О тылах Ирана - если вдруг в Ормузском проливе драка начнётся.
В сложившихся условиях Иран вынужден развивать сотрудничество со странами СНГ, прежде всего с Азербайджаном (при всех имеющихся трениях), а также с Арменией, Грузией. В то же время для стран СНГ и кавказского региона вооруженное столкновение в Иране будет иметь катастрофичные последствия. Это уничтожит статус-кво, сложившийся за последние десятилетия. Азербайджан, возможно, приобретет контроль над Карабахом, но вместе с ним и огромную неконтролируемую волну беженцев, которые, впрочем, устремятся в Россию.
Подробнее:
http://www.rosbalt.ru/main/2012/02/03/941551.html
Азербайджану - будет просто песец, если персы вдруг не признают раздел Каспия согласованный с Ахмадинежадом в Баку. Это, по мнению востоковеда и историка Бернарда Льюиса, «было вполне ожидаемо». «Иран и Россия слишком грубы». Азербайджан в неловком положении: с одной стороны наковальня Ирана, с другой – молот США, а ладонями всю эту ситуацию прикрыть пытается Турция. У всех планы и интересы в отношении Азербайджана и его богатств. А пассивная политика Москвы на азербайджанском направлении может привести к потере авторитета РФ как регулятора в этом регионе. Тегеран «давит» и на Баку, и на Москву и похоже турецкий проект (Ататюрка – Ленина) государства Азербайджан он похоронит. У азеров много общего с персами. Религия – шиизм, особенно на юге Азербайджана, где живут талыши, тяготеющие к Ирану, а не к Турции. И ~20 млн. азеров в Персии тоже на шее «камушек», на фоне 8 млн. населения в Азербайджане. В целом в Азербайджане про-иранские настроения достаточно сильны.
И. Алиев: - «между Азербайджаном и Ираном во всех сферах осуществляется активное сотрудничество». Но популярность Ирана пониже, чем популярность Турции. Армяне считают, что отношения Азербайджан\Иран «такие хорошие, лишь потому, что Азербайджан боится Ахмадинеджада», а для Армении Иран – «настоящий друг».
Цитата про отношения с РФ. «Население страны, в своем большинстве, не доверяет России и хранит обиду на неё, поскольку осознает неприглядную роль Москвы в инспирировании карабахской проблемы, в осуществлении кровавой трагедии 20 янв. 1990 г, в ходжалинском геноциде, в оккупации 20% территории Азербайджана, в военно-политической, моральной, информационной и финансовой поддержке Армении и т.д.», – так З. Гулиев описывает отношение азербайджанцев к России.
И это несмотря на то, что почти 3 млн. азербайджанских трудовых мигрантов работают в России. Помимо проблемы «злопамятности» азербайджанцев, по версии Гулиева, существует и проблема несовпадающих экономических интересов».
Азербайджаном при строительстве нефтепровода «Баку–Тбилиси–Джейхан», заявлено уменьшение поставок нефти по нефтепроводу Баку–Новороссийск. В 2007г. пропущено всего 2 млн. т. нефти. Этим нарушен Договор между РФ и АзР о транзите нефти, ведь должно прокачиваться min 5 млн. т. нефти. Россия ради нефтегазовых контрактов готова закрыть глаза. Когда, лезгины озвучивают обиды на российских чиновников, которых не очень заботит вопрос притеснения национальных меньшинств в Азербайджане.
Апогеем игнорирования интересов лезгин Азербайджана стало подписание осенью 2010 г. договора о границе. Россия передала азербайджанцам водозабор пограничной реки Самур, протекающей по территории проживания лезгин, Москва уступила Баку и 2 российских анклава на территории Азербайджана – села Храх-уба и Урьян-уба, в которых проживали лезгины с русским гражданством.
У лезгин, которые исторически считались пророссийским народом Кавказа, снижаются политические симпатии к РФ. А на севере Азербайджана при полном отсутствия интереса к их проблемам со стороны Москвы они ищут новых политических союзников.
Популярность Турции.
Цитата.
«Все старшие геополитические козыри в регионе находятся в руках у Турции. Она всегда поддерживала Азербайджан. И в карабахском конфликте, и финансовом плане, и пыталась облегчить давление США на Азербайджан, и в случае острой необходимости готова была предоставить военную поддержку.
Почему Турция ведет столь благосклонную политику в отношении Азербайджана, президент Турции Абдулла Гюль ответил: «Мы – братья»».
Радио «Эхо Москвы»