Авианосцы

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Дорого и бестолково.

Британский королевский флот готовится получить самый большой и необычный корабль в своей истории.

detail_89c2de9ae1417264119aff0ff951c85d.jpg

Клэр Батлер — первый член экипажа авианосца «Куин Элизабет» на верфи в Розайте, 2 октября 2012 года. Фото: David Moir / Reuters

Через месяц с небольшим, 4 июля на верфи в Розайте, Шотландия, состоится «крещение» нового корабля британского Королевского флота. Авианосец «Куин Элизабет» официально получит свое имя в честь знаменитой дочери Генриха VIII, основательницы британской морской мощи. Новый корабль, головной в своем типе, будет самым крупным в истории британского флота, но его роль в боевом составе пока не ясна.

Наследники Фолклендов.
Самым необычным в этом корабле является его концепция — большой авианосец с самолетами STOVL — Short Take-Off and Vertical Landing, в русском языке обозначаемых близкой, хоть и не совсем верной аббревиатурой СВВП — самолеты вертикального взлета и посадки. Данная схема, разумеется, дает определенные преимущества, в первую очередь упрощение и удешевление корабля: вместо сложных и требующих энергии катапульт — трамплин, вместо аэрофинишеров — площадка на палубе достаточного размера с жаростойким покрытием.

В век реактивной авиации эти преимущества давали возможность построить легкий авианосец — английские корабли типа «Инвинсибл» имели водоизмещение 22 тыс.тонн, а самый легкий авианосец современности, таиландский «Чакри Нарубет», испанские судостроители «уместили» в 11,5 тыс.тонн. Строить крупный корабль такой схемы весьма странно, так как на крупном корабле на первый план выходят недостатки — в первую очередь серьезные ограничения на авиагруппу, кроме специализированных STOVL самолетов (уступающих аналогам, взлетающим с катапульты, по взлетной массе, а значит и по запасу топлива и боевой нагрузке) базироваться на нем смогут только вертолеты. Это значительно затрудняет создание сбалансированной авиагруппы, отсутствие которой еще можно простить легкому авианосцу, действующему в составе соединения на равных правах с другими кораблями, или универсальному десантному кораблю, но недопустимо для «суперавианосца» вокруг которого строится не только авианосная ударная группа, но и, в широком смысле, весь надводный флот страны.

pic_69a6b80f80358261c114710333ac190f.jpg

Строительные работы на «Куин Элизабет», 20 февраля 2014 года. Фото: QEClassCarriers / Flickr

Возможно, англичан на столь экстравагантный шаг толкнул успешный опыт применения самолетов «Хэрриер» в Фолклендской войне 1982 года. В 2002 году в качестве основы авиагруппы будущего авианосца официально был выбран американский многоцелевой истребитель пятого поколения F-35, а точнее его STOVL модификация — F-35B. Ранее, еще с конца 80-х годов. Великобритания активно участвовала в совместных с США программах перспективного STOVL-самолета, в первую очередь, планируя палубное базирование. Так что выбор был предопределен. Однако и тут не обошлось без конфузов — в сентябре 2010 г. совершенно неожиданно было объявлено о решении вернуться к классической схеме с катапультой и угловой палубой с аэрофинишерами и к базированию модификации F-35C. Вероятнее всего это было вызвано проблемами с вертикальной посадкой F-35B, которые имели место в тот период.

Однако решение было явно непродуманным – перепроектировка второго корабля этого типа, «Принс оф Уэльс», необходимое участие в программе разработки электромагнитной катапульты совместно с США вызывало бы трудно прогнозируемые, но несомненно очень серьезные затраты и задержки. Первый же корабль, собственно «Куин Элизабет», уже находившийся в процессе строительства, планировалось и вовсе после эксплуатации в течении несколько лет в виде вертолетоносца-учебного корабля постараться продать, а если покупателей не найдется – пустить на металл. Чтобы понять, что строить один авианосец по цене двух и с большой задержкой по времени, пусть и несколько лучший - решение не самое оптимальное, англичанам потребовалось полтора года. В мае 2012 г. они вернулись к изначальному дизайну и плану. На всевозможные НИОКР и оценки способов и целесообразности переделки кораблей за это время было потрачено около 157 миллионов долларов.

pic_bcef738b970645c61bf64e8510a8e6a8.jpg

Передняя секция авианосца на заводе в Портсмуте перед транспортировкой в Шотландию, 14 мая 2012 года. Фото: Luke MacGregor / Reuters

Цена нестандартности.
После отказа от крайне запоздалой попытки приведения их к «нормальному» виду, авианосцы типа «Куин Элизабет» имеют теперь все шансы на звание самых причудливых боевых кораблей современности. Как это уже упоминалось выше, это предназначенные для базирования STOVL самолетов трамплинные авианосцы водоизмещением 70,6 тыс.тонн – втрое с лишним больше чем «Инвинсибл» и почти вдвое больше чем оснащенный катапультами французский атомный авианосец «Шарль де Голль». Они уступают по размерам только американским атомным «суперавианосцам» родственных типов «Нимитц» и «Джеральд Форд».

По размерам «Куин Элизабет» обойдет отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» и его китайский систершип «Ляонин» в борьбе за звание самого крупного находящегося в строю неатомного боевого корабля. При взгляде на «Куин Элизабет» в первую очередь бросаются в глаза две равные по размерам надстройки – из первой управляют самим кораблем, а во второй, с остеклением по периметру, действиями команды на полетной палубе и авиагруппой. Решение разнести посты управления очень интересно и, если оправдает себя в ходе эксплуатации, может оказать серьезное влияние авианосцы будущего. Уже сейчас оно «будоражит умы» и отечественных судостроителей - макет перспективного авианосца в видении «Крыловского государственного научного центра» (ранее известного как «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова») был с двумя надстройками аналогичного назначения.

Один небольшой трамплин на новых британских авианосцах автоматически сводит количество стартовых позиций фактически к одной, однако это ограничение можно частично обойти, выстроив самолеты один за другим и запуская их последовательно. Но в этом случае занимается, предназначенная для посадки задняя часть полетной палубы. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что и авианосцы с угловой палубой не могут пользоваться всеми стартовыми позициями, параллельно осуществляя посадку самолетов.

pic_251ccd4db8f14f4fac2f3b960874afbf.jpg

Схема «Куин Элизабет». Изображение: wikipedia.org

Другим нестандартным решением является базирование на новых британских авианосцах тяжелых транспортных вертолетов CH-47 «Чинук», при этом без всяких доработок — то есть, даже без складывания лопастей винтов. Вертолеты предназначены для переброски морских пехотинцев (на авианосцах предусмотрены кубрики для размещения 250 морпехов — фактически, двух рот). Для обеспечения их высадки возможно одновременное размещение на палубе до десяти вертолетов типа «Мерлин» или неназываемого количества «Чинук» (вероятно не более шести). Десант из двух рот оснащенных в лучшем случае легким транспортом представляет из себя довольно сомнительную ударную силу. Возможно, тут мы имеем дело с комбинацией желания компенсировать недостаток на флоте десантных кораблей и традиционным понятием «генералы готовятся к прошедшей войне». В данном случае чувствуется влияние Фолклендской кампании 1982 года.

Состав авиагруппы может превышать 50 различных летательных аппаратов, но при такой загрузке будут крайне затруднены полеты, так как в ангаре поместится только порядка 20 машин и остальными будет занята значительная часть палубы. Оптимальная численность — менее 40 самолетов и вертолетов. При этом, что традиционно для британского флота, жесткого состава авиагрупп нет. Он должен определяться задачей и условиями. Известно, что авиагруппа «мирного времени» будет включать в себя всего 12 F-35B. Дополнением к ним станут вертолеты семейства «Мерлин» - противолодочные (до 9 единиц.) и дальнего радиолокационного обнаружения (4-5 единиц.). Отчасти этот состав авиагруппы напоминает таковый у авианосцев типа «Инвинсибл», на которые в рамках объединенных ВМС НАТО в Атлантике также возлагались противолодочные задачи.

pic_b5d6e1e3ec0b81da092e7dcf1798b009.jpg

«Куин Элизабет» в сухом доке на верфи в Розайте, Шотландия, 8 февраля 2013 года.
Фото: QEClassCarriers / Flickr


В целом, несмотря на размеры корабля, авиагруппа его ближе по численности и возможностям к французскому авианосцу «Шарль де Голль» (водоизмещением всего 42 тысячи тонн) чем к американским «суперавианосцам». При этом у французского корабля имеется преимущество в наличии палубных самолетов ДРЛО. При полном укомплектовании самолетами схожую с английским авианосцем авиагруппу может нести и отечественный «Адмирал Кузнецов» (полное водоизмещение — 59 тысяч тонн).

Через несколько дней после церемонии крещения док авианосца будет заполнен водой и корабль будет отбуксирован к другому пирсу для продолжения оснащения различными системами и внутренней отделки. Освободившийся док будет занят вторым авианосцем серии — «Принс оф Уэльс». К морским испытаниям «Куин Элизабет» планируется приступить в августе 2016 года, авиационным (вертолетов) — в 2017 году. Официально принять корабль в состав Королевского Флота планируется в мае 2017 года, еще без самолетов.

Испытания F-35B запланированы в четвертом квартале 2018 года у восточного побережья США — в них будут участвовать английские летчики и самолеты, но с американских аэродромов и вероятно при поддержке американских специалистов. Английские летчики уже принимали участие в морских испытаниях F-35B на американском УДК «Уосп». Впрочем, возможно, если позволит погода, впервые F-35B и «Куин Элизабет» встретятся уже на церемонии крещения. Несколько самолетов как раз прибудут в Великобританию для участия в авиасалоне в Фарнборо и есть информация об их возможном участии в церемонии 4 июля, вероятно в виде торжественного прохода над кораблем. Полной оперативной готовности авианосец вместе с авиагруппой должен достичь в 2020 году. Строительство корпусных секций второго корабля этого типа, «Принс оф Уэльс», ведется уже сейчас. По плану второй авианосец должен быть выведен из дока к июлю 2016 года, морские испытания запланированы на январь 2019, передача флоту — в августе того же года.

Оценивая проект и его возможности в целом, можно сказать, что несмотря на значительный рост расходов, возможности ВМС Великобритании возросли не принципиально. Получив два новых авианосца, Королевский флот сможет проводить локальные операции против стран третьего мира. То есть, ровно те же, что были ему доступны при наличии авианосцев типа «Инвинсибл», или были бы доступны при постройке новых универсальных десантных кораблей (УДК) с возможностью базирования самолетов типа STOVL. Четыре или пять таких кораблей обошлись бы бюджету вдвое меньше. Новые авианосцы уже обошлись Великобритании в 6,2 миллиарда фунтов и при этом их авиационные возможности ниже, а экспедиционные — значительно ниже.

В то же время, более высокая, по сравнению с УДК, скорость новых авианосцев, облегчает им задачу борьбы с флотом противника. Однако здесь уже начинает сказываться несбалансированность авиагруппы. Относительно небольшое количество истребителей STOVL без поддержки самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, с ограниченной дальностью полета и боевой нагрузкой, не составят угрозы ни для китайского, ни для российского флота, даже в настоящем его состоянии. Возможно, Королевский флот опасается нового конфликта с Аргентиной?

Александр Ермаков.
http://lenta.ru/articles/2014/05/26/queen/
 

студент

Модератор
Команда форума
Сообщения
41.935
Адрес
Москва
Что-то он у меня ассоциацию с "Синано" вызвал - тоже большой и бестолковый.
 

Anduriel

Активный участник
Сообщения
1.695
Адрес
Украина
ИМХО, Королева Елизавета - яркий пример как НЕ надо делать авианосцы.
 

Сергей Я

Активный участник
Сообщения
4.926
Адрес
Москва
А вот и информация к баталиям о авианосцах, аианесущих кораблях, УДК и самолетам к ним:
Министерство обороны Австралии заинтересовалось возможностью покупки перспективных американских истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B Lightning II. Об этом, как сообщает Jane's, заявил представитель австралийского министерства обороны Дэвид Джонстон. По его словам, военные рассматривают возможность покупки таких самолетов вдобавок к обычным F-35A.
Поправлюсь, дабы не получить упрек в предвзятости.
В случае, если будет принято решение о формировании авиагрупп F-35B на вертолетоносцах «Канберра», на кораблях потребуется установить термоустойчивое покрытие летной палубы, дополнительные отсеки для хранения топлива и вооружения, а также усовершенствовать посты управления и контроля. Последние в настоящее время способны осуществлять контроль только вертолетов и десантных катеров.
http://lenta.ru/news/2014/05/28/stovl/
Что в общем логично.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Supremum написал(а):
Даже знаю у кого такое мнение есть.
Ну и? :-D

Сергей Я написал(а):
А вот и информация к баталиям о авианосцах, аианесущих кораблях, УДК и самолетам к ним

Обсуждение вероятных перспектив F-35B для кенгуриного флота здесь.
 

Сергей Я

Активный участник
Сообщения
4.926
Адрес
Москва
Tigr написал(а):
Обсуждение вероятных перспектив F-35B для кенгуриного флота здесь.
Я вот собсссено в этом духе и высказывался. Только вот, я был не в курсе, что трамплин был в Австралийском ТЗ на корапь (!?).
Из предложенного вами обсуждения:
Ну меня смущает, что трамплин был изначально в ТЗ. Ладно испашки, которым просто не спиливать надо - так французам же надо было приделывать!
Не знаю как они там лохам это обосновали, но конец "пацаны, у нас корабль с трамплинов, грех не купить F-35B" очевиден.
А вы, уважаемый камрад, еще и сбивали с правильного пути, говоря, что мол денег на спил оного трамплина австралийцы пожалели (или не вы :think: , ну вощем кто-то :OK-) )
Хотя, есть и такое мнение (от туда же):
говорят, что убирать трамплин было дорого из-за перепроектирования, чего делать не хотели.
Но на мой, сугубо дилетантский взгляд, это несколько натянутое утверждение. :think:
Но вернемся к ТЗ, если в нем действительно есть трамплин, тоды ой! :OK-)
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Сергей Я написал(а):
А вы, уважаемый камрад, еще и сбивали с правильного пути, говоря, что мол денег на спил оного трамплина австралийцы пожалели (или не вы , ну вощем кто-то )
Лень искать, утверждал ли я подобное, или это был кто-то другой. :-D

Сергей Я написал(а):
Но на мой, сугубо дилетантский взгляд, это несколько натянутое утверждение.
Но вернемся к ТЗ, если в нем действительно есть трамплин, тоды ой!

А на мой не менее дилетантский взгляд, кенгуриное МО пытается провернуть "финт ушами", что-то вроде сначала запилим трамплин, а потом зададимся вопросом: "Как так!? Трамплин есть, а самолета для него нет!?"

Успех реализации программы F-35B может стать началом ренессанса "авианосных кораблей" (в противоположность классическим авианосцам). А может, и нет стать. В конце концов все упрется в пресловутый критерий "стоимость-эффективность" (объективно) и прочие факторы (субъективно).

Про "стоимость-эффективность" см. несколько выше статью "Дорого и бестолково".
 

Сергей Я

Активный участник
Сообщения
4.926
Адрес
Москва
Tigr написал(а):
А на мой не менее дилетантский взгляд, кенгуриное МО пытается провернуть "финт ушами", что-то вроде сначала запилим трамплин, а потом зададимся вопросом: "Как так!? Трамплин есть, а самолета для него нет!?"
Дак, тут я с вами вполне согласен. И это собственно ни разу не противоречит тому, что написал я. :OK-)
Tigr написал(а):
Успех реализации программы F-35B может стать началом ренессанса "авианосных кораблей" (в противоположность классическим авианосцам). А может, и нет стать. В конце концов все упрется в пресловутый критерий "стоимость-эффективность" (объективно) и прочие факторы (субъективно).
Про "стоимость-эффективность" см. несколько выше статью "Дорого и бестолково".
Камрад, я намеренно не стал лезть в вопрос "стоимость-эффективность", ибо и тут могу с вами полностью согласится. Мне же был интересен сам факт.
Ну а вопрос именно эффективности, думаю, Австралия в серьез с кем то воевать не собирается (так, может островитян каких погонять :-D ), как собственно и ВБ, от того и соответствующие пароходы.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Сергей Я написал(а):
Ну а вопрос именно эффективности, думаю, Австралия в серьез с кем то воевать не собирается
Тем не менее, тычут пальчиком в Китай (скорее всего, это начало того самого "финта ушами", т.е. обоснования нужности "трамплина").

Таким образом, не видно объективной необходимости в таких кораблях у кенгуриного флота - гонять островитян можно и просто вертолётоносцами (а против тех, у кого есть Су-30, и авианосцы не помогут). Объяснением их строительства и возможного применения в качестве авианосных можно принять "прочие" (субъективные) факторы.
 

Сергей Я

Активный участник
Сообщения
4.926
Адрес
Москва
Tigr написал(а):
Тем не менее, тычут пальчиком в Китай (скорее всего, это начало того самого "финта ушами", т.е. обоснования нужности "трамплина").
Эт они с горяча :-D :OK-)
Tigr написал(а):
Таким образом, не видно объективной необходимости в таких кораблях у кенгуриного флота - гонять островитян можно и просто вертолётоносцами (а против тех, у кого есть Су-30, и авианосцы не помогут). Объяснением их строительства и возможного применения в качестве авианосных можно принять "прочие" (субъективные) факторы.
Вполне могу с вами согласиться. Тем более, что мы можем судить только на уровне того известного.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Сергей Я написал(а):
Тем более, что мы можем судить только на уровне того известного.
Да, кстати, о том, что известно: по ссылке, которую вы привели, неизвестно, сколько F-35B может базироваться на "Канберру", хотя бы в теории. :-(
 

Сергей Я

Активный участник
Сообщения
4.926
Адрес
Москва
Tigr написал(а):
Да, кстати, о том, что известно: по ссылке, которую вы привели, неизвестно, сколько F-35B может базироваться на "Канберру", хотя бы в теории.
Мало того, почти уверен, что если такой контракт состоится, то для начала австралийцы купят пробную партию, ну штук 6, может 12. И будут посмотреть, как оно работает.
Я к тому, что из первого контракта, мы вполне можем и не узнать сколько 35В, даже в теории, может базироваться на "Канберре". :OK-)
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.380
Адрес
Саратов
Сергей Я написал(а):
Мало того, почти уверен, что если такой контракт состоится, то для начала австралийцы купят пробную партию, ну штук 6, может 12. И будут посмотреть, как оно работает.
Я к тому, что из первого контракта, мы вполне можем и не узнать сколько 35В, даже в теории, может базироваться на "Канберре".
Таки да, будем посмотреть. :OK-) Однако, сильно сомнительно, что количество самолетов превысить заявленные возможности по базированию вертолетов.
 
Сверху