Астра» не летит без русских
Индия не сможет производить свои ракеты «воздух-воздух» без России
Индийская промышленность не смогла создать нужные головки самонаведения для своих ракет «Астра», которыми предполагается заменить российские и французские ракеты на самолетах «Мираж» и Су-30МКИ. В технологиях ГСН страна по-прежнему зависит от России.
Индийская ракета класса «воздух-воздух» вне визуального диапазона (Beyond visual range air-to-air missile, BVRAAM) «Астра» (Astra Mark-1) с радиусом действия 40 км для самолетов Су-30МКИ, вопреки ранним заявлениям, оказалась зависимой от российских предприятий, пишет издание Defense News со ссылкой на представителей ВВС Индии.
Анонимный собеседник издания в ВВС Индии утверждает, что разработчик ракеты, государственная организация оборонных и научных исследований (DRDO), просто не может произвести ракету полностью на индийских предприятиях.
По его словам, активная радиолокационная головка самонаведения ракеты (ГСН) «Астра» основана на ГСН российской управляемой ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» Р-77.
ГСН помогает ракете отслеживать цель и следовать за ней, несмотря на сложные маневры, по принципу «выстрелил-забыл».
«Ракета Astra вряд ли будет полностью независимой. Такие важные компоненты, как активный датчик и неконтактные взрыватели, должны по-прежнему импортироваться», — сказал Defense News Дальджит Сингх, бывший маршал ВВС и военный аналитик.
Сейчас индийские предприятия DRDO совместно с Китаем уже приступили к работе над версией ракеты Astra Mark-2 с дальностью до 100 км, которая заменит французские ракеты «Метеор», рассказал представитель компании.
Истребители индийских ВВС вооружены российскими, французскими и израильскими ракетами BVRAAM.
Индийские военные ставили перед промышленностью цель создать независимые аналоги для использования на самолетах Су-30МКИ и «Мираж-2000».
Индийская «Астра» — твердотопливная ракета, созданная на основе технологий производства российской РВВ-АЕ (Р-77, по классификации США и НАТО — AA-12 Adder (Гадюка). На сайте разработчика — Государственного машиностроительного конструкторского бюро «Вымпел» им. И.И. Торопова уточняется, что в ней впервые в мире для класса «воздух-воздух» используются решетчатые рули с электрическим приводом.
«Ракета обеспечивает поражение различных целей (высокоманевренных самолетов с перегрузкой до 9G, крылатых ракет, ракет класса «поверхность-воздух» и «воздух-воздух», стратегических бомбардировщиков и вертолетов, включая поражение вертолетов в режиме зависания, и другие цели) со всех направлений и ракурсов, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при электронном противодействии, на фоне земной и водной поверхностей, по принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом», — говорится в описании.
Индийцы не в первый раз не смогли освоить производство сложного боевого технологического изделия, объясняет главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
«И в истории с ракетой «воздух-воздух» ничего удивительного нет. Примеров таких миллион. Это и истребитель Су-30, который полностью Индия не освоила, хотя изначально такие планы были. Можно вспомнить ракету «Брамос», которая отчасти с российскими комплектующими изготавливается. Россия поставляет часть судостроительной стали для нового индийского авианосца. Для того же авианосца «Викрамадитья» Нью-Дели получает израильские системы ЗРК», — рассказал Фролов.
Сейчас на вооружении ВВС Индии более 230 истребителей Су-30МКИ российско-индийского производства.
В 2011 году президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Индии Манмохан Сингх подписали дополнительный протокол к межправительственному соглашению от 2000 года, предусматривающий поставку Индии дополнительных комплектов для лицензионной сборки 42 Су-30МКИ до 2018 года.
Тогда же сообщалось, что ранее Индия заключила с Россией три контракта на поставку в общей сложности 230 истребителей Су-30МКИ за $8,5 млрд. Еще 42 самолета обошлись в $3,4 млрд. С учетом новой поставки парк истребителей Су-30МКИ ВВС Индии увеличится до 272 самолетов.