнем Востоке, где её интересы сталкивались с растущими колониальными аппетитами Англии, США и Японии. В тот момент приоритетным направлением в деятельности первых лиц Российской Империи являлось обеспечение безопасности её дальневосточных рубежей путём наращивания собственных военно-морских сил в Тихом океане.А усиление тамошней корабельной группировки происходило исключительно за счёт Балтийского флота. Его личному составу буквально приходилось трудиться на государевой службе "за себя и того парня". Имея в виду их черноморских коллег, коим (вследствие английских интриг и тогдашнего режима плавания в проливах Босфор и Дарданеллы) путь на просторы Мирового океана был заказан. Поэтому защита интересов России в южных широтах тоже целиком легла на плечи моряков-балтийцев.Главный морской штаб на рубеже XIX и XX веков посылал для обкатки на просторах Тихого океана только что введённые в строй боевые единицы Балтфлота. Их маршрут следования составлялся с учётом требований внешнеполитического ведомства. Он пролегал таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать правящим кругам Британской империи уязвимость её морских артерий, соединяющих островную метрополию с колониальными владениями, разбросанными по всему земному шару. Подобными действиями наше морское ведомство разыгрывало карту крейсерской войны (пока мирными средствами) на торговых коммуникациях «владычицы морей», нашего геополитического соперника на рубеже XIX и XX веков. «Просвещённые мореплаватели» всегда нервно реагировали, видя Андреевский флаг там, где его (по их определению) быть не должно.Вот и новенький,"с иголочки",красавец-крейсер «Варяг», едва сойдя со стапелей судостроительной верфи в Филадельфии (США) и не успев обжиться в гавани Кронштадта, тут же был отправлен на службу в Тихий океан,"выйдя на орбиту высокой политики" - пройдя Суэцким каналом, он должен был на некоторое время задержаться в зоне Персидского залива, где экономические интересы нашей страны сталкивались с растущим стремлением британского правительства прибрать его воды к себе. Иначе говоря, выражаясь тогдашним военно-дипломатическим языком, экипажу «Варяга» поручалось «показать флаг», дабы проверить на прочность английские нервы.Управляющий морским министерством адмирал П.Тыртов наделил командира корабля капитана 1 ранга В. Бэра подробнейшей инструкцией, в которой были оговорены все нюансы его мимолётно-дипломатической карьеры. Появление Андреевского флага, говорилось в ней, должно было подтвердить доступность тамошних вод для международного мореплавания «в противоположность стремлениям великобританского правительства обратить Персидский залив в закрытое море, входящее в сферу его исключительных интересов».Командиру «Варяга» также предписывалось строго придерживаться во всём общепринятых форм международной вежливости. Не допускать ничего такого, что могло посеять сомнения в искренности мирных намерений российского правительства. В итоге пребывание российского военного корабля в водах Персидского залива обернулось для его экипажа настоящим триумфом и посрамлением англичан.Апогей пришёлся на время стоянки крейсера в Кувейте. Там «Варяг» оказался в начале декабря 1901 года. И сразу же привлёк внимание местных жителей, восхищённых его внешним видом, напоминавшим нарядную океанскую яхту. Изящные обводы белоснежного высокобортного корпуса с золочёным носовым украшением, четыре телескопические дымовые трубы пленили сердце и воображение шейха Кувейта. Стоявший поодаль на якоре английский крейсер «Помона» с его низкосидящим силуэтом и двумя короткими дымоходами в сравнении с российким кораблём выглядел, как замухрышка.Кувейт захлестнула череда торжеств, в центре внимания которых оказались русские моряки. На долю англичан выпала участь бедных родственников на этом празднике жизни. Местный шейх принял делегацию российских офицеров во главе с командиром «Варяга» в загородном полевом лагере, где он готовился к отражению кочевых арабских племён, угрожавших его владениям. В присутствии английских военспецов, обучавших кувейтцев военному делу, владетель заверил гостей, что в трудную минуту он предпочтёт помощь от России, нежели услуги Англии.А "ларчик" такой лояльности шейха к Российской империи "открывался очень просто" : кувейтский монарх, ничего не смыслил в военно-технических вопросах и поэтому,корабельную мощь оценивал количеством дымовых труб.А простой арифметический подсчет гласил: четыре дымохода «Варяга» - это больше, чем два - у «Помоны».В качестве ответной меры, после ухода российского корабля, первый лорд британского адмиралтейства адмирал Ч. Бердсфорд незамедлительно отправил в Персидский залив четырёхтрубный крейсер «Пауэрфулл».Восстановив своё реноме, англичане успокоились.Но точку в этой истории всё же поставили российкие моряки. Управляющий морским министерством адмирал Тыртов (администратор с чувством юмора) в следующем 1902 году отправил тем же маршрутом новейшую единицу Балтфлота крейсер «Аскольд», детище германского судостроения. На этот раз командиру корабля капитану 1 ранга К. Грамматчикову велено было поспешать в Тихий океан, из-за обостряющейся там внешнеполитической обстановки, но непременно «показать флаг» в Кувейте. Что он, собственно, и сделал. На тот момент на кувейтском рейде скучала английская канонерская лодка «Редбрест», малотоннажная и однотрубная посудина, скорее напоминавшая баржу-развалюху, нежели полноценное боевое судно. Появление «Аскольда» всколыхнуло в сознании шейха прежние воспоминания и возбудили былые симпатии к России, весомо подкреплённые наличием на нём... пятой (!) дымовой трубы. Эта труба стала причиной политического скандала в британском парламенте. В палате лордов состоялись парламентские прения, в ходе которых депутаты подвергли обструкции адмирала Бердсфорда за то, что во всём английском ВМФ не нашлось пятитрубного военного корабля!И абсолютно прав генконсул Российской Империи в Бушире надворный советник А. Овсеенко, который в своём донесении в российский МИД отметил, что все усилия англичан очернить Россию «вылетели в трубу»...