Малоизвестна другая, не менее важная причина развала СССР. В соответствии с официальной версией, ЦРУ начало помогать моджахедам в 1980 году, то есть после того, как в декабре 1979-го советские войска вошли в Афганистан. Но бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс в мемуарах пишет: американская разведывательная служба поддерживала моджахедов за полгода до того, как состоялся драматический поворот событий.
Еще в июле 1979 года президент Картер подписал первую директиву о предоставлении тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле. В тот же день, как свидетельствует сам Бжезинский, он направил докладную записку президенту, в которой высказал мнение, что «помощь будет побуждать Советский Союз к военному вмешательству». Об этом он заявил в интервью французской газете Nouvel Observateur (18—25 января 1998 г.) Это была четко рассчитанная долгосрочная игра с использованием всех средств — военных, экономических, дипломатических. Некоторые ее подробности Бжезинский раскрыл в интервью телесети CNN (13 июня 1997 г.). После того как Советский Союз оказался втянутым в войну в Афганистане, США разработали список санкций и других мероприятий, преследующих цель заставить СССР заплатить за инспирированную авантюру «большую цену».
Бжезинский лично побывал в Пакистане, чтобы координировать совместные с этой мусульманской страной усилия и втянуть в антисоветскую ось «саудовцев, египтян, англичан, китайцев». Моджахедов, по его свидетельству, снабжали оружием из разных источников. Его получали даже от «поощряемого материально» коммунистического правительства Чехословакии, закупали у дислоцированных в Афганистане советских войск, которые становились все более коррумпированными. На вопрос, не жалеет ли он об этом, Бжезинский лишь удивляется. «Москве пришлось вести войну в течение почти десяти лет, — заявил он, — конфликт привел к деморализации и, наконец, к распаду советской империи».
Некоторые могут упрекнуть Бжезинского, что он «выкормил» моджахедов на свою голову… Но любая геостратегия ограничена рамками времени. Тогда главным глобальным противостоянием была борьба между США и СССР. На последнем этапе холодную войну выиграл Рейган, навязавший Советскому Союзу неистовую гонку вооружений. Бжезинского уже не было во властных коридорах. Тем не менее он справедливо может считать себя триумфатором. Бессмысленная авантюра, в которую он втянул маразматических кремлевских вождей, обернулась для Кремля полным фиаско. Коммунизм потерпел поражение и в другом регионе. Пала Берлинская стена, в Польше победила «Солидарность». Реализация доктрины Бжезинского о «мирном сближении с Восточной Европой» полностью перечеркнула Ялтинские соглашения, дала возможность народам, освобожденным от коммунистического режима, вернуться в лоно демократии.
80-летний Збигнев Бжезинский — один из тех, кто в последней четверти ХХ века определял лицо мира. Последним самым важным творением его креативного ума стала концепция расширения НАТО на Восток. Разработанную в период президентства Билла Клинтона, ее прохладно встретили в Белом доме, где не хотели раздражать Россию. Тем, кто знает тайны вашингтонской кухни, известно: Бжезинскому, наконец, удалось «протолкнуть» ее через тогдашнего советника президента по национальной безопасности Энтони Лейка. Процесс пошел и продолжается до сих пор.
Книги, написанные геостратегом в последние полтора десятилетия, дают ключ к пониманию сложных процессов, происходящих в мире. В первой из них — «Вне контроля: глобальный хаос накануне ХХІ века» (1993 г.) подводится черта под победной для Америки холодной войной. Одним из последствий которой стало возникновение «черной дыры» — геополитического вакуума на просторах бывшего СССР, что является источником новых серьезных опасностей. На смену господству одного супергосударства — Соединенных Штатов, советует Бжезинский, должен прийти не беспорядок, а глобальный консенсус.
Эту тему он развивает в переведенной на десятки языков мира книге «Великая шахматная доска» (1997 г.), которая является реакцией на угрозу «глобальных Балкан». Как долгосрочную цель Америки Бжезинский определяет «создание надежной сети международного геополитического сотрудничества». В ближайшем будущем главной ареной мировых конфликтов, по его прогнозам, вероятно, станет Евразия. Поэтому трансъевропейская система, по схеме Бжезинского, должна включать расширенное НАТО, связанное после подписания хартии о сотрудничестве с Россией, Китаем, а также Японией. Детально раскрывать содержание этой книги, как и другой — «Выбор: мировое господство или мировое лидерство» (2004 г.), нет необходимости: они переведены на украинский язык.