С первых дней войны отсутствие единого органа по руководству тыловым обеспечением приводило к резкому увеличению недостатков в организации управления тылом. Общевойсковой штаб был перегружен оперативной работой и не мог уделять достаточного времени, внимания и сил изучению обстановки по тылу и выработке соответствующих решений по работе тыла. Обозначился разрыв между функциями планирования, подвоза и снабжения. Усилия различных служб были разрознены, они не получали достаточной информация об обстановке и обеспеченности войск, их усилия не направлялись на выполнение основных задач тыла. Документы по управлению тылом в этот период почта не отрабатывались. В большинстве случаев отдавались лишь отдельные директивы (приказы) по тылу и распоряжения начальников родов войск и служб по специальным вопросам. Выработанная перед войной система управления тылом не соответствовала условиям ведения войны и не оправдала себя. Необходима была реорганизация всей системы тыла и его управления. Ясно определилась необходимость централизации управления тылом в каждом звене и масштабах Наркомата обороны. Лишь 28 июля 1941 г. ГКО принял решение о создании самостоятельных органов управления Тылом Красной Армии. 30 июля были утверждены Положение об управлении Тылом Красной Армии и схема организации органов управления. 1 августа приказом наркома обороны вводится должность начальника Тыла Краской Армии и образовано Главное управление Тыла Красной Армии. Начальник Тыла одновременно являлся заместителем наркома обороны
{188}.
Во фронтах и армиях были созданы управления тыла во главе с начальниками тыла фронтов, армий, являвшимися заместителями командующих и подчиненных по специальным вопросам начальнику Тыла Красной Армии.
Опыт приграничных сражений показал, что ориентация на стационарный фронтовой тыл не оправдалась. Маневренный характер военных действий требовал соответствующей подвижности тыла. Армейский и дивизионный тылы оказались громоздкими и не приспособленными к быстрому свертыванию и перемещению. Армии имели до 25 складов. Чтобы перевезти дивизию, требовалось 33 железнодорожных эшелона, из них 14 занимали части и подразделения тыла. В связи с этим вполне обоснованно были произведены изменения в составе фронтового, армейского и дивизионного тылов. В сентябре 1941 г. были учреждены фронтовые полевые склады (артиллерийский, автобронетанковый, интендантский, военно-технический, ГСМ), которые размещались в районе распорядительных станций. В каждой армии создавалась полевая армейская база в составе артиллерийского, автобронетанкового, интендантского, военно-технического, ГСМ, ВВС, санитарного и ветеринарного складов
{