Уничтожение ISI вместо Вазиристанской операции
Анализ хронологии основных политических событий в отношениях Вашингтона и Исламабада в середине лета 2008 года показывает, что тема ISI была ключевой. Именно она обострила отношения между правительством и президентом Пакистана, и стала причиной сильнейшего политического давления на Первеза Мушаррафа со стороны США, в результате чего он, в конце концов, был вынужден оставить президентский пост.
Активность, с которой американская сторона развивала тему Межведомственной разведки Пакистана, на наш взгляд, позволяет утверждать, что речь идет именно об американской стратегии уничтожения ISI в ее нынешнем виде, а отнюдь не о простой "модернизации", "трансформации" или "реформировании" ключевой пакистанской спецслужбы.
На наш взгляд, вероятно, между правительством Пакистана и Вашингтоном (после секретного июльского вояжа руководства ЦРУ в Пакистан и получения информации о тесных связях офицеров Межведомственной разведки и исламистов) было заключено соглашение, поставившее кабинет Юсуфа Гилани перед выбором: или Исламабад радикально реформирует (а, по сути, уничтожает) Межведомственную разведку в ее нынешнем виде (поскольку она, фактически, является союзником Талибана и "Аль Каиды" в борьбе с силами западной коалиции в Афганистане), либо Вашингтон начинает проведение на территории Пакистана (в провинциях Северный и Южный Вазиристан и округе Баджаур) самостоятельной силовой специальной операции. Судя по последним шагам Исламабада, Юсуф Гилани выбрал вариант ликвидации ISI.
Президент Первез Мушарраф, очевидно, не согласился ни с одним из предложенных американцами вариантов (о чем он, фактически, заявил на митинге в Карачи), чем и обрек себя на неминуемую отставку.
Вариант ликвидации Межведомственной разведки является, безусловно, и более предпочтительным для нынешней пакистанской оппозиции, которая совсем скоро превратиться в новую "партию власти" в Исламабаде. Для нынешних оппозиционеров существование слишком самостоятельной, неподконтрольной никакому гражданскому правительству в Исламабаде Межведомственной разведки, также являлось серьезной политической угрозой.
На наш взгляд, одну из важных ролей в убеждении лидеров пакистанской оппозиции согласиться на вариант "зачистки ISI" сыграл Залмай Халилзад, нынешний посол США в ООН и большой друг, вероятно, будущего пакистанского президента Асифа Али Зардари, вдовца Беназир Бхутто.
Впрочем, для нового главы пакистанского государства и для правительства Гилани ликвидация Межведомственной разведки принесет не только положительные результаты. Изгнание из ISI тех офицеров разведки, что взаимодействовали с Талибаном и "Аль Каидой", неизбежно приведет к неконтролируемой активизации исламистов на территории Пакистана. Разумеется, это снизит активность боевиков на территории Афганистана и, в этом смысле, безусловно, "трансформация" ISI выгодна, как официальному Кабулу, так и силам западной коалиции, уставшей от активности талибов.
Снимет ли "зачистка" Межведомственной разведки Пакистана с повестки дня необходимость силовой операции в пакистанских провинциях Северный и Южный Вазиристан? Думается, что пока на этот вопрос не может быть четкого ответа. Перспективы "вазиристанской операции" зависят от многих факторов, в частности, от того, насколько успешно пойдет "модернизация" Межведомственной разведки, насколько результативны будут действия пакистанских вооруженных сил в пограничных с Афганистаном провинциях, где располагается тыловая инфраструктура талибов и "Аль Каиды", насколько прочными окажутся позиции нового "демократического" правительства в Исламабаде и сможет ли оно выстоять перед неминуемым натиском исламистской оппозиции (в этом случае бомбить Вазиристан придется уже не ради оказания помощи НАТО в Афганистане, а ради спасения пакистанских "демократов" в Исламабаде).
В ближайшие несколько месяцев, вероятно, активная деятельность пакистанской Inter-Services Intelligence будет парализована. Это создает неплохие предпосылки для активизации афганских спецслужб (и, прежде всего, УНБ) в приграничных с Пакистаном провинциях, где сильны позиции талибов, и на самой пакистанской территории. Можно предположить, что не только Управление национальной безопасности Афганистана, но и, при его поддержке, спецслужбы Индии, попытаются извлечь для себя максимум пользы из нынешнего политического кризиса в Исламабаде, жертвами которого оказались генерал Первез Мушарраф и Межведомственная разведка Пакистана.