"Викрамадитья" и перспективы строительства больших палубных авианосцев в России.
16 ноября 2013 года в Северодвинске на предприятии "Севмаш" состоялась церемония передачи Индии авианосца "Викрамадитья". На авианосце был поднят флаг ВМС Индии. Индийский девиз корабля: "Викрамадитья" - мужественные как солнце". Первая реакция - хочется сказать "уф...", перевести дух и утереть рукавом пот со лба. "Викрамадитья" - модернизированный на "Севмаше" авианесущий крейсер "Адмирал Горшков" давно превратился уже в долгострой, осложнявший отношения в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве. Работы над "Горшком" на "Севмаше" - так этот корабль именует трудовой люд в Северодвинске, начались в 2004 году и закончились вот только сейчас - в 2013 году. Подобные темпы заставляют вспомнить реалии царского флота России перед Цусимой, когда строящиеся на казенных верфях годами броненосцы и крейсера устаревали еще до своего вступления в строй. По признанию главы госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, для исполнения экспортного индийского контракта на "Севмаш" в Северодвинск пришлось собирать рабочих со всей страны.(1)
Проектную документацию на "Викрамадитью" пришлось неоднократно переделывать в Невском проектно-конструкторском бюро из-за изменяющихся требований заказчика и из-за недостаточного понимания состояния корабля и необходимого объема работ на нем. Первоначальный российско-индийский контракт, подписанный в 2004 году, предполагал ввод корабля в 2008 году. Однако сроки пришлось пересмотреть, и первоначальная стоимость проекта модернизации корабля поднялась с $974 млн. до $2,2 млрд. Запланированный на ноябрь 2011 года первый выход "Викрамадитьи" в море был перенесен на конец мая 2012 года. Запланированная сдача корабля Индии в декабре 2012 года задержалась на год из-за провальных ходовых испытаний, потребовавших ремонтных работ над изоляцией котлов двигательной установки. По-видимому, общая сумма контрактов, связанных с авианосцем, - сюда входят закупки авиатехники и строительство причала в Мумбаи, тренажера в Гоа, - обошлась Индии в $5 млрд.
Крупное событие в военно-техническом сотрудничестве России и Индии собрало в Северодвинске в минувшую субботу две делегации: российскую, возглавляемую заместителем премьера РФ, председателем Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Дмитрием Рогозиным, и индийскую во главе с министром обороны Индии Араккапарамбила Куриана Энтони. На церемонии присутствовали: посол Индии в России Аджай Малхотра, начальник штаба ВМС Индии адмирал Девендра Джоши, главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков, командующий Северным Флотом адмирал Владимир Королев, новый глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Владимир Шмаков, заместитель генерального директора ОАО "Рособоронэкспорт" Виктор Комардин, губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Акт передачи корабля подписали: с российской стороны - заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Игорь Севастьянов, с индийской - командир авианосца коммодор Сурадж Берри.
"Викрамадитья" покинет причальную стенку "Севмаша" в конце ноября. На время перехода из Северодвинска в Индию к экипажу будет прикомандирована команда заводских специалистов и контрагентов в количестве 183 человек. Для базирования авианосца создана инфраструктура на военно-морской базе индийского города Мумбаи (Бомбей). Предполагаемый срок службы корабля - 30 лет. В составе ВМС Индии в качестве эскорта "Викрамадитьи" планируется использовать фрегаты российской постройки проекта 11356 и созданных на их основе фрегатов индийской постройки проекта 17.
На церемонии вице-премьер Дмитрий Рогозин, в частности, заявил: "Для нашей страны это событие - демонстрация способности строить боевые корабли такого класса. После долгих лет мы смогли восстановить компетенцию нашей промышленности в строительстве авианесущих кораблей".(2) Однако, отметим мы, "Викрамадитья" все-таки не был построен в Северодвинске. Построенный в СССР Черноморским судостроительным заводом и спущенный на воду в Николаеве в 1982 году, введенный в состав советского флота в 1988 году ТАКР "Баку" (с 1990 года "Адмирал Горшков") успел активно послужить на Северном Флоте до 1994 года. В июле 1999 года авианесущий крейсер был отбуксирован в Северодвинск для прохождения глубокой модернизации по заказу индийских ВМС. Подписанное в январе 2004 года российско-индийское соглашение предусматривало лишь восстановление и глубокую модернизацию "Адмирала Горшкова", переименованного в "Викрамадитья". "Викрамадитья" был модернизирован в Северодвинске. Сейчас в музее корабля представлен стенд со схемой судна, на котором зеленым цветом обозначены зоны корабля, подвергнутые модернизации.
Уже после церемонии подписания последовало уточнение от Рогозина: "Мы показали, что можем делать такие корабли. Но это вопрос принятия политического решения. Пока у нас потребности в корабле такого класса нет".(3) Итак, если отвлечься от явно риторических "политического решения" и "геополитики", высказывание российского вице-премьера подводит черту методом многоточия под периодически возникавшими в российских СМИ после 2008 года дискуссиям о строительстве в России больших палубных авианосцев. После обескураживающего в сентябре месяце этого года заявления на Валдайском форуме министра обороны РФ Сергея Шойгу о возможном отказе от принятой в 2012 году на вооружение твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Булава" (4), это второе признание реалий российского ВПК на военно-морском направлении. Заявления последних лет о том, что современная Россия имеет потенциал, позволяющий проектировать и строить большие авианосцы, являются чересчур оптимистичными. Правда, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов обещает, что к программе строительства в России авианосцев можно будет вернуться через 15-25 лет. Очевидно, что без масштабной реконструкции российской промышленности, фактической новой индустриализации, о строительстве в России тяжелого авианосца следующего поколения можно забыть. Отечественному кораблестроению следует сосредоточиться на выполнении текущей программы военного кораблестроения, "Севмашу" же, в частности, продолжить работы в его традиционной нише - строить подводные лодки с атомными реакторами.
Теперь остается лишь вспоминать, что только за период с 2007 по 2012 год взгляды на перспективное строительство авианосцев в России дважды менялись на противоположные. Существование планов по строительству авианосцев озвучил бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Однако финансирование строительства авианосцев госпрограммой вооружений России на 2011-2020 годы не было предусмотрено. В июле 2010 года главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий заявил о перспективе развертывания на Тихоокеанском и Северном флотах пяти или шести новых российских авианосцев. 9 февраля 2012 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий рассказал, что технический проект нового авианосца будет разработан до 2014 года, а сам корабль построят после 2020 года. В декабре 2012 года новый главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков подтвердил, что серийное строительство перспективных авианосцев начнется в России после 2021 года. Начало авианосного проекта в РФ, казалось, было обозначено созданием нового центра подготовки летчиков палубной авиации в поселке Морской, в 10 км от Ейска. Крыловский государственный научный центр (бывший ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова) по заказу Минобороны подготовил даже эскизные проекты нового российского авианосца.
В июле 2013 года бывший главкомом ВМФ РФ адмирал Феликс Громов сообщил, что России следует иметь минимум два авианосца с эскортом на Тихом океане, а один - на Северном флоте. Тогда же появилась информация, что строительство авианосца обойдется российской казне, включая НИОКР всего в 400 млрд. рублей. (5) Российский военный эксперт Александр Храмчихин пессимистически посмотрел на подобную оценку. Он назвал сумму в $50 млрд. по минимуму, $100 млрд. по максимуму - вот во что может обойтись строительство кораблестроительной базы, самого авианосца, авиагруппы и всей инфраструктуры содержания корабля, плюс подготовка кадров.(6)
Для сравнения, строительство американского головного суперавианосца нового поколения "Джеральд Р. Форд" оценивается в $12,3 млрд., из которых $3,3 млрд. идет на НИОКР. Недавно было объявлено, что корабль готов на 70%, но стоимость строительства авианосца "Джеральд Р. Форд" уже превысила запланированную на 22%. Стоимость авиагруппы, базирующейся на "Джеральд Р. Форд", в основе своей состоящей из самолетов 5-го поколения F-35, составит почти $10 млрд. Итого, в сумме получается более $32 млрд.(7)
Два ударных авианосца нового поколения - "Куин Элизабет" и "Принц Уэльский" строятся сейчас в Великобритании. 7 ноября 2013 года было объявлено, что их стоимость достигла £6,2 млрд. (ок. $9 млрд.), что на £2 млрд. превышает первоначальные оценки, и это без учета стоимости авиагруппы, для которой самолеты F-35B планируется закупать у США.(8)
Из-за дороговизны Франция вынуждена была заморозить программу постройки новых авианосцев типа Porte-Avions 2. Испания и Италия вынуждены ограничиваться содержанием у себя современных легких авианосцев в единичном исполнении.(9)
Перечислим существующие проблемы на пути строительства авианосцев в России.
Во-первых, необходимо, фактически, заново создать в Санкт-Петербурге проектное бюро крупных надводных кораблей. Aвианосная программа потребует проектирования такого совершенно незнакомого устройства, как авиационная электромагнитная катапульта. В проектных работах нуждаются и самолеты нового поколения палубной авиации, включая и компактный палубный самолет дальнего радиолокационного наведения и разведки. Во-вторых, в России необходимо построить новую судостроительную верфь с эллингом для строительства кораблей 100 тыс. тонн водоизмещением.
Отметим, что возможности северодвинского "Севмаша" по строительству крупных надводных кораблей ограничены. Действительно, "Севмаш" при своем основании предназначался для строительства линкоров типа "Советский Союз" водоизмещением в 60 тыс. тонн. Однако на практике в надводном судостроении все ограничилось на "Севмаше" постройкой двух легких крейсеров проекта 68-бис "Молотовск" (1954) и "Мурманск" (1955) водоизмещением ок. 17 тыс. тонн. С начала 1950-х годов "Севмаш" успешно специализируется на строительстве подводных лодок, включая АПЛ. Заданная в годы перестройки многопрофильность плохо удается "Севмашу". Можно сказать, что бы ни делал "Севмаш" - танкеры, нефтедобывающую платформу, супер-яхты, только у него все получаются подлодки. В настоящее время "Севмаш" сосредоточен на выполнении программ строительства АПЛ 955 проекта "Борей" и 885 проекта "Ясень". В этих условиях "Севмашу" трудно раздваиваться между программами строительства подводных и надводных кораблей. Если мы хотим строить на "Севмаше" авианосцы, то для этого необходимо построить на нем новый крытый эллинг. Работа по методу "Викрамадитьи" на открытом воздухе не может быть эффективной при частых зимой в Северодвинске морозах с низкими температурами и обычными холодными ветрами, дующими с Белого моря. На "Севмаше" придется также углубить бассейн, куда спускаются суда, и расширить имеющийся батопорт. Разумеется, сухой док размером 420х100х14 метров нужно построить на соседней с "Севмашем" "Звездочке", но это уже для ремонта кораблей подобного класса. Ориентировочная стоимость строительства открытого сухого дока в Северодвинске составляет $572 млн., а закрытого $750 млн. долларов.(10) Кроме того, заявленный в 2011 году проект строительства двух авианосцев на "Севмаше" модульным способом с поставкой модулей с двух других предприятий гарантированно означает удорожание проекта, поскольку модули придется перегонять из Санкт-Петербурга в Северодвинск в обход Скандинавии. Отметим, что работающий сейчас над проектом "Мистраль" Балтийский завод отрабатывает способ постройки больших надводных кораблей секциями с последующей их транспортировкой к месту сборки.
Кроме, того программа крупного надводного судостроения в Северодвинске неминуемо поднимет кадровую проблему. Необходимость привлечения рабочих и инженерных кадров потребует дополнительных расходов для строительства дополнительного жилья и социальной сферы.
В 1990 году американский эксперт Центра оборонной информации Дэвид Айзенберг в своей работе "Иллюзия мощи" назвал суперавианосцы "белыми слонами" и "бумажными тиграми".(11) По его мнению, мощь этих кораблей существенно преувеличена, а их стоимость разорительна для бюджета. Более, чем вероятно, что первое положение Айзенберга является ложным. Тем не менее, очевидно, что нынешнему российскому ВМФ предпочтительней искать варианты асимметричного ответа на авианосную угрозу возможного противника. Очевидно, что ответ лежит в более тесном взаимодействии ВМФ с космической группировкой, которая должна обеспечить в режиме реального времени бесперебойное целеуказание с точными координатами передвигающихся по морю авианосцев вероятного противника и их эскортов. Системы компактного точного и умного оружия, включая БПЛА и боевые роботы, передвигающихся в водной и воздушной средах, могут стать асимметричным ответом авианосной угрозе. России еще предстоит найти адекватные времени новые военно-морские стратегии.
Теперь вернемся к индийской судостроительной программе.(12) Реконструированный под наблюдением индийцев российский "Викрамадитья" открывает серию из трех авианосцев. 12 августа 2013 года Индия спустила на воду следующий легкий авианосец - "Викрант", который является "кузеном" "Викрамадитьи", поскольку спроектирован при помощи санкт-петербургского КБ Невский. Внешне и по своим параметрам "Викрант" напоминает "Викрамадитью". К проектированию "Викранта" индийцы пригласили французов, а также знающих толк в легких авианосцах итальянцев. "Викрант" оснащен американскими газотурбинными двигателями LM 2500. "Викрант" строится с опозданием от графика, что свидетельствует о трудностях. Летом 2012 года в Индии начались работы над третьим авианосцем программы - "Вишалом" Планируется, что "Вишал" присоединится к "Викрамадитье" и "Викранту" в начале 2020-х годов. Однако "Вишал" будет заметно крупнее своих предшественников. Его полное водоизмещение составит 65 тыс. тонн, против 40 тыс. тонн у "Викрамадитьи" и "Викранта". По своим параметрам и внешнему виду с трамплином на носу и боковой взлетной палубой "Вишал" будет напоминать тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". И вот только после "Вишала" индийцы смогут приступить к строительству собственного суперавианосца с атомной энергетической установкой на борту, т. е. Индия технологически выйдет на уровень советского проекта 1143.7 - так и не построенного советского тяжелого авианесущего крейсера с атомной энергетической установкой "Ульяновск".
Аналогично индийцы намерены работать с морской авиагруппой. Российский МиГ-29К не будет единственным самолетом, способным базироваться на индийских авианосцах. Индийские ВМС планируют получить палубную модификацию истребителя "Теджас", собственной индийской разработки. Кроме того, учитывая планируемые поставки в Индию 126 французских истребителей "Рафаль", нельзя исключать и закупки палубной версии этой машины "Рафаль-M", используемой сейчас на французском авианосце "Шарль де Голль".
Авианосная составляющая индийских ВМС уже сейчас обеспечивает Индии подавляющее превосходство в силах над ВМС Пакистана. Однако, очевидно, что потенциальным противником индийских авианосцев, на самом деле, являются новые авианосцы Китая. Сейчас Индия гарантированно обеспечивает себе как минимум равенство, а возможно и превосходство даже в том случае, если ВМС Китая вслед за "Ляонином" (бывший "Варяг") введут в строй еще два авианосца с базированием на них самолетов J-15.(13) Китай потратил 10 лет на перестройку советского "Варяга" в авианосец "Ляонин", что сопоставимо по времени с усилиями "Севмаша" над индийской "Викрамадитьей". Боеготовым "Ляонин" может стать не раньше 2017 года. Теперь становится ясно, что передача Россией Индии советских авианосных морских технологий позволила Нью-Дели обогнать в гонке авианесущих морских вооружений своего соседа и основного соперника по региону.
Список источников:
(1) Чемезов объяснил задержку ремонта крейсера "Адмирал Горшков" //
http://gzt.ru/politics/2007/12/22/125921.html
(2) В Северодвинске состоялась церемония передачи ВМС Индии авианосца "Викрамадитья" //
http://www.1tv.ru/news/social/246305htt ... ial/246305
(3) Рогозин: у России пока нет потребности в создании авианосцев //
http://www.itar-tass.com/politika/762161
(4) Ракета "Булава" - что делать дальше? //
http://warsonline.info/raketi-i-artille ... alshe.html
Испытания подлодок "Александр Невский" и "Владимир Мономах" приостановлены //
http://www.aif.ru/society/army/315572
(5) Российский авианосец оценили в 400 миллиардов рублей //
http://lenta.ru/news/2013/07/05/aircarrier/
(6) Храмчихин Александр. Кораблестроительная авантюра дорого стоит //
http://nvo.ng.ru/armament/2008-06-06/1_avantura.html
Храмчихин Александр. Проживем без авианосцев //
http://rusplt.ru/policy/avianostsi.html
(7) Тебин Прохор. Суперавианосцы - последний довод Вашингтона //
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=634#top
(8) Британские авианосцы: цена растет //
http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2013/11 ... cost.shtml
(9) Богданов Константин. Авианосцы Европы: от затратной традиции к недорогому единообразию //
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2302#top
(10) Создание в Северодвинске сухого дока является насущной необходимостью - Главный инженер ФГУП "Звездочка" Олег Фролов //
http://portnews.ru/news/18533/
(11) David Isenberg. The Illusion of Power: Aircraft Carriers and U.S. Military Strategy //
http://www.cato.org/pubs/pas/pa134.html
(12) Крамник Илья. Индийский авианосец: в поиске синтеза решений //
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1605#top
(13) J-15 successfully landed on China's carrier Liaoning: Navy //
http://english.sina.com/china/2012/1124/530358.html
Китайцы получили муляж авианосца //
http://www.rg.ru/2012/10/03/blef-site.html
Автор Дмитрий Семушин