Вопросы космонавту-испытателю, военному лётчику-испытателю Грекову Николаю Сергеевичу

МиГ-31

Военный лётчик 1 класса
Сообщения
1.880
Адрес
Екатеринбург
Уважаемый Николай Сергеевич, расскажите как Вы пришли в космонавтику. На каких самолётах летали. С уважением.
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
По типам в порядке освоения: Л-29, Ути МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17ПФ, Су-?у, Су-9, Миг-25ПУ, П, МиГ-21 УМ,УС, БИС, МиГ-23, Як-28, Ту-134, Як-40, Л-39.
Проходя службу в строевых частях, как и многие, мечтал стать летчиком-испытателем, но не отпускало командование, т.к. я числился в перспективных летчиках(в 1976 году был назначен командиром аэ МиГ-25). Поэтому, когда в полк прилетели представители ЦПК и заявили, что производится набор в космонавты на программу "Буран", и первым этапом подготовки будет подготовка в Центре подготовки летчиков-испытателей (г. Ахтубинск), я решил использовать подвернувшуюся возможность, т.к. за месяц до этого руководство сказало, чтоб я прекратил свои попытки. В 77-м прошел медкомиссию, в 78-79 вместе с Александром Викторенко прошли обучение в ЦПЛИ с присвоением квалификации "Военный летчик-испытатель 3-го класса". Далее началась общекосмическая подготовка.
Для справки: из военных летчиков на программу "Буран" должно было быть отобрано 15 кандидатов. В 1975 году было отобрано 9 человек: Васютин, Волков, Титов, Соловьев Анатолий,Каденюк, Протченко, Москаленко, Салей, Иванов(погиб в Ахтубинске в октябре 80 при испытании МиГ-27), т.е. недобор составил шесть человек. Попытка добрать недостающее число в 1977 не увенчалась успехом:отобрано 2 человека, хотя на первоначальную медкомиссию в ЦПК прибыло порядка 45 человек, а в ЦНИАГ направлено 16. На решение летчиков проходить отбор сказывалась еше и боязнь быть списанным с летной работы в случае обнаружения какого-либо заболевания, хотя при нашем наборе медики по сравнению с предыдущими не так люто свирепствовали. Может, тогда они стали употреблять поговорку:" Нет здоровых людей-есть недообследованные!"
Кроме летчиков из строевых и учебных полков, на программу "Буран" были отобраны летчики-испытатели ЛИИ МАП и летчики-испытатели ГК НИИ ВВС(Ахтубинск). Судьба большинства из них трагична. В дальнейшем проводились доборы в эти группы и в МАПе, и в ГК НИИ ВВС. Один из них сейчас у всех на слуху-ведущий испытатель Суперджета Александр Яблонцев. А также много других прекрасных мужиков.
 

ник69

Активный участник
Сообщения
5.763
Адрес
г. Донецк
Ух здорово! Какой человек появился на форуме!!!
Здравствуйте Николай Сергеевич ! У меня к Вам несколько вопросов:

Греков Н.С. написал(а):
Далее началась общекосмическая подготовка.
Что в нее входит ? В общекосмическую ?
Используются ли в этой подготовке системы саморегуляции ? Я слыхал у индийцев вроде бы что то переняли? (маленьким я всегда любил смотреть в программе "Время" так называемый репортаж вести с орбиты :-D очень запомнился полет с индийским космонавтом , и как индиец висел в невесомости в позе "лотоса" :-D )
Вы не жалеете что прошли эту подготовку? (а то мне показалось что в ваших словах :
"На решение летчиков сказывалась еше и боязнь быть списанным с летной работы в случае обнаружения какого-либо заболевания, хотя при нашем наборе медики по сравнению с предыдущими не так люто свирепствовали. Может, тогда они стали употреблять поговорку:" Нет здоровых людей-есть недообследованные!" сквозит неприкрытая горечь .

Насколько я знаю у Вас разряд по гимнастике? Тут Бриз говорил что лётчикам не желательно заниматься травмоопасными видами спорта, у Вас были травмы в связи с занятиями гимнастикой?

Вы вроде бы радиолюбитель?
Радиолюбительство — многогранное, разностороннее техническое хобби, связанное непосредственно или косвенно с изобретением и использованием радио.

Люди, занимающиеся радиолюбительством называют себя радиолюбителями.

Под радиолюбительством понимается — конструирование, постройка, модификация, эксплуатация различной электронной аппаратуры, от радиоприёмников, радиопередатчиков, трансиверов до компьютеров.

Также этим термином часто называют любительскую радиосвязь и радиоспорт.


Что то собираете? :-D

Добавлено спустя 7 минут 17 секунд:

Николай Сергеевич из всеми вами освоенных самолётов какой самый "по душе" ? На котором летать одно удовольствие. :-D А то тут Бриз намекал что лучше ТУ-134 ничего и быть не может :-D

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:

Награжден также медалью «Братство по оружию» (Польша, 6 мая 1989).
это одна из ваших наград, у Вас в Польше друзья есть?
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
ДД!
Хорошее начало: щелкал-щелкал по клавке, а потом все пропало. Теперь заново, но не так подробно.
1.По подготовке http://www.gctc.ru/direct/default.htm сверху щелкнуть «подготовка космонавтов». По технике мы изучали ТК «Союз-Т», станции «Салют-6,7», «Буран».
1а. Системы саморегуляции не использовали, хотя один фанат готовил методики для борта. К сожалению, ему, как и мне не повезло: в космос он не слетал по медицине.
1б. О пройденной подготовке не жалею, а горечь оттого, что многим людям поломаны жизни списанием их с летной работы. Поэтому многие не решались проходить отбор.
2. Гимнастикой я занимался в школе, в училище совсем немного. Считаю , что она полезна в плане пространственного ориентирования и укрепления брюшного пресса, необходимых при энергичном пространственном маневрировании. В «строях», где я служил, был популярен волейбол, при игре в который известны случаи травм. А сдуру так и фаллос сломать можно.
3. «Чинить, паять, лудить», мотать начинал еще в школе, играя лампами, потом уже здесь, в Центре, когда был дефицит и свободное время. В основном, усилители. Радиохулиганством переболел в школе, другие виды зараз не пристали из-за нехватки времени.
4.Возражу Бризу, сказав, что на ТУ-134 скорость погасить и высоту потерять сложнее, чем на истребителе. Да и еще экипажем руководить надо. А лучше, хуже-каждый по своему. Даже «сборище аэродинамических несуразец» Як-28 -великолепный пример скороподъемности на без- и форсажном режиме двигателей до 11 км., свои особеноости из-за нежесткого крыла большой стреловидности, разнесенных двигателей, и т.п. По высотно-скоростным характеристикам МиГ-25 равных нет, да и в пилотировании ни разу не преподнес сюрпризов, поведение прогнозируемо, но мал запас перегрузки, МиГ-21- он и в Африке голубь мира. Только приятное можно сказать и про МиГ-17, Л-29, 39-но первый уж давно ветеран, а другие- учебные аппараты. Самым строгим считаю Су-9, может оттого, что мой первый сверхзвуковой. Да и другие называли его «жеребцом». На беседе с Г.Т. Береговым (тогда начальником Центра), он расспрашивал про полеты на нем в строях, про стрельбы. Он когда-то его во Владимировке испытывал.
5. Польской медалью награжден, скорее всего, «за игру в команде»: наверное, по случаю какой-то годовщины полета Мирослава Гермашевского , друзей в Польше не имею. Дружил с Александром Александровым, вторым болгарским космонавтом, жили в профилактории, будучи холостяками, но болгарской медали не имею: не судьба!.

Добавлено спустя 6 минут 25 секунд:
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Добрый вечер! Рад приветствовать столь уважаемого человека у нас в гостях.
Во-первых, позвольте Вас поблагодарить за от вклад, который внесли вы и ваши товарищи в развитие отечественной авиации и космонавтики.
Во-вторых, у меня есть вопрос прикладного характера.
Тут наш ветеран Breeze весьма небрежно и посредственно отзывается о МиГ-21.
Особенно интересно, если бы летали на МиГ-21(М) или ПФМ.
Насколько понимаю, в последний период войны во Вьетнаме именно на МиГ-21ПФМ легло бремя боев с F-4E/G/J и F-104. Как оцените вот такие слова?

Breeze написал(а):
Там не говорится, что Фантом был совсем беззащитен, но это все же самолет ударный, со всеми вытекающими.
- Нет-с, это всё же самолёт многоцелевой. Повесишь на него 7 тонн бомб и баки "под завязку" - он ударный, повесишь 8 ракет (4 "Спарроу" +4 "Сайдвиндер") и заправишь половину топлива - он порхает как ласточка! Куда там МиГ-21 с его 2-мя слабенькими Р-3С и слепым радиолокационным прицелом, который и на 10 км не всегда видел?!
http://www.airwar.ru/enc/fighter/f4e.html
http://www.rusarmy.com/forum/viewtopic. ... start=1060
Заранее спасибо за потраченное время на ответ!
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
Мы правде смотрим прямо в глаза-и в этом наша сила!
В Ахтубинске довелось читать что-то типа наставленя для летчиков F-4(не помню модификации). Там говрилось типа такого: На правом вираже не жуй варежку, иначе будешь 112! (в штопоре)
P.S. Пока версталась книга-113-м!
PPS. 114-м!
А 21-й завалить в штопор-нужно мастерство.
Кстати: http://www.testpilot.ru/review/runway/v ... ga_xvi.htm
 

Kaa

Активный участник
Сообщения
5.545
Да, кстати http://artofwar.ru/z/zampini_d_f/text_0510.shtml
Отличная работа старичков МиГ-17 против современных F-4 B/E/G/J.
Главное не радар и ракеты, а человек между креслом и ручкой управления самолетом.
 

ник69

Активный участник
Сообщения
5.763
Адрес
г. Донецк
Kaa написал(а):
Во-первых, позвольте Вас поблагодарить за от вклад, который внесли вы и ваши товарищи в развитие отечественной авиации и космонавтики.
:good: Присоединяюсь!
Греков Н.С. написал(а):
Хорошее начало: щелкал-щелкал по клавке, а потом все пропало.
:-D Это ежели долго писать то форумный движок, скучая и позёвывая , решает что пользователь ушёл и автоматически отключает его .
С этой бедой можно по разному бороться , можно отвечать короткими "хлёсткими выстрелами" (чтоб форум не заскучал :-D ) как это делает к примеру камрад FMM, можно долго писать , потом написанное скопировать и ежели отключился форум то зайти по новой и сразу же вставить скопированное ... Написал это потому как мне крайне обидно что :
Греков Н.С. написал(а):
Теперь заново, но не так подробно.
Ведь наверняка Вы в первый свой ответ вложили поболее души и сердца чем во второй .. :-D
Как Вы считаете нужен был "Буран" или это лишнее дорогое удовольствие? И как оцениваете вообще этот аппарат, ну там удобства...
Греков Н.С. написал(а):
сверху щелкнуть «подготовка космонавтов».
Спасибо щёлкнул прочитал.
Ходят слухи о странных снах космонавтов на орбите , Вы ничего не слыхали? :-D
Во время полётов на разных летательных аппаратах а особенно на МиГ-25 НЛО не встречали? :-D
Греков Н.С. написал(а):
:-D Да эт я пошутковал , потому как подполковник (Бриз) кроме как за ТУ-134Ш не сказал добрых слов за нашенские самолёты , зато западные у него это верх "малозаметной" :-D вершины технического гения "буржуйской" науки и техники :-D
А ежели РЭБ то токмо Израильская !!! Ибо лучше нет! :-D Но справедливости ради надо сказать , что мучают меня сомнения :-D что служи Бриз в израильских ВВС , то его критичный острый ум нашёл бы и там кучу всяких недочётов и "несуразностей" :-D
Как Вы сказали "Мы правде смотрим прямо в глаза-и в этом наша сила! " :-D
Греков Н.С. написал(а):
Дружил с Александром Александровым, вторым болгарским космонавтом, жили в профилактории, будучи холостяками, но болгарской медали не имею: не судьба!.
Да какие ваши годы Николай Сергеевич!!! :OK-)

P.S. МиГ-31 спасибо Вам за интересного человека которого как я понял пригласили на форум именно ВЫ ! :good:
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Здравствуйте Николай Сергеевич!
Очень рад, что на форуме появился такой человек. Насколько я понял вы до сих пор в ЦПК. Живете в Городке или рядом?
Интересно, насколько он изменился, Городок? Последний раз был там в 86-м, хотя начал ездить с 77 или 78, точно не помню. Основное место, где работал в командировке ЕМНИП - 141-й зал ("Доны" и все, что с ними сопряжено)
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
ДД!
ник69. Да, сейчас набираю в ворде, а потом переношу.
Быстро не получается, много вопросов, да и подумать при ответе хочется.
ник69 написал(а):
первый свой ответ вложили поболее души и сердца чем во второй ..
Естественно.
ник69 написал(а):
нужен был "Буран" или это лишнее дорогое удовольствие? И как оцениваете вообще этот аппарат, ну там удобства...
Считаю, что нужен, и не из-за того, что был чуть причастен. Видел как глаза у людей загорались при упоминании о нем. Они с гордостью говорили, что делали для него то и то... Конечно, дорого, но сделали. Единичное всегда дорого. Ведь даже сейчас транпортные корабли- не серийное изделие, и каждый полет-это ЛКИ. "Буран" позволил гордиться страной и ее людьми. Удобство в кабине пилотов? Ничего особенного, в оценке макета кабины принимали участие летчики-испытатели, как гражданские, так и военные, компоновали авиационные инженеры. Кстати, есть неплохой сайт buran.ru/
О снах на орбите со мной никто не делился.
НЛО не встречал. Сейчас столько о них пишут и рассказывают, аж завидно, что самому не довелось.
ник69 написал(а):
Да эт я пошутковал
Да я тоже.
Насчет критичного острого ума. Помните братьев-таксистов в "Брате-2": один в России, другой в Америке? На то и щука, чтоб...
И не в медалях счастье.
Владу2654. Судя по годам, должны были пересекаться. Конечно же за 20 лет многое изменилось. С июля месяца теперь не РГНИИЦПК, а гражданское ФБГУ ЦПК-федеральное бюджетное государственное учреждение, а Звездный городок-ЗАТО городское поселение Звездный городок. В "Бурановском" зале сейчас МКС. Я давал ссылку http://www.gctc.ru , там можно найти про тренажную базу. Живу и в городке, и рядом.
 

Journeyman

Активный участник
Сообщения
19.631
Адрес
Сканд. п-ов.
Николай Сергеевич! Здравствуйте! Очень приятно видеть Вас на форуме!
Хотелось бы задать вопрос по поводу Бурана - как Вы думаете, перспективный ли это был проект, или заведомо слишком дорогой, и как сейчас принято говорить - "нерентабельный", сделанный лишь для того, чтобы показать, что мы можем, так же как и американцы создавать “многоразовые” космические корабли.
Каким Вы видите будущее Российской космонавтики?
Сейчас многие говорят, что после затопления орбитальной станции - Россия потеряла статус “космической сверхдержавы”. Что Вы думаете на этот счёт?

p.s. изначально хотел спросить по поводу F-22 и Российских ВВС, но слишком это уж изъезженная и толком всем наскучившая тема :study:
 

ник69

Активный участник
Сообщения
5.763
Адрес
г. Донецк
Journeyman написал(а):
p.s. изначально хотел спросить по поводу F-22 и Российских ВВС,
:-D Типа вопрос хитрым способом задан? :-D
Николай Сергеевич скажите пожалуйста пару слов о "факторе" Ф-22 :-D
Греков Н.С. написал(а):
Помните братьев-таксистов в "Брате-2"
:grin: :good: Сильно!
Греков Н.С. написал(а):
:-D Я уже понял что с чувством юмора у Вас все в порядке! :OK-)
Journeyman написал(а):
Хотелось бы задать вопрос по поводу Бурана
Николай Сергеевич народу интересно побольше личных впечатлений и выводов о "Буране" .
Какое у Вас самое яркое впечатление связанное с "Бураном- Энергией" ?

Добавлено спустя 11 минут 2 секунды:

Николай Сергеевич какие максимальные перегрузки у вас были?
Сколько у Вас прыжков с парашютом? На какую максимальную высоту Вы поднимались на МиГ 25?
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
Хотелось бы задать вопрос по поводу Бурана - как Вы думаете, перспективный ли это был проект, или заведомо слишком дорогой, и как сейчас принято говорить - "нерентабельный", сделанный лишь для того, чтобы показать, что мы можем, так же как и американцы создавать “многоразовые” космические корабли
Конечно, проект дорогой, а если только показать «супостатам»-то вдвойне дорогой. Хотя готовность к серии практически была, а это снижение , хотя их и должно-то было быть в серии не больше десятка. Заказчиком было МО, а тогда о «рентабельности» заказов МО, по-моему никто и не возникал. Хватало же дензнаков и на «братьев», и на « брат. партии», и др.
Хоть не пессимист, но боюсь, что если дальше пойдет, как и идет, трудно будет с вообще будущим, а не только космонавтики. Хотя есть концепции развития до 2040 г, она не закрытая, много есть в «Новостях космонавтики», могу прислать по мылу.
Затопление «МИР»а свершилось, что об этом говорить, а вот благодаря совместным работам по МКС и американским деньгам(не моя тема, но видел финансируемые ими проекты, и даже в ЦПК для нужд ВКД построен ангар-мастерская построены на их деньги). У них есть на что посмотреть, и чему поучиться.
И еще. Ведь «космическая сверхдержава»-это не только успехи пилотируемой космонавтики. О состоянии отрасли говорит и запуски, в том числе «Булавы».
По поводу F-22 и его российских конкурентов, надеюсь, расскажет Александр Гарнаев, после того, как сравнит лично, или кто из его друзей. Как говорил один мой знакомый: « Верил бы написанному, если бы не писал сам».
Впечатление о «Буране»? Как подходить. В цеху- железяка как железяка, только большая. А вот в связке с «Энергией» на столе-впечатляет. И не только сама связка, но и яма под ней (отбойник). Многие, по крайней мере по телеку, видели старт «Союза». Впечатляет, хотя около 300 т, а связка-около 3000 т, т. е. почти на порядок больше.
Впечатлял и масштаб, и сложность других работ. В один из прилетов на Байконур нас привезли на строительство аэродрома. Было уже темно, рабочая зона закрыта тентом, под него завозят бетон, выравнивают(не помню точно, тогда вроде называлась цифра допустимой неровности-2 см на квадрат 5*5, для строителей это представляло трудность) Горят прожектора, пар валит(была холодрыга около-20), короче, комильфо не там.
Ну и «склиз»-элемент системы аварийного спасения при аварии на старте. На buran.ru о нем есть материал.
Максимальную перегрузку испытывал «грудь-спина»-12 ед, прыжков-101, макс. Высота на Миг-25-25 км. Макс. высота пуска ракеты по ВРПМ-19400м. Но все это было до 86 года.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
- Уважаемый Николай Сергеевич, какими в Вашем представлении (или по известным Вам данным) будут американские космические корабли на ближайшие 20-30-40 лет? Какие варианты их (какой набор их) наиболее целесообразно иметь одновременно?
 

Невский

Активный участник
Сообщения
1.640
Адрес
Германия
Уважаемый Николай Сергеевич, расскажите пожалуйста, как обстоят дела с гос. финансированием российской космонавтики?
 

Journeyman

Активный участник
Сообщения
19.631
Адрес
Сканд. п-ов.
ник69
Хех, угадал :OK-)

Николай Сергеевич!
Спасибо Вам, за развёрнутый ответ! К собственному сожалению, уловил в вашем сообщении негативные ноты относительно нашего будущего.
Экономически, мы уже давно во 2ом, если не 3ем мире, а в военно-космическом отношении - пока как я понимаю - ещё держимся. И ваши слова о текущем состоянии, ссылки на Булаву, - пугают...
Осознание масштаба разработок, строек Советской Державы дают понять - насколько мы "мелки" сейчас :wow:

Чтож, будем надеяться на лучшее.
 

Mowgli

Активный участник
Сообщения
180
Уважаемый Николай Сергеевич, если бы Вы стали сейчас
Президентом России, то помимо естественной потребности решения всех гигантских и неотложных текущих и перспективных проблем, какую программу исследования космоса на ближайшие десятилетия Вы бы утвердили?

Спасибо.
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
Breeze. Облик КК зависит от ТЗ, которое формулируется, исходя от назначения. Думаю, универсальных не будет, потому что требования к КА для полета на Луну (Марс) отличны от требований для полетов по земным орбитам. Также как, допустим, требования к системам доставки на орбиту крупногабаритных грузов для создания платформ для старта и обслуживания межпланенетных кораблей будут отличаться от систем доставки и возвращения космических монтажников. Об " американской космической программе" можно поиском. Но я думаю, что межпланетные пилотируемые программы по силам лишь в международной кооперации.
Невский. Лучше, чем в прошлые годы. Цифры есть в журнале "Новости космонавтики"№2 за этот год. (Привести данные не могу, так как "железо" , а именно: сканер, принтер, и даже вай -фай на науте сдохли). Постараюсь чуть позже опубликовать, т.к. в архивном журнале эта публикация недоступна.
Маугли. Ту, котрую представили бы соответствующие специалисты, но с определенным акцентом: "космос для людей", "Космос для землян" и т.п. Естественно, с долей для фундаментальных исследований. Но немедленной задачей считал бы решение вопросов борьбы с гнетом коррупции, чиновничьего произвола, взяточничества, гос. воровства, (один блок), подготовкой специалистов от рабочих до ученых -конструкторов(второй блок), переоснащение материально-технической базы промпроизводства.
 

РС-24

Активный участник
Сообщения
4.023
Адрес
Коломна
Здравствуйте, Николай Сергеевич. На ваш взгляд, есть ли у современной российской ПВО возможность эффективно противодействовать F-22?А то на форуме очень много копий об этом было уже сломано, хотелось бы услышать вопрос от специалиста. Заранее спасибо :OK-)
 

Греков Н.С.

Заслуженный испытатель космической техники
Сообщения
27
Адрес
Звездный городок МО
РС-24.
Да какой же я специалист по F-22 и современной ПВО, если на этом самолете я не только не летал, но и в глаза его не видел, так же как и современных наземных комплексов ПВО. Поманипулировать ТТД, ТТХ конечно же можно, но можно и самому, а от моих манипуляций кому легче будет, не представляю.
А вот в Коломне два мои однокашника живут-это точно.
С ув.
Н.Г.
 
Сверху