Эх, а дядя Миша, все про 0.9 парил...
Фетешисты и верующие в непобедимость оружия супостата негодуют...
AIM-9 в операции "Буря в Пустыне" или о чем говорит GWAPS.
После публикации своего перевода статьи Патрика Хигби на части ресурсов возникли споры. И одно из возражений в одном из споров касалось момента контраргументов и ответов на них, а точнее четвертого:
Контраргумент 4: ... Самолеты F-16 выпустили 36 AIM-9 ни одна из которых не сбила цель.
Ответ 4: ...Касательно F-16 - cогласно GWAPS, по меньшей мере 20 пусков из 36 были случайными. Это получилось из-за того, что ручка управления на F-16 имела плохую эргономику и после войны она была быстро доработана.
В качестве доводов приводилось то, что автор неправильно считает ракеты, смешивая понятия - т.е. за пуски берет расход ракет, а ведь расход, в свою очередь, может быть обусловлен как потерей самолета так и его повреждениями во время выполнения боевого задания. Кроме того, как указывалось, GWAPS не содержит данные по пускам.
После публикации своего перевода статьи Патрика Хигби на части ресурсов возникли споры. И одно из возражений в одном из споров касалось момента контраргументов и ответов на них, а точнее четвертого:
Контраргумент 4: ... Самолеты F-16 выпустили 36 AIM-9 ни одна из которых не сбила цель.
Ответ 4: ...Касательно F-16 - cогласно GWAPS, по меньшей мере 20 пусков из 36 были случайными. Это получилось из-за того, что ручка управления на F-16 имела плохую эргономику и после войны она была быстро доработана.
В качестве доводов приводилось то, что автор неправильно считает ракеты, смешивая понятия - т.е. за пуски берет расход ракет, а ведь расход, в свою очередь, может быть обусловлен как потерей самолета так и его повреждениями во время выполнения боевого задания. Кроме того, как указывалось, GWAPS не содержит данные по пускам.
А начнем мы с того, что на самом деле GWAPS количество пусков - содержит.
Найти это можно в четвертом томе, где описывается применяемое оружие в разделе, посвященному соответствующей ракете класса "воздух-воздух".
Рисунок 1 - ракета AIM-7М ( GWAPS том 4 страница 114 )
Т.е. было сделано 67 попыток ( пусков ) и 23 цели были сбиты.
Рисунок 2 - ракета AIM-9М ( GWAPS том 4 страница 116 )
Т.е. было сделано 11 пусков и 6 целей было подбито.
Поскольку вопрос поднимался про истребители F-16, а состояли они в ВВС США ( USAF ) то для начала рассмотрим полный расход ракет класса "воздух-воздух" в USAF в этой операции.
Рисунок 3 - общий расход в USAF ( GWAPS том 5 страница 550 )
Итак, что мы видим, что у нас пуски ракет AIM-7М в точности совпадают с общим их расходом.
Для AIM-9М остается неучтенными 37 ракет. Согласно Хигби - 36. Согласно нему же побед посредством AIM-7M - 24 ( а не 23 ) и побед посредством AIM-9М - 10 - но это суммарно, а не только USAF.
Поэтому придется рассмотреть победы отдельно.
Для этого я пристыкую таблицу побед.
Таблица 1 - победы в воздухе часть 1 ( GWAPS том 5 страница 653 )
Таблица 2 - победы в воздухе часть 2 ( GWAPS том 5 страница 654 )
Сведем это все в сводную таблицу
Таблица 3 - сводное количество ракет, которые сбили цели
Промежуточный итог - суммарные цифры по USAF и USN - у Хигби - правильные.
А точные вероятности поражения по ракетам такие:
Для AIM-7 Pk = 34.3%
Для AIM-9 - Pk = 54.6%
Но у нас остается неучтенные 37 ракет AIM-9 в USAF и мы сейчас рассмотрим куда они могли исчезнуть.
Для этого надо сначала рассмотреть цифры потерь в USAF во время операции. Сначала общие.
Таблица 4 - общие потери USAF ( GWAPS том 5 страница 641 )
Если рассмотреть описание AIM-9 на странице 115 том 4, то из него следует, что только четыре типа самолетов использовали эти ракеты - F-15C, F-15E, F-16 ( разных модификаций ) и F-4G.
Потерь F-15C - не было, поэтому на данном этапе мы его не рассматриваем.
Далее - F-4G. Согласно GWAPS обычно он AIM-9 не нес, хотя он мог ими воспользоваться. Обычная его нагрузка была AGM-88 HARM :
Рисунок 4 - типичная конфигурация F-4G ( GWAPS том 4 страница 92 )
Т.е. к расходу AIM-9 мы его также не относим.
Далее - EF-111. Согласно GWAPS он также AIM-9 не нес ( GWAPS том 4 страницы 94-96 )
Далее - F-16. Согласно GWAPS он нес две AIM-9 в типичной конфигурации.
Рисунок 5 - типичная конфигурация F-16 ( GWAPS том 4 страница 49 )
И последний - F-15E - нес четыре AIM-9 в типичной конфигурации.
Рисунок 6 - типичная конфигурация F-15E ( GWAPS том 4 страница 47 )
К слову, среди самолетов USAF, еще парочку AIM-9 нес F-111 ( это понадобится нам потом )
Рисунок 7 - типичная конфигурация F-111, начало ( GWAPS том 4 страница 44 )
Теперь можно оценить потери. Если считать, что самолет разбивается с полным боекомплектом и он полностью расходуется в любом случае то имеем - 2 * 4 ( F-15E ) + 3 * 2 ( F-16 ) = 14 ракет AIM-9 было потеряно вследствие потери самолетов. Остается 37 - 14 = 23 ракеты неучтенные.
Их я рассмотрю детальнее.
А для этого сначала представлю таблицы поставок по дням
Таблица 5 ( GWAPS том 5 страница 601 )
Таблица 6 ( GWAPS том 5 страница 602 )
Таблица 7 ( GWAPS том 5 страница 603 )
Таблица 8 ( GWAPS том 5 страница 604 )
Таблица 9 ( GWAPS том 5 страница 605 )
Таблица 10 ( GWAPS том 5 страница 606 )
Таблица 11 - сводные данные - январь
Таблица 12 - сводные данные - февраль
Расположение данных, не считая данных после строки "Расчеты" следующее:
Колонки вида "тип (с/п)" означают данные по сбитым/поврежденным для данного типа, в скобках указан номер записи в таблицах учета сбитых самолетов - GPWS Том 5, Table 204, страницы 642-646. Выделенное жирным означает, что это боевые повреждения, обычный шрифт - повреждения вне боя.
Колонки вида "F-15C ( сбили тип )" означают учет воздушных побед самолетами F-15C посредством определенного типа ракет, в скобках - номер победы по таблицам 1 и 2 выше.
Колонки вида "тип пост." означают поставки данного типа ракет в данный день.
Теперь о расчетах. Строка "сбили/повредили (самолеты)" означает потери/повреждения данного типа самолета
Строка "расход/поставки (ракеты)" считает количество потраченных ракет из-за боекомплекта сбитого самолета и поставки на целевой месяц. Знак вопроса означает, что я не знаю, сколько ракет было потрачено из-за повреждений.
Следующая строка высчитывает затраты ракет AIM-9 с учетом потери своих самолетов с полным боекомплектом, побед и вероятности поражения - это прибавляет ракет столько, сколько побед - выше эта вероятность была рассчитана.
Ну а далее идет три гипотезы, как считать повреждения и затраты ракет на повреждения.
Гипотеза 1 - оптимистичная - считаем боевые повреждения как целый боекомплект, небоевые - нулевые затраты ракет.
Гипотеза 2 - пессимистичная - считаем все по максимуму - любые повреждения - полный боекомплект
Гипотеза 3 - серединная - боевые повреждения - полный боекомплект, небоевые - половина.
И вот тут начинаются чудеса. Если для января итоговые цифры плюс расходы с учетом потерь еще как-то в сумме дают заказанные ракеты с погрешностью, то в феврале учет потерянных самолетов уводит цифру в минус.
Отсюда можно сделать вывод, что в расходах на рисунке 3 потери своих самолетов не учитываются. И это логично - если мы потеряли самолет, то заказывать новые ракеты ему уже не нужно. И по февралю видно что ракеты заказывают либо после боя ( пополнить боекомплект ), либо после ремонта. Но если посмотреть на заказы февраля, то можно сделать вывод, что требуется порядка ракеты на самолет если боя не было и может пару, если был, в части повреждений. Часть заказов в январе вообще не отражает боя F-15C точно и слишком много для ремонта - например заказы с 20 по 26 когда в боях AIM-9 самолетами F-15C не использовалась. Отсюда можно сделать вывод, что ложные пуски однозначно имели место быть и вполне вероятно именно с F-16.
Выводы:
1) Оценки подполковника Хигби - оценочные. Т.е. с погрешностью на повреждения ( как боевые так и нет ) и на ложные пуски.
2) Расход ракет по заказам не учитывает ( и не должен ) потери своих самолетов целиком с боекомплектом.
3) Нам доступен открытый вариант GWAPS, возможно в закрытом ( секретном ) информации содержится больше ибо вывод про эргономику ручки управления с потолка не берется и GWAPS открытый, на него внимание не акцентирует. Наверняка Хигби пользовался именно закрытым вариантом.