Многомиллиардная немощь.
И самые крупные военные расходы не всегда гарантируют результат. Военная операция арабской коалиции против отрядов шиитской военизированной группировки хуситов в Йемене дает все больше сбоев. Составляющие ее ядро подразделения Вооруженных сил Саудовской Аравии не в силах реализовать свое неизмеримое техническое превосходство над полупартизанскими формированиями шиитов.
От танков до ракет
Начавшаяся в марте 2015 года воздушная операция «Буря решимости», инициированная Саудовской Аравией и ее союзниками с целью поддержки сил, верных бывшему президенту Йемена Абд-Раббу Мансуру Хади, не подразумевала боев на земле. Однако быстро выяснилось, что избежать их не удастся, и в Саудовской Аравии развернулась мобилизация национальной гвардии.
Самым худшим из возможных сценариев для коалиции во главе с Саудовской Аравией виделось увязание в боях на территории Йемена с переходом кампании в многолетнюю войну по иракскому, афганскому или сирийскому образцу. Реальность оказалась даже хуже — хуситы атаковали саудовские силы на территории самого королевства, и сколько-нибудь расширить зону, контролируемую сторонниками бывшего президента Хади, коалиции не удалось.
К июню противостояние вышло на новый уровень. Перешедшие на сторону хуситов подразделения Вооруженных сил Йемена приступили к обстрелу территории Саудовской Аравии с помощью оперативно-тактических ракетных комплексов 9К72 «Эльбрус» советского производства, известных также под «договорным» индексом Р-17 и натовским обозначением Scud.
Первое сообщение о запуске Scud появилось 6 июня 2015 года. Ракетный удар стал ответом хуситов и союзных им армейских подразделений на авианалет саудовских ВВС, в результате которого погибли около 40 граждан Йемена. Утверждалось, что ПВО Саудовской Аравии сумела сбить ракету зенитным ракетным комплексом Patriot.
Постепенно прояснились некоторые подробности. По данным французского информационного бюллетеня Intelligence Online, 6 июня запустили 12 ракет типа Scud. По информации источников издания, приводимой популярным российским военным блогом bmpd, батареям ЗРК Patriot удалось перехватить только три ракеты. Именно в ходе этой операции будто бы погиб начальник главного штаба ВВС Саудовской Аравии Мохаммед аль-Шаалан, о чем сообщило иранское информационное агентство IRNA. Эр-Рияд заявляет, что генерал скончался от сердечного приступа, причем за пределами королевства.
Эти подробности можно было бы расценить как утку, появись они в антисаудовских арабских или иранских источниках. Однако публикация в не отличающемся желтизной западном ресурсе заставляет относиться к себе со всей серьезностью.
Параллельно в сети всплыли и другие свидетельства не слишком удачного для Саудовской Аравии хода кампании в Йемене. Особенное удивление вызвали кадры перемещения мобильных пусковых установок комплекса Scud по дорогам в светлое время суток — несмотря на господство ВВС коалиции в воздухе и наличие у Саудовской Аравии современного американского высокоточного оружия.
Периодически публикуются и видеозаписи наземных боев с кадрами уничтожения саудовских танков повстанцами. Возникает вопрос: насколько в принципе эффективны Вооруженные силы Саудовской Аравии со своим запредельным по региональным меркам военным бюджетом?
Цена немощи
Военные расходы Саудовской Аравии 2014 года оцениваются в 80-85 миллиардов долларов. Это третье-четвертое место в мире, вровень с Россией. С учетом того, что Саудовская Аравия содержит на эти деньги армию, в четыре раза меньшую, чем РФ, и не несет расходов на стратегические ядерные силы, боеспособность столь дорогостоящих войск должна быть исключительной.
На бумаге так и есть: количество самой современной техники в войсках королевства и объемы заключаемых контрактов на закупку наиболее передового вооружения впечатляют. Не меньшее впечатление производят и объемы «откатов» — в частности, в рамках легендарной сделки «Аль-Яммама».
Тем не менее, как оказалось, ни почти триста современных боевых самолетов с достаточным арсеналом высокоточного оружия, ни наличие новейших версий весьма неплохой зенитной ракетной системы Patriot, ни парк специальных самолетов, ни прочие средства, включая современные боевые вертолеты и силы спецназа, не могут защитить Саудовскую Аравию от применяемых повстанцами устаревших ОТРК.
Сухопутные силы продемонстрировали еще худшую боеспособность, так что, по мнению многих специалистов, успехи хуситов ограничены не столько боевыми возможностями саудовской военной машины, сколько их собственной слабостью, — йеменские арсеналы все же весьма скудны, а гражданская война съедает большую часть ресурсов. В чем же причины военных неудач одной из самых современных армий Ближнего Востока в сражениях с полурегулярными формированиями, вооруженными устаревшей техникой, вплоть до танков Т-34 и самоходок СУ-100 времен Второй мировой войны?
Причины те же, по которым в арабо-израильских войнах, особенно в Шестидневной 1967 года, более чем внушительные арсеналы Египта и других стран арабской коалиции не спасли их от молниеносного разгрома: недооценка противника, переоценка собственных боевых возможностей и практически полное отсутствие опыта современной войны (Израиль получил его вместе с эмигрантами из Европы, участвовавшими во Второй мировой). Поражение в Шестидневной войне сыграло свою роль — уже в 1973 году войска Египта и Сирии продемонстрировали куда более высокую боеспособность. Саудовской Аравии, не сталкивавшейся напрямую с серьезными противниками, в отличие от тех же Египта и Сирии, извлекать уроки до сих пор было неоткуда.
Хуситские повстанцы везут в йеменскую столицу Сана обломки истребителя (предположительно, саудовский F-15), май 2015 года.
О проблемах вооруженных сил королевства известно давно. Еще в 1980-е западные советники отмечали практически полное отсутствие в саудовской армии взаимодействия родов войск и низкое качество управления на всех уровнях. Добавьте проблемы клановости — племенной уклад отнюдь не повышает боеспособность регулярных военных формирований.
В целом же недостаток боевой подготовки и архаичные представления о ведении боевых действий ощущаются, по мнению специалистов, на всех этажах саудовской командной иерархии, превращая огромные арсеналы современного оружия, по сути, в большие склады дорогостоящих игрушек. А дефицит подготовки, в отличие от дефицита вооружений, быстро не восполнить, особенно когда это осознается отнюдь не всеми лицами, имеющими отношение к управлению вооруженными силами.
Понятна и природа успеха формирований хуситов. Формат полупартизанской войны, не требующий отлаженного штабного механизма современных армий, вполне отвечает их целям, позволяя эффективно противодействовать плохо управляемым саудовским формированиям и проводить с помощью соответствующих специалистов акции вроде массового пуска ракет. Не стоит сбрасывать со счетов и зарубежную поддержку хуситов, в первую очередь со стороны Ирана, — и не только поставками вооружения.
http://lenta.ru/articles/2015/07/06/saudi/