Неподъемная «дипломатия авианосцев».
Господство на море ныне немыслимо без авианесущих кораблей, а мировое господство требует их много. Вот только и стоит это дорого, и еще влияет на авиационные проекты…
Основная причина – удорожание новых кораблей за счет увеличения их размеров, усложнения конструкции и ТО. Получив после Второй Мировой Войны более сотни авианосцев разных классов, в дальнейшем флот США постепенно сокращал их количество. После урезания в конце 1940-начале 1950-х авианесущего флота на эскортные и легкие авианосцы, следующий пик последовал после Вьетнамской войны, когда в отстой ушли практически все эскадренные авианосцы класса «Эссекс». Последняя волна прошла в начале 1990-х, когда начали уходить последние реликты 1940-х («Лексингтон», «Мидуэй» и «Корал Си») и котлотурбинные «суперкарриеры» класса «Форрестол». В 1990 году в составе американского флота числилось 17 авианосцев, из них 6 атомных, к 2000 году их количество сократилось до 12, правда, атомными были уже 9. В настоящее время остались только атомные корабли – но их всего 10. Виновата экономика…
Адмиралы в середине 2000-х считали, что для постоянного присутствия в ключевых точках мирового океана (Атлантика-Средиземноморье, Индийский океан-Персидский залив, Азиатско-тихоокеанский регион) и нормального проведения плановых ремонтов и модернизаций необходимо не менее 12 кораблей, однако аппетиты пришлось законодательно ограничить 11 – большего потянуть богатейшая страна мира оказалась не в силах. До 10 же цифра упала потому, что подошла пора выводить из строя старейший атомный авианосец – CV-65 Enterprise, построенный еще в 1961 году (проектный срок эксплуатации атомных авианосцев в США – 50 лет).
Количество авианосцев вновь поднимется до 11, как ожидается, в 2015 году. Сейчас в постройке находятся два корабля нового класса «Форд»: собственно CVN-78 Gerald R.Ford и CVN-79 John F.Kennedy. На «Форде» уже смонтирован корпус и установлены конструкции «острова», в этом году корабль будет спущен на воду и в 2015 году войдет в строй. Тут все ясно, в том числе и то, что на момент закладки стоимость постройки оценивалась в 10,5 миллиардов долларов, а на момент спуска она составит уже 12,3 миллиарда. Конечно, возрастание стоимости определяется в значительной степени наличием принципиально нового оборудования – электромагнитных катапульт, новых аэрофинишеров, двухдиапазонного радара и многочисленных средств автоматизации, позволяющих сократить экипаж корабля аж на 800 человек. Считается, что новые корабли будут экономичнее в эксплуатации, чем старые «Нимицы» и за 50 лет сэкономят 4 миллиарда долларов каждый. Но надо еще найти деньги на постройку…
На «Форд» они нашлись, а вот с «Кеннеди» уже начинаются заминки. Изначально планировалось сдать корабль в 2018 году, но задолго до закладки срок переполз на 2020 именно по финансовым соображениям. Но и этот срок навряд ли удастся выдержать: в результате задержек в процессе строительства в конце 2012 года начала изучаться возможность сдачи корабля еще на два года позже, в 2020-м. Всего за два года строительства стоимость корабля подросла на миллиард долларов и тенденция наверняка сохранится.
То же происходит и с планируемым к закладке CVN-80 Enterprise: тот же сдвиг сроков и рост стоимости. В строй новый «Энт» должен войти в 2025 году (хотя скорее – в 2027), и обойдется он, по нынешним прикидкам, почти в 14 миллиардов. Поэтому пока на его постройку не выделено ни цента.
Поскольку «Форд» – головной корабль серии, на нем еще могут вылезти разнообразные «детские болезни», которых не было на предыдущих «Нимицах», и на устранение всех их потребуются время и деньги. Большую сложность представляет интеграция всех систем корабля, включая и авиагруппу. В ее состав должен войти разрабатываемый сейчас F-35, но, поскольку самолет не готов и продолжает дорабатываться, уже признано, что полностью обеспечить совместимость «Форда» с «Лайтнингом» на момент сдачи первого не получится.
Наибольшие вопросы вызывает система информирования корабля о боевых повреждениях самолета, система передачи данных и обеспечение надежности и безопасности электронных коммуникаций между кораблем и самолетом. В результате уже после вступления корабля в строй придется проводить доработку его оборудования – а это дополнительные расходы.
И взять на них деньги из других программ, как это не раз получалось в прошлом, не выходит – и тут тоже во многом виноват все тот же F-35. Флот платит за разработку двух из трех модификаций самолета, причем наиболее сложных, он должен заказывать серийные машины на замену устаревшим «Харриерам» и устаревающим «Хорнетам», а программа F-35 идет с изрядным скрипом и поглощает огромные деньги. Лишних нет…
Кроме расходов на постройку новых авианосцев, надо платить за ремонт и утилизацию старых. Тут американскому флоту приходится расплачиваться за все удобства атомных авианосцев.
Из ремонтных работ и прочего ТО самые масштабные расходы требуются по достижении атомным кораблем 25-летнего возраста, когда требуется и капремонт, и замена ядерного топлива. К этому вплотную приблизился вступивший в строй в 1989 году CVN-72 Abraham Lincoln, а пробить требуемые 3 миллиарда долларов пока никак не удается. Значит, ремонт может быть сдвинут и потом еще затянуться, а там подойдет пора чинить следующий – CVN-73 George Washington. Поскольку во второй половине 1980-х – начале 1990-х сдавался один авианосец в три года, череда ремонтов будет длиться года до 2023-го, а то и дольше…
А там наступит очередь утилизации головного «Нимица», и за это тоже надо платить солидные деньги. Это с «нефтяными» кораблями было просто – они могли десятилетиями ржаветь в отстойниках, а потом безо всяких проблем быть проданными на разделку, а то и просто утопленными в открытом море с благой целью создания так привлекающего рыбу и дайверов искусственного рифа. А у атомного корабля надо еще деактивировать реакторы. В свое время янки давали нам деньги на проведение такой операции над устаревшими подводными лодками, да и на свои хватало, но сейчас, когда начинается процесс деактивации реакторов «Энтерпрайза», им приходится затягивать пояса. На этом корабле, бывшем в 1960-е чудом технической мысли, стоят аж восемь реакторов, и их деактивация затянется на три года и обойдется в 900 миллионов долларов…
Все финансовые трудности с авианосцами способны отразиться и на авиационных проектах флота. Поскольку сейчас уже почти очевидно, что из-за задержек в постройке новых кораблей в составе флота в обозримом будущем никогда не будет одновременно 12 авианосцев, вероятно, может последовать некоторое сокращение общей численности палубной авиации, а отсюда и уменьшение темпов закупок новых самолетов.
Сейчас в американском флоте 10 палубных авиакрыльев на 11 авианосцев. Еще в 2011 году были планы расформирования одного из крыльев по финансовым соображениям, но в 2012 году от этого отказались. Тем не менее возможно возвращение к этому вопросу в будущем – со всеми вытекающими.
Конечно, нам бы их заботы, но периодически и в современной России возникают, причем и на весьма высоком уровне, идеи строительства авианосного флота в составе четырех и даже шести авианосцев. Пусть в далеком будущем, году эдак в 2025-м, но ведь не потянем же! Тут бы «Кузнецова» и его авиагруппу поддерживать в достойном состоянии, да…
Да вот модернизация корабля, первоначально намеченная на 2012 год, что-то не начинается. Говорят, что это связано с проблемами со сдачей Индии «Викрамадитьи» и наш корабль встанет на модернизацию в этом году. По прошлым планам, окончание ремонта «Кузнецова» было намечено на 2017 год, теперь будет минимум 2018, а учитывая ту же историю с «Викрамадитьей», так и к 2020 году могут не справиться. А то и вовсе окажется, что модернизация окажется слишком дорогой и нерентабельной, и корабль спишут. Тем более что первые МиГ-29К для российского флота собирались построить только к 2015 году, а не будет авианосца – так продадут их в счет второго индийского заказа…
http://aviaglobus.ru/2013/03/05/5590/
Добавлено спустя 2 часа 24 минуты 2 секунды:
Фото из статьи «Через тернии к «Всемогущему» электронной версии журнала "Национальная оборона" №11 за 2013 год.
http://www.nationaldefense.ru/includes/ ... tail.shtml
Командир авианосца «Викрамадитья» («Всемогущий») коммодор Сурадж Бери и заместитель генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов подписывают акт приема-передачи.
На корабле поднимается флаг Военно-морских сил Индии.
Дмитрий Рогозин, Араккапарамбил Куриен Энтони (министр обороны Индии) и другие официальные лица на церемонии передачи авианосца Vikramaditya.
И несколько цитат из данной статьи:
Коллектив Севмаша, несомненно, совершил подвиг, создавая этот корабль. Ведь никогда прежде северодвинцы не делали ничего подобного. И, к сожалению, очень часто им приходилось исправлять ошибки и брак поставщиков комплектующего оборудования. Впрочем, нельзя забывать и о том, что этот проект оказался убыточным для России.
На корабле отсутствует ударное ракетное и универсальное артиллерийское вооружение. Основу средств его самообороны от воздушного противника составят 30-мм артустановки АК-630М и ЗРК Barak-8 израильского производства, чьи ракеты должны сбивать воздушные цели, в том числе сверхзвуковые крылатые и тактические баллистические ракеты на дальности до 70 км в сложных погодных условиях в любое время суток. Однако этот комплекс еще совсем еще сырой, и когда он попадет на борт индийского авианосца, пока неясно. А лицензионное производство АК-630М только налаживается в Индии, поэтому артустановки смонтируют на «Всемогущем» во время планового ремонта.
Сдается мне, что "Всемогущий" еще долго нельзя будет назвать настоящим боевым кораблем. :???:
На борту авианосца будут находиться 183 специалиста из российской гарантийной команды. Пробудут они в дружественной стране год – до истечения срока гарантийных обязательств.
Всего лишь год гарантий!? А дальше что?
«Россия стремится обеспечить модернизацию авианосца в течение всего 40-летнего цикла эксплуатации», – так изложил параметры двустороннего сотрудничества в этой области генеральный директор Невского ПКБ Сергей Власов.
С учетом того, что ТАКР "Баку" (он же "Адмирал Горшков") вступил в строй в конце 1987 года, то общий срок службы этого корабля планируется в 65 лет. Не слишком ли много замахнулись?