Авиационные средства поражения "воздух-поверхность"

Rand0m

Активный участник
APKWS расширяет возможности классической гидры, а не заменяет её.
Для этих целей есть управляемые ПТРК типо тогоже Вихря или Хелфаера, зачем делать ежа из уже пытаясь делать из НАР управляемую ракету?
 

Eduard_AB

Активный участник
Сообщения
171
Адрес
СПб
Погодите...описание работы блока управления от производителя
В котором написано как раз то, о чем я писал, и с чем Вы пытаетесь спорить: IMU - это всего лишь набор инерциальных датчиков (акселерометров и ДУС-ов). Никакой навигации там нет, в принципе.
И какие такие наинационные задачи она не сможет выполнить с таким набором оборудования?
См.выше.
Все, что оно делает: остановка вращения после пуска и приведение к "плоскостям наведения", стабилизация по крену относительно них, обратная связь по перегрузкам/угловым скоростям и их ограничение. Потому как, если их не ограничивать, такую примитивную систему легко "раскачать" и получить срыв наведения. Ну да, потом хватило ума "модернизировать" ПО для продления участка ГП, чтобы увеличить дальность полета и крутизну на конечном участке.
Поле зрения (каждого) датчика 40 градусов (я ошибся, писал по памяти - поле/угол на самом деле заявлены как 40/28). Похоже на правду.
Оно то похоже, только не в Вашей итертрепации.
40 - это "угол обзора" одного датчика, который обрезается углом отклонения руля, на котором он установлен. Вот как раз около 20-28, на которые можно рассчитывать, и получится. А для всей ГСН, которую сам разработчик "политкорректно" позиционирует как с "распределенной апертурой", рабочим углом является область перекрытия огрызков от тех самых "углов обзора". Т.е. еще меньше.
Вобщем там, чтобы сработало "пустил и забыл", сначала надо незабыть куеву хучу условий/ограничений, которые надо соблюсти выполнить перед и во время пуска.
У нас есть много беспилотников, которые позволяют провести разведку и выполнить подсвет.
Ага всему залпу из блока в одну кучку.
Или стрелять каждой такой УР по штучке, ожидая пока предыдущая долетит от носителя до цели и будет подсвечена следующая цель.
Это все хорошо, пока есть совершенно одинокий "стреляющий", такой же одинокий "подсвечивающий" и вежливая очередь неторопливо, и поодиночке, появляющихся целей.
В этой системе не решена задача целераспределения даже для самого стреляющего изначально.
Т.е. в принципе такую УР уместно вешать на относительно легкий аппарат(БЛА/СЛА), который способен тащить их 2-4шт., или какой нибудь наземный поползень и т.д., используемые в ситуациях, где проблема целераспределения не стоит вообще.
 
Последнее редактирование:

adastra

Участник
Сообщения
22
Адрес
Москва
Для этих целей есть управляемые ПТРК типо тогоже Вихря или Хелфаера, зачем делать ежа из уже пытаясь делать из НАР управляемую ракету?
Дешево и много. В одном блоке Вихрей может быть 6 штук. А в блоке С-8 их 20. Хотя, сейчас складывается впечатление что нужны не Вихри и APKWS, а ЛМУРы. Слишком высокая насыщенность ПЗРК у ВСУ, причем очень опасными Stinger и Martlet.
 

Rand0m

Активный участник
Дешево и много. В одном блоке Вихрей может быть 6 штук. А в блоке С-8 их 20. Хотя, сейчас складывается впечатление что нужны не Вихри и APKWS, а ЛМУРы. Слишком высокая насыщенность ПЗРК у ВСУ, причем очень опасными Stinger и Martlet.
При натягивании на них системы управления уже не дешево. Встречалась циферка одного такого блока управления в 10к зеленых рублей.
 

adastra

Участник
Сообщения
22
Адрес
Москва
При натягивании на них системы управления уже не дешево. Встречалась циферка одного такого блока управления в 10к зеленых рублей.
Вихрь тоже не бесплатный. Старый контракт на 2000 ракет + аппаратуру управления был на 13 млрд рублей. Около $100k за ракету выходит. Ракета без аппаратуры дешевле будет, но не в 10 раз же.

Интересно сколько стоит ЛМУР, цифр не встречал.
 

Rand0m

Активный участник
Вихрь тоже не бесплатный. Старый контракт на 2000 ракет + аппаратуру управления был на 13 млрд рублей. Около $100k за ракету выходит. Ракета без аппаратуры дешевле будет, но не в 10 раз же.
Мощность 1 вихря и мощность одной гидры тоже сравните.
 

First67

Активный участник
Сообщения
693
Адрес
Смоленск
Вихрь тоже не бесплатный. Старый контракт на 2000 ракет + аппаратуру управления был на 13 млрд рублей. Около $100k за ракету выходит. Ракета без аппаратуры дешевле будет, но не в 10 раз же.

Интересно сколько стоит ЛМУР, цифр не встречал.
По контракту 2018 года в тогдашних ценах одна ракета ЛМУР стоила 14,2 млн рублей (227 тыс. долл.)

bmpd
 

Brice

Активный участник
Сообщения
6.418
Адрес
Чебоксары
 
Последнее редактирование:

Brice

Активный участник
Сообщения
6.418
Адрес
Чебоксары
По контракту 2018 года в тогдашних ценах одна ракета ЛМУР стоила 14,2 млн рублей (227 тыс. долл.)

bmpd
Где можно посмотреть на контракт?
Чет я сомневаюсь, что она стоит почти, как Калибр.
 

First67

Активный участник
Сообщения
693
Адрес
Смоленск
Где можно посмотреть на контракт?
Чет я сомневаюсь, что она стоит почти, как Калибр.
Специально внизу сообщения указал источник, откуда взята информация
/bmpd.livejournal.com/4563045.html

P.S. чет я сомневаюсь, что Калибр стоит четверть миллиона долларов
 

Brice

Активный участник
Сообщения
6.418
Адрес
Чебоксары
Специально внизу сообщения указал источник, откуда взята информация
/bmpd.livejournal.com/4563045.html

P.S. чет я сомневаюсь, что Калибр стоит четверть миллиона долларов
Офигенный источник, касаемо контракта на закупку. За разглашение такой информации посодють. Т.ч. фантазии автора пусть такими и остаются.
P.S. чет я сомневаюсь, что Калибр стоит четверть миллиона долларов
В ЖЖ поищите. Там должно быть.)))
 

First67

Активный участник
Сообщения
693
Адрес
Смоленск
Офигенный источник, касаемо контракта на закупку. За разглашение такой информации посодють. Т.ч. фантазии автора пусть такими и остаются.

В ЖЖ поищите. Там должно быть.)))
Если у Вас есть другой источник, сошлитесь на него.
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.166
Адрес
г. Пермь
На днях закончили испытания ракеты Х-МД.
Как я понимаю -- это вот эта вот малышка:

237337133_2864586413759156_73545641789811053_n

235998775_2864586483759149_2619864710425991464_n

238147681_2864586533759144_7281167100367214294_n

237671709_2864586590425805_7186607078067590217_n

238050930_2864586670425797_8238957391070116114_n

237771007_2864586730425791_6688165901726309013_n

236299541_2864586817092449_5199019895977902059_n

237456422_2864586907092440_6738569439819912943_n

236518391_2864586973759100_4090292023163443929_n

237892728_2864587040425760_8932661926239273631_n
Представленная АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в экспозиции Международного Военно-технического форума «Армия-2021» «межвидовая многоцелевая самонаводящаяся ракета малой дальности модульного построения» Х-МД (-Э1 -Э2). Кубинка, 22.08.2021
https://bmpd.livejournal.com/4380637.html

Ракета предназначена для поражения широкой номенклатуры целей в любое время суток на дальности до 40 км. При собственной массе в 110 кг, масса головной осколочно-фугасной части составляет 30 кг. Размеры и вес позволяет использовать эту ракету как с самолетов и вертолетов, так и с ударных беспилотников.
https://topwar.ru/202226-novuju-upr...ytali-puskami-s-rossijskih-bespilotnikov.html

https://dzen.ru/media/velikoross/no...shennee-amerikanskoi-63062a120b55f047149aa949
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.166
Адрес
г. Пермь

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны​

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны


К началу Второй мировой на ближние бомбардировщики и штурмовики, предназначенные для действий по переднему краю и тылам противника, помимо других задач, возлагали борьбу с бронетехникой противника. В то же время на начальном этапе боевых действий для этих самолётов не имелось по-настоящему эффективного специализированного противотанкового оружия.

Авиационное артиллерийское вооружение​

К моменту нападения Германии на СССР на вооружении нашей авиации имелось два типа авиационных пушек: 20-мм ШВАК (Шпитального-Владимирова авиационная крупнокалиберная), конструкция которой была во многом сходна с 7,62-мм авиационным пулемётом ШКАС и 23-мм ВЯ (Волкова-Ярцева). Эти 20–23-мм пушки могли преодолеть только защиту машин, прикрытых противопульной бронёй, и снаряды такого калибра имели невысокое заброневое действие. Увеличение калибра авиационных орудий до 37–45-мм теоретически позволяло бороться со средними танками и при определённой удаче –даже с тяжелыми.

Наиболее массовой советской авиационной пушкой периода Второй мировой войны является 20-мм ШВАК. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который поступил на вооружение еще в 1936 году. Различие было лишь в калибре и боеприпасе. На серийных истребителях 20-мм пушки стали ставить в 1939 году. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и как мотор-пушка.

na-istrebitele-i-16.jpg

20-мм пушка ШВАК в крыле истребителя И-16

Синхронные и крыльевые 20-мм пушки устанавливались на советских истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3. На части британских истребителей «Харрикейн», поставленных в СССР, 20-мм пушками заменили пулеметы винтовочного калибра.

pushka-shvak.jpg

20-мм авиационная пушка ШВАК

Крыльевой вариант ШВАК весил 40 кг и имел длину 1 679 мм. Темп стрельбы – 700–800 выстр./мин. Бронебойно-зажигательный снаряд массой 96 г покидал ствол с начальной скоростью 800 м/с.

Если против авиации противника 20-мм пушки действовали удовлетворительно, то для борьбы с танками они оказались слабыми. Вскоре после начала боевых действий выяснилось, что бронебойный 20-мм снаряд пушки ШВАК способен пробить немецкую броню толщиной до 15 мм (танки Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, БТР Sd Kfz 250) при углах встречи, близких к нормали, с дистанции не более 250–300 м. При углах встречи 30–40°, характерных при атаке с бреющего полёта или с пологого пикирования, снаряды, как правило, рикошетировали.

В 1940 году на вооружение была принята 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23. Отдача 23-мм пушки была достаточно велика, и ее первоначально не устанавливали на истребители. Единственным ее носителем в начальный период войны являлся штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого размещали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Позже ею вооружались штурмовики Ил-10 и частично истребители ЛаГГ-3. Серийные самолеты с 23-мм пушками начали поступать с августа 1941 года.

При весе 66 кг и длине 2 150 мм, пушка делала 550–650 выстр./мин. Снаряд массой 200 г имел начальную скорость 900 м/с и на дистанции 200 м по нормали пробивал 25-мм броню. Ил-2, вооруженный пушками ВЯ-23, мог поражать броню легких танков, при атаке последних сзади или сбоку под углами планирования до 30°.

1666334622.jpg

23-мм авиационная пушка ВЯ

Таким образом, 20-мм и 23-мм авиапушки могли эффективно бороться только с бронетранспортёрами, бронемашинами и лёгкими танками. Кроме того, не всякое пробитие брони малокалиберным снарядом, обладавшим небольшим заброневым действием, приводило к уничтожению или выводу танка из строя.

Осенью 1941 года стало очевидно, что советские авиационные пушки калибра 20–23-мм в состоянии эффективно бороться только со слабо защищёнными машинами, средние танки и САУ им были не по зубам. Кроме того, прогнозировалось увеличение защищённости вражеской бронетехники, и в связи с этим авиаконструктор С. В. Ильюшин предложил вооружить штурмовик Ил-2 14,5-мм пулемётами, созданными на базе пушки ВЯ. Однако это предложение не нашло поддержки у советского военно-политического руководства.

Наибольшей бронепробиваемостью обладал патрон 14,5-мм с пулей БС-41, в которой использовался сердечник из карбида вольфрама. На дистанции 300 м БС-41 уверенно преодолевал 35-мм броню. Однако карбид вольфрама, используемый для изготовления подкалиберных бронебойных снарядов, был дефицитным материалом в течение всей войны. Специалисты резонно отмечали, что расход 14,5-мм авиационных боеприпасов будет в десятки раз больше, чем при стрельбе из противотанковых ружей, а эффективность не намного выше, чем при применении 23-мм снарядов.

Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпушен вариант Ил-2, вооруженный двумя 37-мм пушками ШФК-37. Эта 37-мм авиационная пушка была разработана под руководством Б. Г. Шпитального.

il-2-s-shfk-37.jpg

Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками ШФК-37
Вес пушки ШФК-37 с боекомплектом составлял 302,5 кг. Темп стрельбы – приблизительно 170 выстр./мин, при начальной скорости снаряда 890–900 м/с. В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие и осколочно-зажигательно-трассирующие снаряды.

Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм под углом 45° к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15–16 мм бронебойный снаряд пробивал при углах встречи не более 60° на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм пробивалась с дистанций не более 200 м при углах встречи, не превышающих 5°. Осколочно-зажигательные снаряды имели меньшую бронепробиваемость, но они при попадании в ходовую часть зачастую выводили её из строя и могли эффективно поражать внешние баки, навесное оборудование, стволы орудий, оптику и прицелы.

Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.

Испытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийным Ил-2, вооруженным пушками ШВАК или ВЯ, серьёзно ухудшились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность.

Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена, вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Большой разнос пушек относительно центра масс самолета, а также недостаточная жесткость крепления пушечной установки, приводили к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания. Это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости штурмовика, давало значительное рассеивание снарядов и резкое снижение точности стрельбы. Попасть в цель можно было при длине очереди не более чем в 2–3 выстрела. Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что не имелось возможности ввести поправку в прицеливание. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.

В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно – средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54 %. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика уменьшилась и составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность штурмовика, вооруженного 37-мм пушками.

Несмотря на неудачу с ШФК-37, работы в этом направлении были продолжены. В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы А. Э. Нудельман и А. С. Суранов). Эта пушка имела ленточное питание, благодаря чему темп стрельбы удалось повысить до 240–260 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 810 м/с, вес пушки 171 кг. Благодаря ленточному питанию и меньшему весу, появилась возможность установить новую систему не только на штурмовики, но и на истребители.

-37.jpg

37-мм авиационная пушка НС-37

Войсковые испытания пушки проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 года на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 года на Центральном фронте. В июле 1943 года начались испытания двухместного Ил-2, вооруженного двумя 37-мм пушками НС-37. Всего в войсковых испытаниях участвовало 96 Ил-2 с НС-37.

1666334864_il-2-s-ns-37.jpg

Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-мм пушками НС-37

По сравнению с ШФК-37 авиапушка НС-37 была гораздо компактней, надёжней и обладала большей скорострельностью. Благодаря ленточному питанию удалось уменьшить габариты и вес системы, разместить пушки непосредственно у нижней поверхности крыла. Поверх пушки монтировался относительно небольшой обтекатель, состоящий из двух быстросъемных створок. Лента с 37-мм снарядами укладывалась непосредственно в отсек крыла. Вес одной НС-37 с боекомплектом был немногим более 250 кг.

Однако, как и в случае с ШФК-37, установка пушек НС-37 существенно ухудшила лётные данные и снизила бомбовую нагрузку. Это объяснялось большим разносом масс по размаху крыла, значительным весом пушек боекомплекта и обтекателями, ухудшающими аэродинамику самолета. Продольная остойчивость штурмовиков с НС-37 была существенно хуже, чем у Ил-2, вооруженных 20–23-мм пушками, что отрицательно сказывалось на точности стрельбы. Как и в случае с ШФК-37, прицельная стрельба из одной пушки была совершенно невозможна. Крупнокалиберные авиационные пушки обладали сокрушительной отдачей, негативно влиявшей на узлы и агрегаты самолёта, а боезапас был небольшим. Для того чтобы уверенно попасть из пушки в движущийся танк, пилот должен был обладать достаточно высокой квалификацией.

Согласно отчётам пилотов и данным фотокинопулемётов, число попаданий в цель к израсходованному боекомплекту составило примерно 3 %, а попадания в танки удалось получить в 43 % вылетов. По мнению пилотов, участвовавших в войсковых испытаниях, Ил-2 с 37-мм авиапушками при атаках малоразмерных целей не имел особых преимуществ перед штурмовиком, вооруженным пушками меньшего калибра с нормальной бомбовой нагрузкой и реактивными снарядами. С учётом существенного снижения лётных данных и бомбовой нагрузки специалисты пришли к выводу, что установка НС-37 на Ил-2 себя не оправдала. В связи с этим штурмовики, вооруженные 37-мм орудиями, выпускались очень ограниченно.

С учётом предыдущего негативного опыта, до серийного производства Ил-2, вооруженного 45-мм пушками, дело не дошло. Хотя такой самолёт построили и испытали в конце 1943 года.

-2-s-ns-45.jpg

Штурмовик Ил-2, вооруженный 45-мм пушками НС-45

Авиационная пушка НС-45 была создана на базе НС-37, с сохранением габаритных размеров последней. Вес пушки НС-45 составлял 150–153 кг. Темп стрельбы 260–280 выстр./мин. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.

razmer-snarjadov.jpg

Сравнительные размеры снарядов для 20-мм, 23-мм, 37-мм и 45-мм авиационных пушек

В 1944–1945 гг. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с НС-45 в развале двигателя и боекомплектом 29 патронов. Всего построили 53 самолёта этого типа.

При проектировании Як-9К предполагалось, что эти истребители смогут уничтожать группы вражеских бомбардировщиков с большой дистанции, не входя в зону действия оборонительных установок, и успешно поражать наземные цели.

В период с 13 августа по 18 сентября 1944 года Як-9К проходили войсковые испытания на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 года на 2-м Белорусском фронте. В ходе боевого применения на один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов. Однако испытания фактически проводились в «тепличных условиях», из-за худшей манёвренности Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками.

Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, из-за сильной отдачи, скорость полёта резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.

По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался.
https://topwar.ru/203751-sovetskoe-...vooruzhenie-perioda-vtoroj-mirovoj-vojny.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.166
Адрес
г. Пермь

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны​

Авиационные реактивные снаряды​

С первых дней войны и вплоть до окончания боевых действий советская авиация против вражеской бронетехники активно использовала реактивные снаряды.

i-153.jpg

Истребители И-153 вооруженные реактивными снарядами РС-82

В июне 1941 года большая часть советских истребителей могла нести 82-мм ракеты РС-82, а штурмовики Ил-2 и ближние бомбардировщики Су-2 также вооружались 132-мм реактивными снарядами РС-132, в количестве до 8 единиц.

-2-rannih-vypuskov-s-napravljajuschimi-rs-132.jpg

Штурмовик Ил-2 ранней модификации на лыжном шасси, вооруженный реактивными снарядами РС-132

Подвеска РС-82 и РС-132 под плоскостями самолётов осуществлялась на пусковых установках типа «флейта». Установка реактивных орудий с РС увеличивала огневую мощь, но, из-за большого лобового сопротивления и веса, снижалась скорость и ухудшалась манёвренность.

flejta.jpg


Реактивный снаряд РС-82 имел вес 6,82 кг, заряд топлива – 1,06 кг, боевая часть снаряжалась 360 г тротила. При стрельбе по наземным целям снаряд снабжался ударным взрывателем. Для крепления на пусковой установке снаряд имел четыре ведущих штифта, а стабилизацию в полете осуществляли четыре стабилизатора размахом 200 мм. Половинки стабилизатора отштамповывались из жести и соединялись между собой с помощью сварки. Собранный стабилизатор крепился к уголкам на обтекателе сопла.

-82-s-kontaktnym-i-distancionnym-vzryvateljami.jpg

Реактивные снаряды РС-82 с ударным и дистанционным взрывателями

РС-132 имел в целом аналогичную конструкцию, но был крупней. Общий вес ракеты составлял 23,1 кг, из них заряд топлива – 3,78 кг, заряд ВВ – 1,9 кг.

rs-132.jpg


Максимальная скорость реактивных снарядов превышала 350 м/с. Заявленная дальность стрельбы РС-82 составляла 5 200 м, а РС-132 – 7 100 м. Но на практике максимальная дальность стрельбы даже по крупным площадным целям не превышала 1 000 м. Ввиду значительного рассеивания реактивных снарядов, вероятность попадания в отдельный танк была очень низкой.

rs-82-i-rs-132-pod-krylom.jpg

Макеты РС-82 и РС-132 под крылом Ил-2

На полигонных стрельбах, организованных в сентябре 1941 года для оценки реальной боевой эффективности РС-82 и РС-132, выяснилось, что процент попаданий в одиночный неподвижный танк составил 1,1 %, а в плотную танковую колонну – 3,7 %. Стрельба велась одиночными снарядами и залпом по 2, 4 и 8 снарядов. Наибольшая результативность была получена при залповой стрельбе. Стрельба велась с высоты 100–400 м, с углами снижения 10–30°. Прицеливание начиналось с 800 м, а огонь открывался с 300–500 м.

Кроме того, оставляли желать лучшего поражающие возможности боевых частей РС-82 и РС-132. При прямом попадании РС-82 мог вывести из строя или уничтожить немецкие легкие танки типа Pz.II Ausf F, Pz.38(t) Ausf С, а также бронемашину Sd Kfz 250. Гораздо более тяжелый РС-132 был способен проломить броню средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV. Но разрывы 132-мм снарядов на дистанции более 1 м от танка серьёзных повреждений не наносили.

rs-82-pod-krylom-il-2.jpg

РС-82 под крылом Ил-2

Тем не менее РС были весьма эффективным оружием против площадных (артиллерийские батареи и позиции войск) и линейно вытянутых целей (транспортные колонны и железнодорожные составы). В первые месяцы войны была выработана оптимальная тактика действий по скоплениям вражеских войск. Вражеские колонны и бронетехнику на марше Ил-2 обычно атаковали с бреющего полета (высота подхода к цели 25–35 м) вдоль колонны или под углом 15–20 ° к ее длинной стороне. Как правило, первый удар реактивными снарядами и пушками наносился по голове колонны с целью блокирования движения. Дальность открытия огня 500–600 м. Перед пуском реактивных снарядов осуществлялась пристрелка трассирующими пулями из пулемётов ШКАС. Чаще всего прицеливание осуществлялось «по колонне» без выбора конкретной цели.

В 1941 году специально для борьбы с танками были спроектированы авиационные реактивные снаряды с бронебойной боевой частью: РБС-82 и РБС-132. 82-мм снаряд по нормали пробивал броню толщиной 50 мм, а 132-мм – 75 мм броню. Эти снаряды, созданные на базе РС-82 и РС-132, имели упрочненную боевую часть и увеличенную скорость полёта.

reaktivnogo-snarjada-rbs-132.jpg

Чертёж реактивного снаряда РБС-132

Бронебойные реактивные снаряды впервые успешно применили в августе 1941 года. Однако массовый их выпуск начался только во второй половине войны. Несмотря на улучшившиеся показатели кучности и бронепробиваемости, реактивные снаряды РБС-82 и РБС-132 так и не стали эффективным средством борьбы с танками. Бронепробиваемость сильно зависела от угла встречи с бронёй, а вероятность попадания оставалась низкой.

В арсенал штурмовиков Ил-2 и Ил-10 также входил реактивный снаряд РОФС-132 с улучшенной, по сравнению с РБС-132 или PC-132, кучностью стрельбы. Боевая часть снаряда РОФС-132 при прямом попадании обеспечивала сквозное пробитие брони толщиной до 50 мм.

-132-pod-krylom-il-2.jpg

Реактивный снаряд РОФС-132 под крылом Ил-2

При разрыве РОФС-132 вблизи танка на расстоянии 1 м кинетической энергии осколков было достаточно для пробития немецкой танковой брони толщиной 15–20 мм. В то же время снаряды РОФС-132 не обладали необходимой точностью против отдельных танков. Наилучшие результаты РОФС-132 давали при стрельбе по крупным площадным целям: скоплениям войск, транспортным колоннам, железнодорожным составам, складам, батареям полевой и зенитной артиллерии.

Во второй половине 1942 года испытывались кумулятивные реактивные снаряды РБСК-82, показавшие бронепробиваемость до 50 мм по нормали. В большинстве случаев пробитие брони сопровождалось отколом металла вокруг выходного отверстия. Испытательная комиссия пришла к выводу, что низкая бронепробиваемость является следствием неудовлетворительной работы взрывателя, и формирование кумулятивной струи происходило после деформации конуса. Было рекомендовано доработать взрыватели и представить снаряды на повторные испытания. В связи с тем, что в 1943 году начался массовой выпуск малогабаритных кумулятивных бомб, на вооружение снаряды РБСК-82 не поступали.
https://topwar.ru/203751-sovetskoe-...vooruzhenie-perioda-vtoroj-mirovoj-vojny.html
 

anderman

Модератор
Команда форума
Сообщения
68.166
Адрес
г. Пермь

Советское авиационное противотанковое вооружение периода Второй мировой войны​

Авиационное вооружение зажигательного действия​

В ряде источников, посвященных боевому применению Ил-2 в начальный период Великой Отечественной войны, говорится, что против немецкой бронетехники неплохие результаты демонстрировали кассеты, снаряженные стеклянными ампулами или жестяными капсулами с самовоспламеняющейся горючей жидкостью КС (раствор белого фосфора в сероуглероде). Если горящая жидкость затекала внутрь танка, то он, как правило, сгорал.

-bombovaja-kasseta.jpg

Ампульно-бомбовая кассета

В кассеты мелких бомб Ил-2 вмещалось более 200 ампул, и получалась вполне приемлемая вероятность поражения при действиях по боевым порядкам танков. Однако лётчики ампулы КС недолюбливали, так как их применение было связано с большим риском. В случае попадания шальной пули или осколка в бомбовую кассету и даже небольшого повреждения одной ампулы, самолёт был обречён.

Не оправдали возлагаемых надежд и термитные шары, которыми снаряжались зажигательные авиационные бомбы ЗАРП-100. В 100-кг авиабомбу помещалось 485 шаров массой по 100 г или 141 шар массой по 300 г. При наземном взрыве авиабомбы термитные шары разбрасывались в радиусе 15 метров, при воздушном подрыве радиус разброса составлял 25–30 метров. Продукты горения термитной смеси, образующиеся при температуре около 3 000 °С, вполне могли прожечь верхнюю относительно тонкую броню.

Но дело было в том, что термит, обладавший отличными зажигательными свойствами, загорался не мгновенно. Для того чтобы термитный шар разгорелся, требовалось несколько секунд. Термитные шары, не успевшие разгореться, в большинстве случаев скатывались с брони танков.

Против бронетехники пытались использовать 50–100-кг авиабомбы, снаряженные белым фосфором, которые давали хорошие результаты при применении по деревянным строениям и другим не огнестойким целям. Гранулированный белый фосфор с температурой горения около 900 °С, разбросанный вышибным зарядом, сгорает достаточно быстро, а его температура горения не достаточна для прожигания брони. Танк мог быть уничтожен при прямом попадании зажигательной бомбы, снаряженной фосфором, но такое случалось редко.

Зажигательная бомба ЗАБ-100-40П имела корпус из 8-мм прессованного картона, покрытого лаком, и содержала 38 кг загущённого бензина с фосфорным запалом и небольшой разрывной заряд. Наибольший эффект против скопления танков достигался при воздушном подрыве на высоте 15–20 м над землей. При сбросе с высоты 200 м срабатывал простейший тёрочный замедлитель. На случай его отказа бомба снаряжалась ударным взрывателем.

Эффективность применения зажигательных бомб с воздушным подрывом сильно зависела от метеорологических условий и времени года. Также для оптимального воздушного подрыва следовало строго контролировать высоту сброса бомб.

Осколочные, осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы​

С первых дней Великой Отечественной основным авиационным вооружением, используемым против танков, стали осколочные, осколочно-фугасные и фугасные бомбы массой 25–100 кг. Прямое попадание такого авиационного боеприпаса гарантировано уничтожало любой вражеский танк. При близком разрыве ударная волна разрушала сварные швы и заклёпочные соединения, корёжила ходовую часть, сметала внешнее навесное оборудование, экипаж мог получить контузию, а тяжелые высокоскоростные осколки зачастую повреждали оптические приборы и вооружение, и даже пробивали бортовую броню.

il-2-s-bombami.jpg

Осколочно-фугасные 50-кг и осколочные 25-кг бомбы при прямом попадании в танк обеспечивали его безусловное поражение, а при разрыве в 1–1,5 м давали пробитие брони толщиной 15–20 мм. Наилучшие результаты демонстрировали осколочно-фугасные ОФАБ-100, снаряженные 30 кг тротила. При использовании этой бомбы по вражеской бронетехнике было возможно пробитие 40 мм брони на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10 м и 15 мм – в 15 м от точки взрыва.

Другой вопрос, что попасть бомбой в одиночный танк было очень сложно, в связи с чем бомбовые удары обычно наносились по скоплениям бронетехники. При этом специализированный бронированный штурмовик Ил-2 с нормальной бомбовой нагрузкой 400 кг, изначально создававшийся для борьбы с вражеской бронетехникой, по своим возможностям не превосходил бомбардировщик Пе-2. При бомбометании с пикирования Пе-2, имевший нормальную бомбовую нагрузку 600 кг, бомбил более точно.

Кумулятивные авиационные бомбы​

Самым эффективным оружием, использовавшимся нашими боевыми самолётами против вражеских танков, стали кумулятивные противотанковые бомбы (ПТАБ), принятые на вооружение в 1943 году. С учётом того, что толщина верхней брони танков не превышала 30 мм, имелась возможность массово использовать малогабаритные бомбы с кумулятивной боевой частью.

ptab-25-15.jpg

ПТАБ-2,5-1,5

Новый авиационный противотанковый боеприпас, получивший обозначение ПТАБ-2,5-1,5, представлял собой противотанковую авиационную бомбу кумулятивного действия массой 1,5 кг в габаритах 2,5 кг авиационной осколочной бомбы.

ptab-i-oskolochnaja.jpg

Корпуса и клепаные стабилизаторы ПТАБ-2,5-1,5 изготовляли из листовой стали толщиной 0,6 мм. Для дополнительного осколочного действия на цилиндрическую часть корпуса бомбы надевали стальную 1,5-мм рубашку. Боевой заряд состоял из 620 г смесевого взрывчатого вещества ТГА (смесь тротила, гексогена и алюминиевой пудры). Для предохранения крыльчатки взрывателя АД-А от самопроизвольного перевода в боевое положение на стабилизатор бомбы надевали специальный предохранитель из жестяной пластины квадратной формы с закрепленной на ней вилкой из двух проволочных усов, проходящих между лопастями. После сбрасывания ПТАБ с самолета его срывало с бомбы встречным потоком воздуха.

-4-unichtozhennyj.jpg

Минимальная высота сброса бомб, обеспечивающая безотказность ее действия и выравнивание бомбы до встречи с поверхностью брони танка, равнялась 70 м. Кумулятивная струя, образовавшаяся при взрыве кумулятивного заряда, пробивала броню толщиной до 60 мм при угле встречи 30° и 100 мм по нормали. Если на пути струи встречались боеприпасы или топливо, происходила их детонация и воспламенение.

До того, как противник столкнулся с массированным применением ПТАБ под Курском, немецкое командование привыкло к тому, что советская авиация обычно не наносит тяжелых потерь средним и тяжелым танкам, а от авиаударов в основном страдают транспортные подразделения, занимающиеся подвозкой топлива и боеприпасов.

Ил-2 мог нести до 192 кумулятивных бомб в 4-х кассетах, а во внутренние бомбоотсеки можно было поместить до 220 авиабомб ПТАБ-2,5-1,5. При сбросе в горизонтальном полёте с высоты 75–100 м один штурмовик имел возможность накрыть полосу 20х80 м, уничтожив в ней всю вражескую технику.

В итоге внезапное применение новых противотанковых бомб привело не только к большим потерям, но и оказало сильнейшее психологическое воздействие на врага.

Впрочем, уничтожение танка или САУ при попадании кумулятивной бомбы происходило не всегда. Пробитие верхней брони в обитаемом отделении, в районе силовой установки зачастую приводило к небольшим повреждениям, гибели или ранению 1–2 членов экипажа. В этом случае после ремонта и пополнения экипажа бронированная машина возвращалась в строй.

Кроме того, надёжность действия ПТАБ оставляла желать лучшего. Примерно в 5 % случаев происходил отказ исполнительно-предохранительного механизма взрывателя, чаще всего вызванный заклиниванием крыльчаток в цилиндрическом стабилизаторе, после чего взрыватель не вставал на боевой взвод. С другой стороны, даже при относительно большом проценте отказов взрывателя массовое использование кумулятивных бомб обеспечивало приемлемую эффективность. ПТАБ-2,5-1,5 обладала низкой себестоимостью, что давало возможность применять их в большом количестве, которое в итоге, как известно, иногда переходит в качество. По состоянию на май 1945 года, в действующую армию было отправлено более 13 млн кумулятивных авиабомб.

Во время войны безвозвратные потери немецкой бронетехники от действий авиации, как правило, были не более 5 %, после применения ПТАБ на отдельных участках фронта этот показатель превысил 20 %. Для снижения потерь немцы перешли к рассредоточенным походным и предбоевым порядкам, что в свою очередь сильно затруднило управление танковыми подразделениями, увеличило сроки их развертывания, сосредоточения и передислокации, усложнило взаимодействие между ними.

Во время стоянок немецкие танкисты стали располагать свои машины под различными навесами, деревьями и устанавливать над крышей башни и корпуса легкие металлические сетки. Рассредоточение боевых и походных порядков бронетехники противника в завершающий период войны, конечно, снизило эффективность ПТАБ, но кумулятивные бомбы по-прежнему оставались действенным противотанковым средством, во многом превосходя 25–100-кг авиабомбы.

jak-9-s-bombami.jpg

Ил-2 были не единственным типом боевого самолёта ВВС РККА, с которого применялись ПТАБ.

Этот авиационный боеприпас ввиду лёгкости и универсальности использования входил в состав бомбового вооружения бомбардировщиков Пе-2, Ту-2, Ил-4. В кассетах мелких бомб КБМ до 132 ПТАБ-2,5-1,5 подвешивались на ночные бомбардировщики По-2. Истребители-бомбардировщики Як-9Б могли нести четыре кассеты по 32 бомбы в каждой. На завершающем этапе войны ими также вооружали новые штурмовики Ил-10.

Автор: Линник Сергей
https://topwar.ru/203751-sovetskoe-...vooruzhenie-perioda-vtoroj-mirovoj-vojny.html
 

Rand0m

Активный участник
Опытная противорадиолокационная ракета DRDO NGARM (Индия. 2016 год).
Индийская организация оборонных проектов DRDO готовится провести первые летные испытания противорадиолокационной ракеты (ПРР) по программе New Generation Anti-Radiation Missile (NGARM), сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на indiandefensenews.in .

Ракета с дальностью полета более 100 км запустят с борта истребителя Су-30МКИ «в ближайшее время». Источник из министерства обороны сообщил, что «разработка ракеты завершена», первый пуск может быть проведен в ноябре. ПРР нового поколения будет интегрирована на истребители Су-30МКИ и Tejas, возможно оснащение самолетов Jaguar и Mirage. Масса ракеты составляет около 140 кг, однако ВВС настаивали на снижении веса до 100 кг.

Перспективные индийские противорадиолокационные ракеты NGARM, созданием которых занимается Организация оборонных исследований и разработок, оказались слишком тяжелыми. По проекту, масса одной ракеты не должна превышать сто килограммов. По данным индийских военных, ракеты получились на 40 килограммов тяжелее. NGARM является одноступенчатым твердотопливным боеприпасов. Принять ракету на вооружение планируется через три года. Она будет использоваться для поражения радиолокационных станций с наведением на их излучение.

Новые боеприпасы разрабатываются для истребителей Mirage-2000H и Су-30МКИ. Дальность ракеты составляет 60 километров. Ее летные испытания планируется начать в ближайшие три месяца. По данным разработчиков, по мере доработки боеприпаса все недочеты уйдут, в том числе, снизится и масса боеприпаса. Согласно заявлению Организации оборонных исследований и разработок Индии, новая ракета создается полностью с применением исключительно индийских технологий. Тем не менее, по неподтвержденным данным, на NGARM будут ставиться российские головки самонаведения.
JLi07ZDIw1E.jpg
 
Сверху