Материалы интервью командующего корпусом морской пехоты генерала Джеймса Конвэя журналу "New-York Times" в 2007 год:
На первый день своей третьей командировки в Ирак сержант морской пехоты Крис Спарлок занял своё привычное место водителя в кабине бронированного шестиколесного Cougar. Конвой, в котором Спарлок шел пятым в колонне, должен был провести разминирование обочины дороги неподалеку от Рамади. Скорость движения в таких случаях обычно не превышает двадцати километров в час. Обычная работа на войне…
Внезапно все вокруг Спарлока перевернулось и наступила тишина. Когда он очнулся, то обнаружил себя под пассажирским сиденьем автомобиля, лежащим лицом вниз. Страшно ныл затылок. Пошевелив руками и ногами Крис понял, что он слава Богу цел…
Двадцатитонный Cougar Криса Спарлока попал на самодельный фугас. Когда сержант и экипаж машины сумели выбраться из десантного отсека, они увидели ужасную картину – все мосты автомобиля были вырваны с мясом и отброшены на много метров в разные стороны от дороги. Под днищем Cougar зияла огромная дымящаяся воронка. Но все морпехи были целы и невредимы!
Командующий корпусом морской пехоты генерал Джеймс Конвэй говорит,что шансы на выживание экипажа бронированного Humvee в три раза ниже, чем у десанта в MRAP.Прошлым летом в Ираке произошло двенадцать подрывов MRAP на мощных фугасных минах, но при этом не погиб ни один солдат. Первый случай гибели на MRAP зафиксирован месяц назад во время атаки боевиков вблизи Багдада, когда боевая машина Navistar попала на фугас, трое морпехов получили легкие ранения, а пулеметчик, находившийся в открытом люке погиб.
И хотя многие бывшие и действующие морские пехотинцы скептически относятся к заявлениям о сверхживучести боевых машин MRAP и критикуют их низкую маневренность, численность MRAP в Ираке неуклонно растет. К лету она должна достигнуть 6000 единиц.
В настоящее время в Америке четыре компании занимаются противоминным оснащением боевой техники - Navistar International Corporation, International Harvester, Force Protection в кооперации с General Dynamics и компания BAE из Роквилла.
« Вы можете одеть морпеха с ног до головы в пуленепробиваемый кевларовый панцирь и сделать его неуязвимым для пули. Но сели я сижу в тяжелой машине, как мне догнать парня, бросившего в меня гранату? Я думаю, что мобильность и быстроту можно сохранить только при комплексном применении легких бронированных Humvee и тяжелых MRAP. На основании боевого опыта я просто не представляю Cougar где-нибудь еще, кроме обычных дорог. Там, где нам приходится воевать он просто не пройдет!»
Большой вес и слабая маневренность – очень серьезная проблема. Компания Force Protection сейчас проводит испытания нового легкого боевого автомобиля Cheetah с противоминной защитой, который, как они надеются, сможет заменить устаревший Humvee. В ближайшее время мы сможем оценить новинку в реальных боевых условиях.
Но все-таки преимущества в живучести MRAP очевидны. Тот же капитан Биггс говорит: «Когда я впервые оказался в Ираке мы устанавливали кевларовые щиты на бока наших Humvee и не боялись пули. Потом нам дали бронированные образцы этой машины. Они оказались еще надежнее. Но когда мы получили Cougar, я уже не волновался за ребят, отправляя их на патрулирование дорог. Даже если бы они попали в заваруху, я точно знаю. Что мне не пришлось бы вызывать вертушку для эвакуации раненых и убитых.»