Аварии и происшествия на море.

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.460
Адрес
Липецк
10 техногенных катастроф.
Список не сортирован по размеру и количеству жертв, так что звиняйте.

1. Крушение на станции Каменская — одна из крупнейших железнодорожных катастроф в СССР. Трагедия произошла в ночь на пятницу 7 августа 1987 года на Лиховском отделении Юго-Восточной железной дороги (ныне Ростовский регион Северо-Кавказской дороги) в городе Каменске-Шахтинском. Тяжёлый грузовой поезд из-за отказа тормозов по вине железнодорожников не сумел затормозить на крутом уклоне и, разогнавшись до значительной скорости, въехал на станцию Каменская. При следовании по станции состав расцепило на несколько частей, при этом отделившийся локомотив с одним вагоном проехал ещё несколько сотен метров и столкнулся с хвостом пассажирского поезда, стоявшего в это время у платформы. В результате катастрофы грузовой поезд и несколько пассажирских вагонов были повреждены до степени исключения из инвентаря. Погибли 106 и были ранены 114 человек. Полный перерыв движения на участке составил 88 часов 15 минут.[1]
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_на_станции_Каменская

2. Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик (англ.)русск., расположенном в Восточных кантонах канадской провинции Квебек. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 73 цистерны с сырой нефтью, добытой на месторождении Баккен, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались.
Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести и также считаются погибшими. В результате пожара, охватившего город, более 30 зданий в центральной его части (примерно половина зданий в центре города), были уничтожены.[1][2]
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_состава_с_нефтью_в_Лак-Мегантик_(Квебек)
Взрыв состава с нефтью произошёл вечером 6 июля 2013 года в городке Лак-Мегантик (англ.)русск., расположенном в Восточных кантонах канадской провинции Квебек. Поезд, принадлежащий компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway и перевозивший 73 цистерны с сырой нефтью, добытой на месторождении Баккен, сошёл с рельсов. В результате несколько цистерн загорелись и взорвались.
Известно о 42 погибших, ещё 5 человек числятся пропавшими без вести и также считаются погибшими. В результате пожара, охватившего город, более 30 зданий в центральной его части (примерно половина зданий в центре города), были уничтожены.[1][2]
В октябре 2012 года на тепловозе GE C30-7 #5017 при ремонте дизельного двигателя, с целью скорейшего завершения ремонта, были применены эпоксидные материалы. В последующей эксплуатации эти материалы разрушились, тепловоз стал сильно дымить. Вытекающие горюче-смазочные материалы скапливались в корпусе турбокомпрессора, что привело к возгоранию в ночь крушения.
Состав поезда MMA-2 был сформирован на станции Кот-Сен-Люк CPR и отправился в путь в соответствии с графиком 5 июля 2013 года. Вес поезда составлял порядка 10 287 тонн при длине 1433 метра. Поезд был сформирован из 5 тепловозов, вагона управления "VB", крытого вагона-прикрытия и 72 4-осных цистерн типа DOT-111. Каждая цистерна была заполнена 113 тыс. литров нефти. От станции Фа́рнем поезд был под управлением машиниста Тома Хардинга, работавшего в одно лицо.
В 23:00 поезд остановился на станции Нант, где проводится смена локомотивной бригады. Поезд остановился на главном пути. Станция Нант имеет боковой путь оборудованный сбрасывателем, но использовать его было нельзя, потому что путь обычно использовался для отстоя пустых вагонов для фабрики. Обычно поезда на главных путях не оставляли, но это не было прямо запрещено. Машинист связался с диспетчером и сообщил о неполадках с дизелем во время следования, и сильном чёрном и белом выхлопе. Решение проблемы с тепловозом было отложено до утра. Станция Нант расположена на уклоне. 4 из 5 локомотивов были заглушены, а один — оставлен заведённым на ночь для работы компрессора и поддержания давления в тормозной магистрали. На поезде были задействованы ручные тормоза, однако машинист задействовал тормоза на недостаточном количестве вагонов, и неправильно произвёл пробу тормозов при оставлении поезда. Прибор контроля бдительности на локомотиве не был подключён к тормозной системе.
Машинист уехал на такси ночевать в гостиницу в город Лак-Мегантик. По дороге он сказал таксисту, что планирует связаться с отделением дороги, и получить дополнительные инструкции. Поезд с заведённым тепловозом, с незапирающейся кабиной и опасным грузом был оставлен на ночь на необслуживаемой станции, рядом с шоссе.
После 22:45 очевидцы, проезжавшие по шоссе рядом с тепловозом, наблюдали сизые облака выхлопа с искрами. В 23:50 в службу 911 поступило сообщение о пожаре на головном тепловозе. При тушении, согласно инструкциям пожарной службы, тепловоз был заглушен. Было решено не возвращать машиниста обратно на поезд, а выслать к нему двух работников службы пути из Лак-Мегантик. Они не знали про то, что на этом поезде должны быть задействованы пневматические тормоза, поэтому сообщили диспетчеру о том, что поезд безопасен.
В выключенном тепловозе не работал компрессор, и давление в тормозной магистрали снижалось. В 00:56 давление упало до такого уровня, что ручные тормоза не смогли удерживать вагоны. Неуправляемый поезд ушёл под уклон на перегон к городу Лак-Мегантик. Путь не был оборудован средствами СЦБ, по которым диспетчер мог бы узнать о уходе неуправляемого поезда.
В 01:14 поезд на скорости 105 км/ч, в три раза большей чем разрешённая на этом участке, сошёл с рельсов в кривой в центре города Лаг-Мегантик. Сошло с рельс 63 вагона. Сразу же произошли взрывы, горящая нефть разлилась вдоль железной дороги. 5 локомотивов и вагон управления остались на путях в 800 метрах за местом схода; 9 хвостовых вагонов также остались на путях.
Люди находившиеся в кафе ощутили толчки земли, решили что началось землетрясение, и спрятались под столами, а затем не успели убежать от огня. Горящая нефть попала в подземные коммуникации, и вызвала пожары вокруг водостоков, люков, и в подвалах домов.
Через месяц компания, которой принадлежал состав с нефтью, подала документы о банкротстве.[3]
Эта железнодорожная катастрофа стала самой смертоносной в Канаде с 1864 года при крушении поезда (англ.)русск. в Мон-сен-Илер (англ.)русск., четвёртой в канадской истории и самой смертоносной в Северной Америке с 1989 года, когда поезд упал в реку Сан-Рафаэль в Мексике (тогда погибли 112 человек).

3. Взрыв на ста́нции Свердло́вск-Сортиро́вочный (ныне Екатеринбу́рг-Сортиро́вочный) — чрезвычайная ситуация, произошедшая рано утром 4 октября 1988 года в городе Свердловске (СССР). Железнодорожный состав, перевозивший взрывчатые вещества (46,8 тонн тротила, 40 тонн гексогена) покатился под уклон и врезался в стоящий на путях товарный поезд с углём. Вагоны сносят электрический столб, провода рвутся и падают на землю, после чего свет на станции потухает. Через несколько секунд срабатывает аварийная подача тока. В 04:33 произошёл взрыв, усугублённый близостью крупного склада горюче-смазочных материалов. Воронка на месте взрыва достигла диаметра 40 на 60 м и глубины 8 м, ударная волна распространилась на 10—15 километров.
Как выяснилось, диспетчер станции Татьяна Хамова должна была дать команду маневровому тепловозу подъехать к составу со взрывчаткой и цепляться за него, тормозить, пока вагоны с углем не проедут. Из своего пункта она видела не все вагоны и упустила момент, когда состав со взрывчаткой, оказавшись без локомотива, поехал на стрелку и плавно «притёрся» к составу с углем. Вагоны завалились на электрический столб и уронили его. Спустя 2 минуты диспетчер Ольга Родненко нажала на мнемосхеме кнопку подачи напряжения. Искры от контактного провода в 3000 вольт попадают на вагоны со взрывчаткой, начинается пожар и через несколько минут раздался взрыв.
В результате взрыва погибло 4 человека на станции и было ранено более 500 человек[1]. Стекла были выбиты по всему району Старой и Новой Сортировки. Серьёзно пострадали около 600 домов: некоторые из них пришлось снести. Большое число семей, проживавших в прилегающих районах частной застройки, остались без крова. Впоследствии многие из них получили новые квартиры в восточной части города (ЖБИ и Синие Камни). Взрыв был такой силы, что колёсные пары находили в нескольких километрах от места взрыва, во дворах жилых домов. Автосцепка весом 95 кг улетела к Верх-Исетскому пруду. Ударной волной выбило стекла даже в Центральном гастрономе, магазине «Океан» и в театре Музыкальной комедии. Небо над городом заволокло черным дымом[2][3].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взрыв_на_станции_Свердловск-Сортировочный

4. Арзамасская железнодорожная катастрофа — взрыв при подходе к станции Арзамас I Горьковской железной дороги трёх вагонов грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахскую ССР, перевозивших гексоген для горных предприятий, на железнодорожном переезде в субботу 4 июня 1988 года.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арзамасская_железнодорожная_катастрофа
4 июня 1988 года в 09:32 железнодорожный состав, в котором находились три вагона со 120 тоннами взрывчатки, предназначенной для горных и других предприятий, следовал через железнодорожный переезд в Арзамасе, находясь в северной горловине станции Арзамас I. В этот момент произошёл взрыв. Среди сдетонировавшей взрывчатки были:
30 тонн тротиловых шашек,
заряды для нефтедобычи,
25 тонн аммонала,
5 тонн аммонита,
30 тонн гексогена,
27 тонн октогена и др.[1]
На перегоне образовались две соединённые между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным, погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов. В поражённой зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ

5. Взрыв на химзаводе Phillips Petroleum Company случился 23 октября 1989 года, в Пасадене, штат Техас. Из-за оплошности сотрудников произошла крупная утечка горючего газа, и произошёл мощнейший взрыв, эквивалентный двум с половиной тоннам динамита. Бак с 20 000 галлонами газа изобутана взорвался и цепная реакция вызвала еще 4 взрыва.
Во время планового технического обслуживания, на клапанах случайно закрыли воздуховоды. Таким образом, в диспетчерской отображалось, что клапан открыт, в то время как он был как закрытым. Это привело к образованию облака пара, которое взорвалось от малейшей искры. Первоначальный взрыв зарегистрирован равным 3,5 баллам по шкале Рихтера и осколки взрыва были найдены в радиусе 6 миль от взрыва.
Многие из пожарных гидрантов вышли из строя, сильно упало давление воды в оставшихся гидрантах. Пожарным потребовалось более десяти часов, чтобы взять ситуацию под контроль и полностью потушить пламя. Погибло 23 человека, ещё 314 получили ранения.
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.460
Адрес
Липецк
6. Взрыв в Га́лифаксе (англ. Halifax Explosion) — взрыв, произошедший 6 декабря 1917 года в гавани канадского города Галифакса. Французский военный транспорт «Монблан» (англ.)русск., загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Об этом событии в 2003 году был снят мини-сериал «Разрушенный город»[1]. Взрыв в Галифаксе входит[2] в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи[3].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взрыв_в_Галифаксе
Вспомогательный транспорт «Монблан» (длина — 97,5 м; ширина — 13,6 м; вместимость — 3121 т) был построен в 1899 г. в Англии и принадлежал французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик» (фр. Compagnie Générale Transatlantique).
25 ноября 1917 года судно встало под загрузку в Нью-йоркском порту. На него погрузили жидкую и сухую пикриновую кислоту — 2300 тонн; тротил — 200 тонн, пироксилин — 10 тонн, бензол в бочках — 35 тонн. Судно направлялось в Бордо. Капитаном был Эме Лё Медек (фр. Aime Le Medec).
Промежуточным пунктом на маршруте был Галифакс, где формировались конвои для перехода через Атлантику. «Монблан» прибыл на внешний рейд Галифакса вечером 5 декабря. На следующее утро около 7 часов «Монблан» начал заходить в порт. В это же время из порта начал выходить норвежский пароход «Имо». Когда суда сблизились, оба капитана стали совершать рискованные маневры, и в результате «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт, при этом было разбито несколько бочек и огнеопасный бензол разлился по «Монблану». Капитан «Имо» тут же дал машине задний ход, высвободился из пробоины и ушёл. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.
Зная о характере груза, Ле Медек сразу же дал команду покинуть судно. Все с «Монблана» благополучно добрались до берега, бросив смертельно опасный груз на произвол судьбы. Горящий «Монблан» начал дрейфовать в сторону берега и в итоге навалился носом на деревянный пирс.
О характере груза на «Монблане» в Галифаксе знали считанные единицы. Население города прильнуло к окнам. Многие вышли на прогулку на набережную, чтобы получше рассмотреть редкое зрелище — горящий пароход. В 9 часов 06 мин. произошёл чудовищный взрыв. О его силе говорит такой факт — 100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва[4].
Разрушения были ужасны, количество погибших и раненых огромно. Многие раненые замерзли в обломках, так как на следующий день похолодало и начался буран. Многие люди сгорели заживо, так как от разрушенных печей начались массовые пожары, бушевавшие несколько дней.
13 декабря 1917 году в уцелевшем здании городского суда Галифакса началось разбирательство. Оно закончилось 4 февраля 1918 г. Виновными были признаны Ле Медек и местный лоцман Маккей, которые были арестованы. Однако через год с небольшим, после рассмотрения дела Верховным судом Канады, оба были освобождены, и им вернули лицензии судоводителей.
Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришёл к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан «Имо» (погибший при взрыве) и «Монблана». Однако французское правительство такое решение не признало. Ле Медек продолжал служить в фирме «Компани женераль трансатлантик» до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, он был награждён орденом Почётного легиона.

7. Бхопа́льская катастро́фа — крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide[en], в индийском городе Бхопал (столице штата Мадхья-Прадеш) ранним утром 3 декабря 1984 года. Катастрофа стала причиной смерти по крайней мере 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тысяч — в последующие годы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бхопальская_катастрофа
С 1970 года правительство Индии стало проводить политику по привлечению иностранных инвестиций в местную промышленность, и в рамках одной из программ Union Carbide получила разрешение на постройку в Бхопале завода по производству пестицидов для нужд сельского хозяйства. Завод был построен дочерней компанией Union Carbide India Limited (UCIL). Изначально планировалось, что для производства пестицидов завод будет импортировать часть химикатов, произведённых на других предприятиях корпорации, но в условиях обострившейся конкуренции на местном рынке, на бхопальском заводе освоено собственное производство необходимых химикатов, требующее более сложных и опасных процессов, нежели проектировалось изначально.
Неурожаи в Индии в 1980-х годах снизили спрос на продукцию завода и его подготовили к продаже к июлю 1984 года. Однако покупатель не был найден, и работа на заводе продолжалась на оборудовании, которое к тому времени уже не соответствовало нормам безопасности[1].
Завод производил популярный в то время инсектицид Севин (карбарил, 1-нафтил-N-метилкарбамат), производившийся реакцией метилизоцианата с α-нафтолом в среде четырёххлористого углерода. Метилизоцианат хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тыс. литров жидкости.
Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39,5 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями — облако тяжёлых паров разносилось ветром.
Причина катастрофы до сих пор официально не установлена. Среди версий преобладают грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия. В американском документальном телесериале «Секунды до катастрофы» сделан вывод, что, несмотря на принципиальную возможность саботажа, первым звеном в приведшей к катастрофе цепочке стала экономическая ошибка при оценке спроса на продукцию завода, что привело к требованиям менеджмента корпорации-владельца к руководству убыточного завода снизить издержки, в результате чего на предприятии стали экономить на мерах по обеспечению безопасности. В фильме продемонстрировано, что все защитные системы оказались неработоспособны или неэффективны, приборы не отражали реального состояния ёмкостей, был уволен инспектор по безопасности, а наиболее эффективное защитное средство — дожигающая газ труба — оказалась разобранной и не восстанавливалась в течение нескольких недель. Согласно авторам фильма, компания не представила ни одного весомого доказательства в пользу теории саботажа, то есть сфабриковала эту версию для спасения корпоративной репутации.

8. Взрыв на химическом заводе в Оппау — тяжёлая техногенная катастрофа, произошедшая 21 сентября 1921 года на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ городка Оппау, области Пфальц, входившей на тот момент в состав Баварии (ныне входит в состав города Людвигсхафена-на-Рейне, земля Рейнланд-Пфальц), и повлёкшая массовые жертвы и значительные разрушения.
Взрыв произошёл на заводе анилиновых красителей и удобрений, где также выпускались компоненты взрывчатых веществ и отравляющий газ фосген. За несколько месяцев до катастрофы на предприятии уже произошла тяжёлая авария, повлёкшая гибель ста человек: взорвалась ёмкость, в которой смешивали азот с водородом.
Непосредственной причиной трагедии послужила детонация при использовании взрывчатки для раздробления слежавшихся запасов сульфата и нитрата аммония[1], складируемых в ожидании сезонного пика продаж сельхозудобрений в расположенном рядом выработанном глиняном карьере[2]. До этого длительное время для этих целей использовались картонные трубки с чёрным порохом, не вызывавшим детонации. Однако подрядчик-взрывник решил сэкономить и применил для разрыхления слежавшихся солей более мощную взрывчатку — рекарок (смесь бертолетовой соли с бензином)[2], которая инициировала детонацию взрывчатой смеси[3]. Взорвалось 12 тысяч тонн смеси сульфата и нитрата аммония, энергия взрыва оценивалась в 4—5 килотонн тротилового эквивалента[2].
В Оппау из 1000 строений 800 было разрушено, 7500 человек остались без крова[4]. В результате взрыва были разрушены близлежащие деревни Франкенталь и Эдигхайм. Стоявшие на близлежащих станциях поезда были сброшены с путей, а в радиусе 70 км, включая города Людвигсхафен и Мангейм, были выбиты стёкла во всех постройках[5], звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. После взрыва, оставившего воронку размером 90 на 125 м и глубиной 20 м, начался сильный пожар, который был потушен только через несколько дней. Жертвами катастрофы стали 561 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги[1].
Невиданная мощность взрыва спустя десятилетия вызвала слухи о том, что якобы в Оппау взорвался ядерный заряд, сконструированный «гениальнейшими умами Германии»[6].
Катастрофа в Оппау послужила для описания взрыва химического завода «Анилиновой компании» в Германии в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»

9. Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города со скоростью около 60 км/ч. Жертвами затопления стал 21 человек, ещё 150 попали в больницы.
Катастрофа произошла на алкогольном заводе компании Purity Distilling Company во время постепенной реализации «сухого закона». Ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола. Накануне введения полного запрета владельцы стремились изготовить и реализовать как можно большее количество продукции.
День выдался необычайно тёплый. Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки (диаметром 27 м, высотой 15 м) разошлись соединённые заклёпками стальные листы. Очевидцы слышали громкие хлопки, напоминающие пулемётные очереди. Земля дрогнула, как будто прошёл поезд[1].
На улицы города хлынула волна патоки высотой от 2,5 до 4,5 м[2]. Давление патоки было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые из них обрушились. Люди, лошади гибли от удушья, будучи неспособными выбраться из вязкого вещества.
Спасательная операция продолжалась четыре дня. В зоне катастрофы был развёрнут передвижной госпиталь «Красного креста». Для ликвидации последствий в город вошло подразделение ВМС США. Извлечённые из патоки тела опознать было практически невозможно. На очищение улиц от патоки ушло 87 тысяч человеко-часов. Долгое время местные жители страдали от удушья и кашля.
Местные жители подали иск на владельцев резервуара. Хотя последние винили в организации взрыва анархистов[3], пострадавшие добились выплат общей суммой в 600 тысяч долларов (примерно 8,5 миллионов долларов по курсу 2015 года[4]). Резервуар восстанавливать не стали, сейчас на его месте находится бейсбольная площадка. По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит запах карамели[5].

10.Взрыв в Техас-Сити — техногенная катастрофа, случившаяся 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (фр. Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате взрыва погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Однако количество погибших людей увеличилось из-за сильного пожара в городе и последующих двух взрывов судов, которые имели на борту аналогичный груз. Всего в результате данной трагедии погибло более полутора тысяч человек, ещё несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.
«Гранкан», судно типа Либерти было спущено на воду в ноябре 1942 года в Калифорнии. Его длина составляла 135 метров, ширина 17,6 метров, валовая вместимость 7176 регистровых тонн. Судно ходило под французским флагом и было приписано к порту Марсель. Его капитаном был Шарль де Желлябон. К 16 апреля «Гранкан» уже 4 дня загружался аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках.
Когда 16 апреля в 8 часов утра началась погрузка, был замечен идущий из трюмов дым. Его стали заливать водой и содо-кислотными огнетушителями, что не принесло результата. Руководивший работами помощник капитана запретил использовать систему пожаротушения водой под предлогом того, что вода могла испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. В 8 час. 20 мин. крышки люков были сорваны и показался открытый огонь.
Вся команда, кроме капитана, сошла на берег. На судно прибыли 27 городских пожарных (из 50 имеющихся в городе). На пирсе собралась внушительная толпа людей. В 9 часов 12 минут раздался взрыв.
Вода у пирса, где стоял «Гранкан» испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись в радиусе двух миль. Взрывной волной были сбиты два небольших самолета, находящихся в воздухе. Погибли сотни людей.
Техас-сити был «городом химии» с массой соответствующих предприятий и складов. Все это загорелось. На химкомбинате «Монсанто» из 450 рабочих погибло 154 чел. Положение усугублялось тем, что больше половины городских пожарных погибли на «Гранкане».
В 1 час 10 мин. ночи взорвались ещё 2 парохода с грузом селитры и серы — «Хай Флайер» и «Уилсон Б. Кин». Это вызвало новые пожары. На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер. Борьба с огнём длилась около 3 суток.
Итоги трагедии: 581 погибший, 113 пропавших без вести, 5 тысяч раненых. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.
Сенат США назначил комиссию по расследованию трагедии. В результате её работы были установлены следующие причины инцидента:
- Грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры. Её надлежало упаковывать не в бумажные мешки, а в герметичные ёмкости;
- Грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах. Грузчикам не запрещалось курить, и, видимо, окурок послужил причиной возгорания.
- Беспечное отношение администрации порта и капитана парохода «Гранкан» к аммиачной селитре как простому безобидному удобрению, а на деле являющейся ещё и сильнейшим взрывчатым веществом.
- Неосведомленность местной пожарной охраны Техас-Сити о правильном тушении аммиачной селитры.
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
6. Взрыв в Га́лифаксе (англ. Halifax Explosion) — взрыв, произошедший 6 декабря 1917 года в гавани канадского города Галифакса. Французский военный транспорт «Монблан» (англ.)русск., загруженный практически одной взрывчаткой (тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой), столкнулся с норвежским кораблём «Имо». На судне начался пожар, приведший к взрыву, в результате чего порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2 тыс. человек погибли под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9 тыс. человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Об этом событии в 2003 году был снят мини-сериал «Разрушенный город»[1]. Взрыв в Галифаксе входит[2] в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи[3].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Взрыв_в_Галифаксе
Вспомогательный транспорт «Монблан» (длина — 97,5 м; ширина — 13,6 м; вместимость — 3121 т) был построен в 1899 г. в Англии и принадлежал французской судоходной фирме «Компани женераль трансатлантик» (фр. Compagnie Générale Transatlantique).
25 ноября 1917 года судно встало под загрузку в Нью-йоркском порту. На него погрузили жидкую и сухую пикриновую кислоту — 2300 тонн; тротил — 200 тонн, пироксилин — 10 тонн, бензол в бочках — 35 тонн. Судно направлялось в Бордо. Капитаном был Эме Лё Медек (фр. Aime Le Medec).
Промежуточным пунктом на маршруте был Галифакс, где формировались конвои для перехода через Атлантику. «Монблан» прибыл на внешний рейд Галифакса вечером 5 декабря. На следующее утро около 7 часов «Монблан» начал заходить в порт. В это же время из порта начал выходить норвежский пароход «Имо». Когда суда сблизились, оба капитана стали совершать рискованные маневры, и в результате «Имо» протаранил «Монблан» в правый борт, при этом было разбито несколько бочек и огнеопасный бензол разлился по «Монблану». Капитан «Имо» тут же дал машине задний ход, высвободился из пробоины и ушёл. При расцеплении судов трение металла о металл вызвало сноп искр, от которых вспыхнул растекшийся бензол и начался пожар.
Зная о характере груза, Ле Медек сразу же дал команду покинуть судно. Все с «Монблана» благополучно добрались до берега, бросив смертельно опасный груз на произвол судьбы. Горящий «Монблан» начал дрейфовать в сторону берега и в итоге навалился носом на деревянный пирс.
О характере груза на «Монблане» в Галифаксе знали считанные единицы. Население города прильнуло к окнам. Многие вышли на прогулку на набережную, чтобы получше рассмотреть редкое зрелище — горящий пароход. В 9 часов 06 мин. произошёл чудовищный взрыв. О его силе говорит такой факт — 100-килограммовый кусок шпангоута «Монблана» был найден в лесу в 12 милях (19 км) от эпицентра взрыва[4].
Разрушения были ужасны, количество погибших и раненых огромно. Многие раненые замерзли в обломках, так как на следующий день похолодало и начался буран. Многие люди сгорели заживо, так как от разрушенных печей начались массовые пожары, бушевавшие несколько дней.
13 декабря 1917 году в уцелевшем здании городского суда Галифакса началось разбирательство. Оно закончилось 4 февраля 1918 г. Виновными были признаны Ле Медек и местный лоцман Маккей, которые были арестованы. Однако через год с небольшим, после рассмотрения дела Верховным судом Канады, оба были освобождены, и им вернули лицензии судоводителей.
Международный суд, рассматривая иски обеих судоходных компаний, пришёл к выводу, что в столкновении в равной степени виноваты капитан «Имо» (погибший при взрыве) и «Монблана». Однако французское правительство такое решение не признало. Ле Медек продолжал служить в фирме «Компани женераль трансатлантик» до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, он был награждён орденом Почётного легиона.

7. Бхопа́льская катастро́фа — крупнейшая по числу жертв техногенная катастрофа в современной истории, произошедшая в результате аварии на химическом заводе, принадлежащем американской химическо-промышленной корпорации Union Carbide[en], в индийском городе Бхопал (столице штата Мадхья-Прадеш) ранним утром 3 декабря 1984 года. Катастрофа стала причиной смерти по крайней мере 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тысяч — в последующие годы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бхопальская_катастрофа
С 1970 года правительство Индии стало проводить политику по привлечению иностранных инвестиций в местную промышленность, и в рамках одной из программ Union Carbide получила разрешение на постройку в Бхопале завода по производству пестицидов для нужд сельского хозяйства. Завод был построен дочерней компанией Union Carbide India Limited (UCIL). Изначально планировалось, что для производства пестицидов завод будет импортировать часть химикатов, произведённых на других предприятиях корпорации, но в условиях обострившейся конкуренции на местном рынке, на бхопальском заводе освоено собственное производство необходимых химикатов, требующее более сложных и опасных процессов, нежели проектировалось изначально.
Неурожаи в Индии в 1980-х годах снизили спрос на продукцию завода и его подготовили к продаже к июлю 1984 года. Однако покупатель не был найден, и работа на заводе продолжалась на оборудовании, которое к тому времени уже не соответствовало нормам безопасности[1].
Завод производил популярный в то время инсектицид Севин (карбарил, 1-нафтил-N-метилкарбамат), производившийся реакцией метилизоцианата с α-нафтолом в среде четырёххлористого углерода. Метилизоцианат хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тыс. литров жидкости.
Непосредственной причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения (39,5 °C), что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал (находящийся в 2 км от предприятия). Большое число жертв объясняется высокой плотностью населения, несвоевременным информированием населения, нехваткой медперсонала, а также неблагоприятными погодными условиями — облако тяжёлых паров разносилось ветром.
Причина катастрофы до сих пор официально не установлена. Среди версий преобладают грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия. В американском документальном телесериале «Секунды до катастрофы» сделан вывод, что, несмотря на принципиальную возможность саботажа, первым звеном в приведшей к катастрофе цепочке стала экономическая ошибка при оценке спроса на продукцию завода, что привело к требованиям менеджмента корпорации-владельца к руководству убыточного завода снизить издержки, в результате чего на предприятии стали экономить на мерах по обеспечению безопасности. В фильме продемонстрировано, что все защитные системы оказались неработоспособны или неэффективны, приборы не отражали реального состояния ёмкостей, был уволен инспектор по безопасности, а наиболее эффективное защитное средство — дожигающая газ труба — оказалась разобранной и не восстанавливалась в течение нескольких недель. Согласно авторам фильма, компания не представила ни одного весомого доказательства в пользу теории саботажа, то есть сфабриковала эту версию для спасения корпоративной репутации.

8. Взрыв на химическом заводе в Оппау — тяжёлая техногенная катастрофа, произошедшая 21 сентября 1921 года на химическом предприятии компании BASF, расположенном близ городка Оппау, области Пфальц, входившей на тот момент в состав Баварии (ныне входит в состав города Людвигсхафена-на-Рейне, земля Рейнланд-Пфальц), и повлёкшая массовые жертвы и значительные разрушения.
Взрыв произошёл на заводе анилиновых красителей и удобрений, где также выпускались компоненты взрывчатых веществ и отравляющий газ фосген. За несколько месяцев до катастрофы на предприятии уже произошла тяжёлая авария, повлёкшая гибель ста человек: взорвалась ёмкость, в которой смешивали азот с водородом.
Непосредственной причиной трагедии послужила детонация при использовании взрывчатки для раздробления слежавшихся запасов сульфата и нитрата аммония[1], складируемых в ожидании сезонного пика продаж сельхозудобрений в расположенном рядом выработанном глиняном карьере[2]. До этого длительное время для этих целей использовались картонные трубки с чёрным порохом, не вызывавшим детонации. Однако подрядчик-взрывник решил сэкономить и применил для разрыхления слежавшихся солей более мощную взрывчатку — рекарок (смесь бертолетовой соли с бензином)[2], которая инициировала детонацию взрывчатой смеси[3]. Взорвалось 12 тысяч тонн смеси сульфата и нитрата аммония, энергия взрыва оценивалась в 4—5 килотонн тротилового эквивалента[2].
В Оппау из 1000 строений 800 было разрушено, 7500 человек остались без крова[4]. В результате взрыва были разрушены близлежащие деревни Франкенталь и Эдигхайм. Стоявшие на близлежащих станциях поезда были сброшены с путей, а в радиусе 70 км, включая города Людвигсхафен и Мангейм, были выбиты стёкла во всех постройках[5], звук взрыва был слышен даже в расположенном в 300 км Мюнхене. После взрыва, оставившего воронку размером 90 на 125 м и глубиной 20 м, начался сильный пожар, который был потушен только через несколько дней. Жертвами катастрофы стали 561 человек, свыше полутора тысяч получили ранения и ожоги[1].
Невиданная мощность взрыва спустя десятилетия вызвала слухи о том, что якобы в Оппау взорвался ядерный заряд, сконструированный «гениальнейшими умами Германии»[6].
Катастрофа в Оппау послужила для описания взрыва химического завода «Анилиновой компании» в Германии в романе А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»

9. Затопление Бостона патокой случилось 15 января 1919 года после того, как в бостонском районе Норт-энд взорвался гигантский резервуар с мелассой, и волна сахаросодержащей жидкости пронеслась по улицам города со скоростью около 60 км/ч. Жертвами затопления стал 21 человек, ещё 150 попали в больницы.
Катастрофа произошла на алкогольном заводе компании Purity Distilling Company во время постепенной реализации «сухого закона». Ферментированная меласса в то время широко использовалась для получения этанола. Накануне введения полного запрета владельцы стремились изготовить и реализовать как можно большее количество продукции.
День выдался необычайно тёплый. Видимо, из-за усталости металла в переполненном резервуаре с 8700 м³ патоки (диаметром 27 м, высотой 15 м) разошлись соединённые заклёпками стальные листы. Очевидцы слышали громкие хлопки, напоминающие пулемётные очереди. Земля дрогнула, как будто прошёл поезд[1].
На улицы города хлынула волна патоки высотой от 2,5 до 4,5 м[2]. Давление патоки было настолько велико, что сдвинуло с путей грузовой состав. Близлежащие здания были затоплены на метровую высоту, некоторые из них обрушились. Люди, лошади гибли от удушья, будучи неспособными выбраться из вязкого вещества.
Спасательная операция продолжалась четыре дня. В зоне катастрофы был развёрнут передвижной госпиталь «Красного креста». Для ликвидации последствий в город вошло подразделение ВМС США. Извлечённые из патоки тела опознать было практически невозможно. На очищение улиц от патоки ушло 87 тысяч человеко-часов. Долгое время местные жители страдали от удушья и кашля.
Местные жители подали иск на владельцев резервуара. Хотя последние винили в организации взрыва анархистов[3], пострадавшие добились выплат общей суммой в 600 тысяч долларов (примерно 8,5 миллионов долларов по курсу 2015 года[4]). Резервуар восстанавливать не стали, сейчас на его месте находится бейсбольная площадка. По словам бостонцев, даже сейчас в знойные дни от старых домов исходит запах карамели[5].

10.Взрыв в Техас-Сити — техногенная катастрофа, случившаяся 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Гранкан» (фр. Grandcamp) привёл к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате взрыва погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Однако количество погибших людей увеличилось из-за сильного пожара в городе и последующих двух взрывов судов, которые имели на борту аналогичный груз. Всего в результате данной трагедии погибло более полутора тысяч человек, ещё несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города были полностью разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или сгорели. Более 1100 автомобилей были повреждены и 362 грузовых вагонов искорёжены — имущественный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Эти события вызвали первый коллективный иск против правительства США.
«Гранкан», судно типа Либерти было спущено на воду в ноябре 1942 года в Калифорнии. Его длина составляла 135 метров, ширина 17,6 метров, валовая вместимость 7176 регистровых тонн. Судно ходило под французским флагом и было приписано к порту Марсель. Его капитаном был Шарль де Желлябон. К 16 апреля «Гранкан» уже 4 дня загружался аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках.
Когда 16 апреля в 8 часов утра началась погрузка, был замечен идущий из трюмов дым. Его стали заливать водой и содо-кислотными огнетушителями, что не принесло результата. Руководивший работами помощник капитана запретил использовать систему пожаротушения водой под предлогом того, что вода могла испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. В 8 час. 20 мин. крышки люков были сорваны и показался открытый огонь.
Вся команда, кроме капитана, сошла на берег. На судно прибыли 27 городских пожарных (из 50 имеющихся в городе). На пирсе собралась внушительная толпа людей. В 9 часов 12 минут раздался взрыв.
Вода у пирса, где стоял «Гранкан» испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись в радиусе двух миль. Взрывной волной были сбиты два небольших самолета, находящихся в воздухе. Погибли сотни людей.
Техас-сити был «городом химии» с массой соответствующих предприятий и складов. Все это загорелось. На химкомбинате «Монсанто» из 450 рабочих погибло 154 чел. Положение усугублялось тем, что больше половины городских пожарных погибли на «Гранкане».
В 1 час 10 мин. ночи взорвались ещё 2 парохода с грузом селитры и серы — «Хай Флайер» и «Уилсон Б. Кин». Это вызвало новые пожары. На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер. Борьба с огнём длилась около 3 суток.
Итоги трагедии: 581 погибший, 113 пропавших без вести, 5 тысяч раненых. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.
Сенат США назначил комиссию по расследованию трагедии. В результате её работы были установлены следующие причины инцидента:
- Грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры. Её надлежало упаковывать не в бумажные мешки, а в герметичные ёмкости;
- Грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах. Грузчикам не запрещалось курить, и, видимо, окурок послужил причиной возгорания.
- Беспечное отношение администрации порта и капитана парохода «Гранкан» к аммиачной селитре как простому безобидному удобрению, а на деле являющейся ещё и сильнейшим взрывчатым веществом.
- Неосведомленность местной пожарной охраны Техас-Сити о правильном тушении аммиачной селитры.
А хде "Форт Стайкин" (1,5 ктн) и взрыв в Порт-Чикаго (2 ктн)?
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.460
Адрес
Липецк
А хде "Форт Стайкин" (1,5 ктн) и взрыв в Порт-Чикаго (2 ктн)?
Не помню почему нет. Возможно, с счёл эти происшествия схожими и решил что одного Галифакса будет достаточно. Я подборку для жены делал, она семинар по ТБ потом читала.
 

Supremum

Активный участник
Сообщения
29.460
Адрес
Липецк
А Уфимскую жд катастрофу 89 года?
Вот скажи, нет ли у тебя списка из пунктов так пятидесяти, почему ты не зануда?
По сабжу. Мне 10 было достаточно. Хочешь, допиши ещё те которые сочтёшь нужными.
 

Бабуин382

Активный участник
Сообщения
2.536
Адрес
г.Новосибирск
Взрыв на ста́нции Свердло́вск-Сортиро́вочный (ныне Екатеринбу́рг-Сортиро́вочный) — чрезвычайная ситуация, произошедшая рано утром 4 октября 1988 года в городе Свердловске (СССР).
Эти дуболомы, ИМХО, никаких выводов не сделали, а может это другие дуболомы были через три года - спустили меня под горку с неисправной ракетой, вагоном ТВР, вагоном -легковесом и теплушкой-караулкой (надписи" с горки не спускать" на всех вагонах, кроме теплушки). Х.ракнули, извините, так, что печка опрокинулась и искры начали уходить в дырку от трубы - на стоящий рядом состав с сжиженным газом. Мужики в жилетах показали, как пользоваться матюгальником на столбе - я разматерился на весь Свердловск-товарный, через какое-то время оттащили в тупик и комендач пришел на разборки...
 

AHIM

Активный участник
Сообщения
1.497
Адрес
USSR
Подводная лодка KNM «Uthaug» (S304) предположительно следует в базу Ramsund. Субмарина сообщает об ограничении в маневрировании и следует в сопровождении спасательного буксира «Borg Mini» и корабля береговой охраны KV «Sortland».

r2umVJcGgq4.jpg

IvO2FpJk_8A.jpg

vDnOPjGRnLw.jpg

Dzu4uOOU0AEWQYs
 

Kotus

Активный участник
Сообщения
9.971
Адрес
г. Волжский
Выведенная из состава Тихоокеанского флота дизельная подлодка (Б-260 Чита) частично затонула по пути на утилизацию в Приморском крае. Об этом сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Федерального агентства морского и речного транспорта.
«В час ночи в четверг поступило сообщение о том, что в Приморье во время буксировки на утилизацию выведенной из состава Тихоокеанского флота дизельной подводной лодки неподалеку от залива Восток произошло касание дна кормовой частью подлодки. При этом носовая часть осталась в надводном положении», — сказали в пресс-службе. Там отметили, что людей и топлива на борту подводной лодки нет, какие-либо угрозы отсутствуют. Инцидент произошел по пути из Владивостока в Находку в месте, где глубина составляет 47 метров. При этом длина самой субмарины — 72 метра.
Буксир «Лазурит» Морспасслужбы сразу же после произошедшего встал на якорь и ждет решения Тихоокеанского флота о направлении к аварийной субмарине специального судна для организации аварийных и судоподъемных работ. В свою очередь отдел информации Тихоокеанского флота сообщил, что списанная подлодка буксировалась в Находку. «В ноябре текущего года корпус субмарины в соответствии с подписанными документами передан в собственность акционерному обществу «Металло-перерабатывающий завод «Аскона», который и осуществлял буксировку бывшей подлодки на утилизацию в Находку», — говорится в сообщении. Информированный источник сообщил агентству, что владельцы пока не обращались в ТОФ за помощью в подъеме лодки.
https://ria.ru/20191212/1562299718.html
 
Сверху