Сколько авианосцев потопили подлодки?
Морские исполины, способные бомбить цели на удалении в сотни километров. С десятками самолетов на своих палубах — универсальными и мощными авиакрыльями. Всякий раз они оказываются беспомощны при встрече с подводной угрозой.
Шансов не было даже в те времена, когда субмарины были примитивными “скорлупками”, проводившими на поверхности 90% своего времени. Лишенными возможности быстро погружаться и изменять глубину. Без самонаводящихся торпед и современных ГАС со сферическими и конформными антеннами. Без средств измерения скорости звука в слоях воды. Без GPS и ГЛОНАСС. С неустойчивой радиосвязью и нелепыми аналоговыми приборами в центральном посту. Без космических средств целеуказания и данных с метеорологических спутников. Моряки-подводники выходили в море, полагаясь лишь на слепую удачу. И удача их не подвела!
Британские потери
“Корейджес”. Переоборудованный линейный крейсер, длина 240 м, водоизмещение 23 тыс. тонн.
Когда: 17 сентября 1939 г.
Виновник: U-29.
Действуя в составе поисково-ударной противолодочной группы, тяжелый авианосец “Корейджес” был торпедирован у побережья Ирландии. Жертвами атаки стали 519 моряков (в 10 раз больше, чем экипаж потопившего его U-бота!), а сам “Корейджес” стал первым кораблем Королевских ВМС, потопленным в годы Второй мировой войны.
Трагедия заставила британцев пересмотреть концепцию применения флота. Отныне и впередь запрещалось привлекать авианосцы к проведению противолодочных операций.
“Игл”
Когда: 11 августа 1941 г.
Виновник: U-73
Бывший дредноут “Альмиранте Кохрейн”, достроенный как авианосец (203 метра, 27 тыс. тонн). Потоплен в Средиземном море, в 130 км к югу от Мальорки во время сопровождения конвоя на Мальту (операция “Пьедестал”). Жертвами крушения стали 130 моряков.
“Игл” стал единственным британским кораблем, чья конструкция была рассчитана в метрических единицах измерения, так как корабль изначально строился для ВМС Чили.
“Арк Ройял”
Когда: 14 ноября 1941 г.
Виновник: U-81
В ноябре 1941 года, производя очередную доставку истребителей на Мальту, "Арк Ройял" был торпедирован в Средиземном море. В авианосец попала единственная торпеда, но и этого оказалось достаточно. Борьба за живучесть продолжалась более 10 часов. Когда крен достиг 35°, эсминцы сняли экипаж, и спустя два часа "Арк Ройял" затонул.
Стоит отдать должное грамотной операции по спасению экипажа: из 1500 членов экипажа “Арк Ройала” погиб всего один человек.
Помимо трех тяжелых авианосцев, в период 1941-42 гг. британцы лишились двух “эскортников” —
“Одесити” и
“Авенджера”. Особо тяжкие последствия имел второй случай, в ходе которого погибло свыше 500 человек (результат атаки U-751).
Итого — минус пять плавучих аэродромов. Больших последствий удалось избежать, лишь перегнав оставшиеся авиавафли на Тихий океан. От греха подальше.
А в европейских водах творился полный кошмар. “Волчьи стаи” загрызли 123 боевых корабля и 2700 транспортов с нефтью, танками, тысячами тонн продовольствия и др. важными и дорогостоящими грузами.
Американские потери
“Уосп”
Потоплен у острова Сан-Кристобаль японской подлодкой I-19 в сентябре 1942 года.
Безвозвратные потери — 193 чел.
Самый результативный залп в истории подводного флота. Из шести выпущенных торпед, четыре попали в “Уосп”, одна в эсминец, последняя, шестая повредила носовую часть линкора “Норт Кэролайн”. Авианосец немедленно взорвался, эсминец “О’Брайен” затонул. Линкор перенес удар без серьезных последствий.
Торпеда попала в эсминец. Вдали горит "Уосп"
“Йорктаун” — израненный герой Мидуэйского сражения отступал на буксире, пока его курс не пересекся с японской I-168. Четыре выпушенные торпеды — и “Йорктаун” пошел на дно, вместе с 80 членами его команды.
К моменту потопления “Йорктаун” уже не являлся боеспособной единицей. Что, впрочем, не отменяет того факта, что роковой для него стала встреча с японской подлодкой.
Помимо двух громких случаев с потоплением ударных авианосцев, американцы лишились эскортного
“Лайском Бэй” с авиагруппой из 28 самолетов (торпедирован I-175 в ноябре 1943 г., 644 погибших) и такого же эскортника
“Блок Айлэнд”(торпедирован немецкой U-549 в районе Канарских островов в 1944 г.). Любопытно, что последний сам являлся лидером противолодочной группы из десятка эсминцев и фрегатов.
Столь скромные потери были обусловлены наличием двух факторов:
а) полным отсутствием могучих “Эссексов” и “Йорктаунов” на коммуникациях в Атлантике; где бы им пришел полный конец от У-ботов;
б) объективной слабостью японского подводного флота. Ни одна японская субмарина не могла погружаться глубже 75 метров. А первые радары у японских подводников появились лишь в 1945 году.
Японские потери
Для начала немного фактов о силах противоборствующих сторон.
У янки было 200 отличных подлодок, на которых служили не самые последние люди. Типичный американский “Гэтоу” был втрое крупнее немецкого У-бота: настоящий океанский крейсер, способный пройти 20 000 км, — с десятью торпедными аппаратами, новейшими РЛС и гидролокаторами.
В результате японские АУГи не успевали даже добраться до зоны боевых действий.
Статистика на Тихоокеанском ТВД. Субмарины потопили больше кораблей и судов, чем авианосцы, базовая авиация и надводные корабли вместе взятые.
За один день, 19 июня 1944 года, Императорский флот лишился сразу двух авианесущих кораблей.
Подлодка “Кавелла” торпедировала тяжелый
“Секаку” (237 метров, 32 тыс. тонн), отомстив японцам за Перл-Харбор. Жертвами атаки стали 1272 японских летчика и моряка.
Еще более страшные последствия имело потопление
“Тайхо” (новейший, 260 метров, 37 тыс. тонн). Гордость Императорского флота ушла на дно, так и не успев ни разу нанести удар по противнику. Вместе с ним на дно ушли 1650 человек.
С гибелью “Тайхо” связана интересная легенда: в момент атаки с его палубы взлетел самолет уоррент-офицера Сакио Комацу. Летчик увидел шесть страшных бурунов, направленных в строну его корабля — и не раздумывая бросил бомбардировщик в смертельное пике. Из пяти оставшихся торпед четыре прошли мимо. Единственная попавшая в “Тайхо” торпеда стала для него роковой.
Спустя шесть часов на “Тайхо” из-за ошибочных действий экипажа сдетонировали пары бензина. Впрочем, это не отменяет факта его потопления лодкой “Альбакор”. А гореть и взрываться авианосцам не привыкать, так уж устроены эти “хрустальные” корабли.
В ноябре 1944 года лодка “Арчерфиш” потопила
“Синано” (265 метров, 70 тыс. тонн). Самый крупный корабль из всех, когда-либо потопленных в морском сражении. Жертвами кораблекрушения стали 1435 человек.
Да, “Синано” не был достроен. Шел с негерметизированными переборками. Экипаж не знал плана отсеков своего корабля, а тот тонул на протяжении долгих 7 часов. Но как это меняет суть? Будь “Синано” в боеспособном состоянии, он бы погиб мгновенно: одно из четырех попаданий пришлось в район хранилища авиабензина (на счастье японцев, еще не заполненное топливом).
А тем временем избиение продолжалось.
В декабре 1944 года подлодка “Рэдфиш” потопила авианосец
“Унрю” (227 метров, 20 тыс. тонн). Безвозвратные потери — 1238 человек.
Вместе с четырьмя ударными авианосцами, американские подводники потопили четыре “эскортника”:
“Чийо” (декабрь 1943 г., лодка “Сэйлфиш”). Жертвы — 1350 чел.
“Акитсу Мару” (ноябрь 1944 г., лодка “Куинфиш”). В результате мощного кораблекрушения погибло 2046 японцев.
“Синъё” (ноябрь 1944 г., “Спэйдфиш”). Восточно-Китайское море, 1130 погибших.
“Унйё” (сентябрь 1944 г., лодка “Барб”). 239 погибших.
Эпилог. “Бить буду сильно, но точно”.
17 авианесущих кораблей (9 ударных, 8 эскортных). 12,5 тысячи погибших моряков и летчиков.
Таков был “улов” моряков-подводников за годы Второй мировой войны.
Последним погибшим авианосцем стал недостроенный японский “Амаги”, затонувший у причальной стенки после налета бомбардировщиков на военно-морскую базу Куре (29 июля 1945 г.). С тех пор никому не удалось уничтожить авианосец в боевых условиях. По причине отсутствия каких-либо серьезных морских конфликтов с участием авианосцев.
В ходе Фоклендского кризиса (1982 г.), аргентинский “Вентисиско де Майо” спрятался в базе и не выходил оттуда до конца войны. В противном случае повторил бы судьбу “Генерала Бельграно”.
Современные “Нимицы” предпочитают держаться на значительном удалении от берега, выполняя второстепенные задачи в локальных конфликтах.
Но что произойдет, если им потребуется вступить в бой с современным подводным флотом?
Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные факты:
Эмблема голландской подлодки “Валрус” (“морж”), которая прорвала оборону АУГ и условно “потопила” авианосец “Т. Рузвельт” на международных учениях JTFEX-99.
Похожие инциденты были зарегистрированы на совместных учениях с ВМС Австралии (лодки типа “Коллинз”) и ВМС Израиля (лодки типа “Долфин”). В декабре 2005 году состоялись показательные учения Joint Task Force Exercise 06-2 с участием специально переброшенной на Тихий океан шведской субмарины “Готланд”.
«Готланд» оказался быстр, мощен и максимально скрытен. Шесть торпедных аппаратов, 18 торпед, возможность выставить до 48 мин.
Крошечный экипаж, высокая автоматизация и совершенные средства обнаружения.
Малая масса корпуса, маломагнитная сталь и 27 компенсирующих электромагнитов полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий. Благодаря единому всережимному электродвигателю и виброизоляции всех механизмов, «Готланд» с трудом обнаруживался даже в непосредственной близости от американских кораблей, а специальное покрытие корпуса, вкупе с его малыми размерами, до предела затрудняло обнаружение «Готланда» активными гидролокаторами. Лодка просто сливалась с естественным тепловым и шумовым фоном океана.
Куда делся “Готланд”, никто не понял. Он просто погрузился и исчез. А потом шведы показали фотоснимки всех кораблей АУГ во главе с авианосцем “Рональд Рейган”. Лодка прошла сквозь эскадру, как нож сквозь масло, сфотографировав вблизи каждый из кораблей.
Похожие истории случалось в годы холодной войны. Когда К-10 шла незамеченной 13 часов под днищем авианосца “Энтерпрайз”.
Переполох на Шестом флоте, когда С-360 подняла перископ рядом с “Де Мойном”. На борту крейсера в тот момент находился президент Д. Эйзенхауэр.
Намотанная на винт секретная противолодочная антенна (инцидент с К-324). Современные легенды о “Щуках” в Мексиканском заливе...
Палубный противолодочный самолет S-3 "Викинг". Снят с вооружения в 2006 году. Замены нет и не предвидится
Автор Олег Капцов
http://topwar.ru/85932-skolko-avianoscev-potopili-podlodki.html