Авиационные двигатели

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
ОДК в 2021 году выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 https://www.aex.ru/news/2022/3/31/242985/
На текущий момент Климов - единственный производитель этих движков в России, и даже на эти мощности он вышел относительно недавно, несколько лет после 14 года, когда прекратились поставки с Мотор Сич, выпуск вертолётов шёл через пень-колоду из-за нехватки двигателей.

Итак, мы имеем триста двигателей в год. Это универсальные двигатели, идущие на по сути все наши вертолёты, за исключением лёгкой мелочи типа Ансатов и Ка-226, а так же малосерийных Ми-26. На движках этой серии летают Ми-8/Ми-17, Ми-35, Ми-28, Ка-52, а так же некоторые самолёты. Опустим самолёты для грубой прикидки - в год мы имеем возможность для моторизации полутора сотен вертолётов, как военных, так и гражданских. Вроде бы не так чтоб сильно плохо, да? Вспомним, что часть этих вертолётов идёт на экспорт, серия Ми-8 вообще самая ходовая на мировом рынке винтотрясов, берут их очень даже охотно. А потом вспомним, что вертолётные движки вообще-то имеют определённый ресурс. Известные мне цифры по ТВ-3-117ВМА2 - это 6000 часов. Это общий гарантированный ресурс двигателя, на ремонт и капитальное обслуживание он должен вообще после полутора тысяч часов эксплуатации ехать. Конечно, это вовсе не означает, что после шести тысяч часов налёта с данными движками наша вертушка тут же рухнет с неба. Но тем не менее, шесть тысяч часов - это тот гарантированный жизненный цикл, за который мы можем поручиться, после чего мы скорее всего будем искать новые двигатели для нашего уже существующего вертолёта, а эти поедут обратно на завод.

Вот вам небольшой инсайд с Псковского военного аэродрома. На этот аэродром среди прочих базируется несколько ударных вертолётов, Ка-52 и Ми-28. Точное количество можете прикинуть сами, вообще-то это не какая-то военная тайна, но зачем облегчать чужой разведке работу? Так вот - эти вертушки приняли самое деятельное участие в текущих событиях на Украине. За первую неделю налёт каждой из них составил более ста часов. Это вообще-то очень дофига, я могу только выразить глубокий респект летунам, выполняющим боевые задачи в подобном режиме, однако это война. Два-три месяца войны - и вертолёты уходят на ремонт двигателей, даже если вообще не попадали под обстрел. Условный год боевых действий или несколько лет боевой учёбы - и движки надо менять.

Сейчас у нас в строю ЕМНИП около сотни Ми-28Н/НМ и порядка полутора сотен Ка-52. Плюс что-то около четырёхсот Ми-8 в войсках и ещё около 60 Ми-35М. Цифры приблизительные, с точностью до каждого конкретного борта я не считал, но масштаб вопроса иллюстрируют. Всё это эксплуатируется, хотя и далеко не всё воюет, тратит ресурс. Условные семьсот вертушек только в армии, а ведь тех же восьмёрок на гражданке летает куда больше, чем в войсках. На всю эту ораву плюс на обслуживание машин за бугром плюс на выпуск новых машин в год мы получаем три сотни движков.

Да, часть вертолётов старых выпусков летает на старых движках, в том числе ещё советского или украинского производства. И да, далеко не каждая вертушка за год даже межремонтный ресурс движков выработает. Тем не менее, мы вполне можем понять, почему, например, производство боевых вертолётов для наших вооружённых сил идёт такими черепашьими темпами. А ведь потребность в них крайне высока, а уж про гражданскую авиацию можно вообще не заикаться. Двигателей серии ТВ-3-117требуется в разы больше, чем на текущий момент способен выдать Климов.
 

TimeJedi

Активный участник
Сообщения
6.044
Адрес
Воронеж
ОДК в 2021 году выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 https://www.aex.ru/news/2022/3/31/242985/
Много раз слышал мнение что в России проблема с выпуском вертолётных двигателей. Даже в соседней теме вчера про это упомянули. С объёмами смотрю более менее всё нормально. Что тогда не нравится людям? Ресурс или что они не на Украине сделаны?
 

Лось

Активный участник
Сообщения
6.059
Адрес
г. Ухта
Много раз слышал мнение что в России проблема с выпуском вертолётных двигателей. Даже в соседней теме вчера про это упомянули. С объёмами смотрю более менее всё нормально. Что тогда не нравится людям? Ресурс или что они не на Украине сделаны?
Я вообще-то выше довольно подробно расписал, почему с объёмами всё не нормально. И про ресурс в том числе. Кроме того, Климов лишь недавно вышел на эти темпы, и таки да - с ресурсом двигателей, а конкретно - лопаток - долго были проблемы.

Производство российских вертолётов до проблем с чипами, связанных с войной, тормозилось прежде всего именно из-за нехватки двигателей. Насколько скажутся новые санкции - не знаю, я без понятия, какие чипы и кристаллы там применяются.
 

TimeJedi

Активный участник
Сообщения
6.044
Адрес
Воронеж
Я вообще-то выше довольно подробно расписал, почему с объёмами всё не нормально. И про ресурс в том числе. Кроме того, Климов лишь недавно вышел на эти темпы, и таки да - с ресурсом двигателей, а конкретно - лопаток - долго были проблемы.

Производство российских вертолётов до проблем с чипами, связанных с войной, тормозилось прежде всего именно из-за нехватки двигателей. Насколько скажутся новые санкции - не знаю, я без понятия, какие чипы и кристаллы там применяются.
Благодарю за исчерпывающий ликбез. Да 300шт в год выходит очень мало.
 

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
Эскизный проект основных узлов перспективного газогенератора для авиационного двигателя 5-го поколения тягой 24 тонны находится на финальной стадии разработки в рамках совместного проекта ПАО «ОДК-Кузнецов» и Самарского университета им. академика С.П. Королева в составе Инжинирингового центра и КБ «Двигателестроение». Газогенератор – это «сердце» авиационного двигателя, состоящее из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления.
Данный газогенератор может быть использован в двигателях перспективных гражданских самолетов дальней и транспортной авиации. Основной задачей разработчиков является принципиальное улучшение топливной эффективности и снижение массы газогенератора и двигателей на его основе. По техническому заданию необходимо улучшить эти показатели минимум на 10-15% по отношению к газогенератору двигателя-прототипа НК-32 (использовался на советском сверхзвуковом лайнере Ту-144).
уже разработаны трехмерные геометрические модели основных узлов, таких как компрессор высокого давления, камера сгорания и турбина высокого давления, и сейчас проводится их оптимизация на основе цифровых моделей физических процессов, происходящих в них.
«При работе над созданием генератора активно используются технологии цифровых двойников: работоспособность газогенератора и его основных элементов подтверждается трехмерными расчетами в программных комплексах численного моделирования с использованием суперкомпьютеров»,.
следующим, заключительным этапом работ в совместном проекте Инжинирингового центра и ПАО «ОДК-Кузнецов» станет технический проект, в результате которого будут сформированы детальные трехмерные модели основных узлов газогенератора.
концепция Объединенной двигателестроительной корпорации предусматривает использование единого перспективного газогенератора в линейке турбореактивных двухконтурных двигателей тягой от 18 до 28 тонн, а также в газоперекачивающих приводах мощностью до 32 МВт.
 

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха успешно выполнила программу стендовых испытаний первого опытного двигателя ПД-8. Подтверждены работоспособность двигателя и его систем, основные параметры, заложенные в техническое задание, правильность конструкторских решений.
«Также запланированы испытания двигателя в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и большой комплекс инженерно-технических расчетов.»
 

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
На испытательном стенде АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха было выполнено 25 успешных запусков двигателя-демонстратора ВК-1600 В. Испытательные работы продолжаются.
В ходе испытаний двигателя-демонстратора ВК-1600 В проведен комплекс опытных работ: отладка запуска двигателя; проверка совместного функционирования узлов и систем на различных режимах; оценка соответствия полученных параметров техническому заданию на изделие.
«В ближайшее время будут продолжены испытания двигателя-демонстратора с доработанными элементами конструкции, а также выполнена проверка работы узлов в составе автономных установок. Кроме того, в этом году планируется изготовить опытные образцы для сертификационных испытаний».
Двигатель ВК-1600 В разработки АО «ОДК-Климов» предназначен для установки на многоцелевые и специальные вертолеты взлетной массой 5-8 т. Первым объектом применения является перспективный многоцелевой вертолёт Ка-62.
Мощность ВК-1600 В на взлетном режиме составляет 1400 л.с., на режиме 2,5 минутной мощности при отказе одного двигателя — 1750 л.с. Удельный расход топлива на взлётном режиме — 200 г/л.с.*ч.
 

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
«ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха проводит работы по адаптации двигателя ВК-650В для ремоторизации вертолетов типа «Ансат», Ка-226Т и других вертолетов.
В настоящее время оформлено дополнение к техническому заданию, в завершающей стадии оформления находятся стыковочные планы-графики ОКР по вертолетам и двигателю. В рамках дальнейшей работы над двигателем планируется применение современной технологии «цифрового двойника». С ее помощью будут проводиться высокопроизводительные вычисления, разработка системы управления, моделирование натурных испытаний, оптимизация процесса автоматизации обмена данными и их обработки.
«С учетом возможности широкого применения ВК-650В будут проведены стендовые испытания опытных образцов унифицированного двигателя. В этом году предстоит обеспечить вертолет „Ансат“ натурными макетами для компоновки систем, в следующем году поставить двигатели для летных испытаний. В 2024 году планируется получить сертификат типа и начать серийное производство отечественного турбовального двигателя для вертолетов типа „Ансат“ и Ка-226Т».
К преимуществам ВК-650В относятся модульность конструкции, высокий ресурс двигателя, цифровая система автоматического регулирования типа FADEC. Унифицированный двигатель может применяться на различных типах многоцелевых вертолетов, как в двухдвигательной, так и в однодвигательной модификациях. В настоящее время ведутся инженерные испытания силовой установки.
АО «ОДК» инициировало работы по разработке двигателя в классе мощности 500-600 л.с. в 2019 году. Головным разработчиком двигателя является АО «ОДК-Климов». Двигатель-демонстратор был создан в 2020 году, первый запуск с розжигом камеры сгорания состоялся в январе 2021 года. Также в прошлом году был изготовлен первый опытный образец двигателя.
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
25.05.2022 (11:00)
Брифинг Минобороны России
Высокоточными ракетами большой дальности воздушного и морского базирования в городе Запорожье уничтожены производственные цеха завода «Мотор Сич», выпускавшие авиационные двигатели для боевой авиации воздушных сил Украины, в том числе беспилотных летательных аппаратов.
***************
новости авиационного двигателестроения с Украины
 

Fencer

Активный участник
Сообщения
4.741
Адрес
Комсомольск-на-Амуре

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха, администрация Санкт-Петербурга и управляющая компания особой экономической зоны заключили трехстороннее соглашение. В его рамках на территории ОЭЗ Северной столицы будет расширено производство авиадвигателей, в том числе возведены производственно-конструкторский корпус, цех разработки, комплекс для стендовых испытаний.
Соответствующее соглашение в рамках ПМЭФ-2022 подписали АО «ОДК-Климов», управляющая компания АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» и администрация Санкт-Петербурга.
На площадке ПМЭФ статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев вручил свидетельство о резидентстве генеральному директору АО «ОДК» – управляющей компании АО «ОДК-Климов» Александру Артюхову.
Объем инвестиций в развитие производственного комплекса «ОДК-Климов» до 2026 года оценивается в 37,7 млрд рублей.
Рост спроса на воздушные суда российского производства ставит перед «ОДК-Климов» задачу по увеличению количества выпускаемых двигателей. Предприятие серийно выпускает газотурбинные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 для российских вертолетов, ведет проекты по созданию новых двигателей для вертолетов «Ансат», Ка-226, Ка-62, гибридной силовой установки и систем автоматического управления. Для наращивания темпов производства на территории ОЭЗ «Новоорловская» к 2026 году будет построен производственно-конструкторский комплекс. Площадь застройки — 4,9 га. Реализация проекта позволит создать почти тысячу новых рабочих мест, — сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков.
Согласно документу, подписанному сторонами, АО «Особая экономическая зона «Санкт-Петербург» обеспечит на площадке «Новоорловская» создание и предоставление объектов инфраструктуры.
************
Планы огого и финансирование соответствующие, очень бы хотелось увидеть успешное завершение
 

грач

Активный участник
Сообщения
8.526
Адрес
Россия
В производственном комплексе «Салют» АО «ОДК» завершили второй этап перспективного проекта по созданию цифрового двойника АИ-222-25 для самолета Як-130. Специалисты подготовили цифровые модели серийного двигателя, разработали, верифицировали и интегрировали расчетные модели в отечественную цифровую платформу.
АИ-222-25.jpg
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
61.468
Адрес
г. Пермь
Тихая революция: создан мощнейший российский двигатель для самолёта с вертикальным взлётом без поворотного сопла
24 июня

История самолётов с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП) началась в 60-х годах прошлого века с палубного штурмовика Як-36. В 70-е появился первый сверхзвуковой самолёт СВВП, ставший родоначальником машин этого класса во всем мире. Для него использовали двигатель P79-300 от АМНТК «Союз». Именно работы по его модификации впоследствии привели к революции в мировом авиастроении.


Project SFERA Live — Подписывайтесь...


Первый в небе

Як-36 стал прототипом всех советских самолётов с вертикальным взлётом. До серийного выпуска не дошло, так как штурмовик не мог нести боевую нагрузку, но на его основе был разработан Як-38. К 70-м годам разработки СВВП имели многие европейские страны. Однако первым сверхзвуковым самолётом подобного класса стал непревзойдённый Як-141, имевший отклоняемый до –95° вектор тяги. Но наиболее примечателен в нем — экспериментальный двухконтурный двигатель P79-300 («Изделие 79») с форсажной камерой.

Этот двигатель уникален по многим параметрам. Так, он превзошел по мощности RB.153 от Rolls-Royce — первый реактивный двигатель с форсажной камерой и отклоняемым вектором тяги — в 5 раз. Тяга P79-300 (без форсажа) даже на 10% превышала таковую у двигателя Д-30Ф6, устанавливаемого на МиГ-31.

Есть информация, что данные по двигателю P79-300 «утекли» в Китай и на их основе создали двигатель WS-15. Действительно, одна из его модификаций имеет поворотное сопло. По этой причине на использовании двигателя «Союза» в российском авиастроении был поставлен крест. Но, как мы уже сказали, разработки в этом направлении не прекратились, и в 2000-х появился P179-300.


Схема поворота сопла повторяет советский Р-79-300 — Project SFERA Live

 Р-79-300

Схема поворота сопла повторяет советский Р-79-300 — Project SFERA Live​

Новая генерация и рекордная тяга

У Р179-300 отсутствует поворотное сопло, но на форсаже двигатель выдаёт 19800 кгс. Это абсолютный рекорд среди аналогов. Два двигателя P179-300 планировали устанавливать на Су-47, который весил более 26 тонн, но самолёт не оправдал ожиданий. Впоследствии и на Су-57 предпочтение отдали АЛ-41Ф1 от ОКБ им. Люльки, который, впрочем, тоже не оправдал ожиданий (но об этом в другой раз). Возможно, проблема была в габаритах P179-300: он был на 2 м длиннее и тяжелее АЛ-41Ф1.

Но и в этот раз АМНТК «Союз», лишившись контракта, продолжил работу. В 2019 году конструкторы представили P579-300. Двигатель развивает тягу до 23000 кгс на форсаже при тех же габаритах, что и у аналогов (длина двигателя уменьшилась на 2,5 м по сравнению с предшественником). В этом двигателе разработчикам удалось реализовать беспрецедентное решение.


Project SFERA Live — Поставьте лайк...

Безумие, реализованное в металле

P579-300 имеет адаптивную степень двухконтурности (от 3 и более) и регулируемую степень сжатия. Кроме того, инженеры предложили реализовать вертикальный взлёт и посадку без поворота основного сопла.

«… за счёт использования подъёмного вентилятора и отбора воздуха от внешнего контура, который будет выбрасываться через направленные вниз небольшие сопла в центральной/хвостовой части фюзеляжа и на законцовках крыльев (последние должны использоваться для стабилизации СВВП). При этом температура реактивной струи, направленной вниз, составит порядка 150–200 градусов Цельсия, что полностью решит проблему разрушения материалов ВПП при вертикальном взлёте (или взлёте с коротким разбегом) перспективных СВВП», — пояснили в Авиамоторном научно-техническом комплексе «Союз».

Project SFERA Live

Тихая революция: создан мощнейший российский двигатель для самолёта с вертикальным взлётом без поворотного сопла

Плоское сопло проходило испытания на двигателе Р-179-300


Ещё одна важная особенность в том, что к валу двигателя можно подключить нагрузку до 40 МВт. Это позволит разместить на валу подъёмный вентилятор и/или генератор для перспективных боевых систем (лазерных комплексов) и отказаться от вспомогательного подъёмного двигателя.

Неожиданные преимущества

Возможность отбора больших объёмов воздуха с внешнего контура дает ещё ряд преимуществ. Одно из таких — возможность управления пограничным слоем. Это необходимо для улучшения управляемости при больших углах атаки и увеличения подъёмной силы крыла при взлёте и посадке. В СССР сдув пограничного слоя был реализован на истребителе МиГ-21 с двигателем Р-11-Ф2С-300, как вы вероятно поняли, разработки АМНТК «Союз».

Мощный поток воздуха может быть использован и для газодинамического управления самолётом. Такие преимущества позволят уменьшить или вовсе отказаться от некоторых аэродинамических органов управления, а также компенсировать возможное снижение управляемости в результате оптимизации планера для снижения радиолокационной заметности.


Project SFERA Live


Впечатляет, что Р579-300 с тягой до 45 тонн можно эксплуатировать и в гражданской авиации. Но о том, как это возможно и как АМНТК «Союз» в очередной раз показал мастер-класс «Пермским моторам», расскажем в одной из следующих статей.
https://zen.yandex.ru/media/sferali...-povorotnogo-sopla-62b4d88ad420de05e3205836?&
 
Сверху