Постройка британского авианосца Queen Elizabeth близится к завершению.
Журнал
"Jane's International Defence Review" опубликовал статью
Rupert Pengelley "Status update: UK carrier progress", посвященную современному состоянию программы строительства для ВМС Великобритании двух больших авианосцев типа
Queen Elizabeth. В настоящее время головной авианосец программы
Queen Elizabeth находится на завершающем этапе достроечных работ и уже начал швартовные испытания. Статья содержит немало небезынтересной информации о техническом облике самых крупных боевых кораблей в британской истории, по многим решениям заметно отличающихся от "мирового стандарта" в виде больших американских авианосцев.
Строящиеся для ВМС Великобритании авианосцы Queen Elizabeth (на заднем плане) и Prince of Wales (на переднем плане) в Роcайте, январь 2016 года. Queen Elizabeth планируется сдать британскому флоту в 2017 году, а Prince of Wales - с опережением графика в 2019 году (с)Aircraft Carrier Alliance (via Jane's)
Этапная для Соединенного Королевства программа строительства новых больших авианосцев типаQueen Elizabeth (QEC - Queen Elizabeth Class) ускоряется и строительство головного корабля этого типа приближается к завершению. Авианосец Queen Elizabeth, в настоящее время находящийся на этапе системной интеграции и швартовных испытаний, как ожидается, впервые выйдет в море на ходовые испытания из Росайта в конце 2016 года или в самом начале 2017 года. Заводские ходовые испытания должны предшествовать официальному принятию Queen Elizabethминистерством обороны Великобритании от осуществляющего строительство Aircraft Carrier Alliance (ACA) в будущем порту базирования Queen Elizabeth в Портсмуте во второй половине 2017 года.
Ян Бут, управляющий директор АСА (консорциума Babcock, BAE Systems, Thales и британского министерства обороны) объяснил на «дне открытых дверей», организованном АСА и Королевским флотом в Росайте в феврале 2016 года, что изучение опыта крубноблочного строительства головного авианосца водоизмещением 65 000 тонн позволило сократить время , необходимое для изготовления, оснащения и сборки блоков корпуса второго корабля
Prince of Wales примерно на девять месяцев.
На своем пике программа QEC обеспечивала около 10000 рабочих мест в рамках всей британской промышленности, и загрузила судостроительные мощности почти всех судостроительных и судоремонтных предприятий, остающихся в пределах Соединенного Королевства - а также некоторых зарубежных. Британские верфи, участвующие в строительстве блоков кораблей, включают A & P в Хеббурне; Babcock International в Эплдоре и Росайте; BAE Systems в Портсмуте и Глазго; и Cammell Laird в Биркенхеде. Окончательная сборка происходит на бывшей военно - морской верфи (Naval Dockyard) в Росайте, где 4500 человек занятых привлечены к сборке, достройке и укомплектованию обеих кораблей, при содействии представителей Королевского флота и членов экипажа.
На пике работ число рабочих, занятых на строительстве
Queen Elizabeth в Росайте достигало 2500. В противоположность этому, рабочая сила, предназначенная для работ на
Prince of Wales, не превышает 2000 человек , а работа в настоящее время ведется на двухсменной основе (максимальное число занятых на борту в любое время составляет не более 1500). Стоит отметить, что из - за конкуренции и нехватки национальных кадров, не все рабочие, занятые на втором корабле, являются британцами. Судя по языкам, используемым в извещениях по технике безопасности, которые можно увидеть на борту, 2% рабочей силы наняты из Польши и Румынии, - в основном это квалифицированные сварщики и трубопроводчики, по словам представителя ACA.
Завершение вселения экипажа на борт
Queen Elizabeth в настоящее время находится в приоритете. В процессе подготовки к передаче постепенно увеличивающемуся экипажу корабля, переселяющемуся с берега для размещения на борту, 415 из 471 кают уже были переданы, и главный камбуз завершен. В общей сложности 1100 помещений были приняты к началу февраля 2016 года, и "еще 2000 последуют", сказал Бут.
Приход
Queen Elizabeth в Портсмут нетерпеливо ожидают, так как это будет важный психологический момент как для британского правительства, так и для Королевского флота. Ключевым фактором , определяющим возможность перехода из Росайта, будет готовность электроэнергетической установки корабля.
Электроэнергетическая установка мощностью 110 МВт для QEC создана консорциумом в составе Thales UK, GE Converteam, L-3 и Rolls-Royce. Установка включает в себя два газотурбинных генератора МТ30 мощностью по 36 МВт и четыре дизель-генератора Wärtsilä 38 суммарной мощностью 40 МВт; систему распределения электроэнергии; интегрированную систему управления (IPMS); стабилизаторы; и четыре передовых асинхронных электродвигателя мощностью 20 МВт для привода двух линий валов и гребных винтов.
Электросистема на борту
Queen Elizabeth "полностью подключена и дает ток", сказал Бут, система распределения тока высокого и низкого напряжения и IPMS уже введены в эксплуатацию. Офицер-инженер пояснил, что пропульсивный комплекс проходит испытания с шагом 10 оборотов в минуту, со временем пробега 1 час 45 минут на приращение, пока указанная максимальная скорость вала 140 оборотов в минуту не была достигнута. К середине февраля электроэнергетическая система успешно работала с 50-процентной нагрузкой носового газотурбинного генератора, производительность должна была быть повторена использованием кормового газотурбинного генератора позже в тот же день с последующим увеличением нагрузки.
По мнению Бута, "если дела будут идут отлично в октябре, то мы сможем выйти в море и начать ходовые испытания перед Рождеством". В качестве альтернативы, по его словам, может быть принято решение сделать "больше [подготовительных] работ здесь и выйти в море в начале 2017 года». В любом случае, сроки перехода
Queen Elizabeth в Портсмут не окажут никакого влияния на запланированную дату сдачи корабля.
Системы управления QEC включают интегрированные навигационную систему и ходовой мостик, автоматизированную систему боевого управления (АСБУ), комплексы связи, систему администрирования и логистики, и систему управления воздушным движением и полетами авиации. По словам Бута, большинство элементов этих систем на борту
Queen Elizabeth также уже "подключены и взаимодействуют друг с другом" в качестве подготовки к швартовным испытаниям, инженеры занимаются наладкой и заводскими испытаниями большей части системы управления авиацией и АСБУ.
Связь между различными элементами систем обеспечивается более 1740 км волоконно-оптического кабеля, интегрированного во внутреннию сеть корабля. В настоящее время работы сфокусированы на интеграции АСБУ с корабельными РЛС большой дальности BAE Systems / Thales S1850M типа 1046 (LRR) и РЛС средней дальности BAE Systems ARTISAN 3D + типа 997, соответственно используемыми для освещения воздушной и надводной обстановки на большой дальности и управления воздушным движением и освещения тактической обстановки на средней дальности. РЛС LRR способна сопровождать 1000 воздушных целей на дистанции 250 миль, но на данный момент она работает при пониженной мощности (на дальности до 165 миль), хотя этого достаточно, чтобы следить за движением всех воздушных судов, летящих из аэропортов Глазго и Эдинбурга. В эксплуатации АСБУ будет использоваться также для сопоставления и интеграции информации от датчиков кораблей сопровождения, в том числе их средств радиотехнической разведки и РЭБ.
В дополнение к оснащенному АСБУ боевому информационному центру, на корабле имеются специальный командный центр для командующего авианосной ударной группы, а также корабельный разведывательный центр для обработки секретной информации. Возможно также создание пространства, способного разместить 75 человек, достаточных для штаба "двухзвездного" (вице-адмиральского) уровня. В обычном порядке эти площади могут быть использованы в качестве пространства для размещения военно-морского или авиационного штаба или подразделений морской пехоты. Для расширения или модернизации сети возможна быстрая прокладка дополнительных волоконно-оптических кабелей через существующие трубопроводы, используя воздух высокого давления.
Высокомеханизированная система подачи боеприпасов включает 56 автономных подъемников, используемых для передачи боеприпасов между погребами и полетной палубой, также уже установленных и работающих. Оба самолетоподъемника уже установлены, и носовой уже введен в действие. Металлическое термозащитное покрытие, необходимое для защиты полетной палубы от струй двигателей самолетов F-35B Lightning II уже испытано и в настоящее время установлено на трех из шести палубных площадок
Queen Elizabeth, прикрытое защитными вентилируемыми тентами.
В то время как покрытие палубы, используемое на обычных авианосцах, было в состоянии выдержать не более двух вертикальных посадок самолета F-35B, ожидается, что новое покрытие, разработанное компанией Monitor Coatings, потребует повторного нанесения только один раз в три года, а также обеспечит улучшенные характеристики сцепления / трения (член рабочей группы ACA сказал Jane's, что процедура аварийного ремонта боевых повреждений с новым покрытием еще не отработана).
Ангар
Queen Elizabeth спроектирован для возможности размещения в нем до 24 единиц F-35B, при максимальной вместимости всего авианосца около 40 самолетов. Ангарная палуба разделена на четыре отдельные "зоны эскадрилий", с целью обеспечения обслуживания соответвующего числа типов летательных аппаратов авиагруппы. В галерее на ангарной палубе будут находиться два контейнеризированных развертываемых тренажера, которые позволят пилотам F-35B практиковаться в действиях четырехсамолетным звеном в виртуальной среде.
Тем временем, быстрый прогресс был достигнут в сборке
Prince of Wales в одном из сухих доков Росайта. Его последний спонсон будет установлен в мае 2016 года, и это должно завершить формирование корпуса к середине года, - таким образом, данный этап будет пройден менее чем за два года. Однако, предполагая, что сроки не будут переноситься, вывод корабля из дока не будет иметь место еще почти год, - до церемонии присвоения названия, которая пройдет в марте или апреле 2017 года.
Кэптен Саймон Петитт, главный наблюдающий офицер ВМС для QEC, выступает в роли командира экипажей обеих кораблей на нынешнем этапе строительства. По оценке кэптена Петитта, несмотря на вовлечение различных проектно-конструкторских групп и использование методов автоматизированного проектирования, а также различные погодные условия, которые должны были влиять на постройку блоков корпуса на различных судостроительных площадках, точность "системы постройки блоков QEC была удивительна".
Когда он занял свой пост в 2012 году,
Queen Elizabeth имел в экипаже десять человек, но достиг численности более 400 человек (из запланированного максимума 733) в феврале 2016 года.
Prince of Wales до сих пор имеет экипаж из всего 12 человек, хотя он, как ожидается, вырастет до 70 ко времени сдачи
Queen Elizabeth.
Хотя экипаж и не отвечает за поставку кораблей для себя, экипажу корабля поручено разработать значительную часть руководств по эксплуатации, завершить процесс обучения, а затем "вывести его в море под Синим флагом". В рамках процесса, 70 инженеров Королевского флота до сих пор были находятся в составе приемных и сдаточно-испытательных команд с целью получения технических знаний, которые будут использованы при эксплуатации кораблей после их сдачи.
Представляющие первостепенный интерес для эксплуатантов логистические "узкие места" были устранены, благодаря улучшенному проекту размещения помещений . Как правило, в предыдущих проектах военных кораблей большая часть запасов продовольствия должна складироваться в любых доступных помещениях, тогда как в QEC все хранилища организованы в их оптимальных местах. В сочетании с автоматизированными системами и подъемниками с высокой пропускной способностью, 20 моряков будут иметь возможность разместить запасы на своем корабле в полдня, по сравнению с 100 человеками и тремя днями, необходимыми для этого на борту предшествующего легкого авианосца типа Invincible, который имел втрое меньшее водоизмещение и примерно такой же размер экипажа.
Часовые очереди на обед, как говорят, не редкость на борту американских авианосцев типа
Nimitz,в то время как на борту QEC поставлена задача иметь возможность накормить весь экипаж (включая авиагруппу или состав морской пехоты) в течение одного часа. 195 сидячих мест находятся в столовой для нижних чинов и еще 125 мест в прилегающих помещениях. Существует отдельный камбуз для старших чинов и офицеров, плюс галерея отдыха летного состава на палубе 02.
В общей сложности на корабле должно быть свыше 1600 коек. Нижние чины размещаются на спальных местах в каютах, вмещающих от шести до восьми коек. По пять таких кают располагаются в едином блоке вокруг общественного пространства, расположенного в середине каждой "жилой квартиры" на 30-40 мест.
Кают-компания, столовая и прихожая предназначены удвоить площади для улучшенного медицинского комплекса Role 2 QEC, который в настоящее время оборудован на уровне, позволяющем выполнять операции стабилизационной хирургии. Основываясь на опыте, накопленном на работе с потоками раненых в госпитале Role 3 в Кэмп-Бастион в Афганистане, все пороги и препятствия в комплексе были удалены для повышения скорости движения и безопасности тележек с пациентами. Носовая часть госпиталя является потоковой для реанимации, а кормовая часть - операционной.
Как известно, Королевский флот не получил увеличения численности личного состава, на который он надеялся в процессе подготовки Стратегического обзора обороны и безопасности 2015 года (SDSR-2015), и процесс комплектования большого флота по-прежнему будет "борьбой", по словам одного офицера, особенно в отношении формирования слоя достаточно квалифицированных и опытных сотрудников (SQEP) инженерных специальностей. Тем не менее, увеличение численности ВМС на 400 военнослужащих, которое было одобрено, должно быть дополнено перемещением уже служащих моряков, что станет возможным через процесс, описываемый как "внутреннее изменение баланса".
Максимальная численность экипажа QEC, составляющая 733 человека (1624 с полной авиагруппой), была изначально рассчитана на способности обеспечивать 72 ударных боевых вылета в сутки (108 боевых вылетов в режиме перенапряжения) при полных оперативных возможностях. Однако этот уровень не будет достигнут для британских F-35B до предположительно 2023 года.
Соответственно, представители ВМС сказали Jane's, что Королевский флот начал работать с экипажем
Queen Elizabeth чтобы достичь максимума интенсивности действий "когда нам это будет нужно", и приступает к подобной подготовке по отношению к
Prince of Wales - чей потенциально ускоренный ввод в строй усложняет эту задачу. В принципе, большая часть экипажа
Prince of Walesдолжна быть переведена с вертолетоносца
Ocean, который планируется вывести из боевого состава в феврале 2018 года.
Другие решения, принятые в SDSR-2015, также имеют важное значение для обеспечения боевой устойчивости и живучести QEC в ходе оперативного применения, как и для готовности головного корабля в качестве ударного авианосца.
В числе прочего, британская доля программы F-35 (в которой Соединенное Королевство продолжает числиться партнером первого уровня) была подтверждена в количестве 138 самолетов , которые будут закуплены в течение срока действия программы. При этом количество оперативных самолетов, которые будут приобретены к началу 2020-х годов, было "откалибровано" с целью гарантировать, что 24 британских F-35Bs смогут действовать с авианосцев в 2023 году (при полной оперативной готовности), с еще 14 самолетами доступными параллельно для учебных целей.
Число F-35B, ранее одобренных к приобретению в рамках Транша 1, остается на уровне 48, но для того, чтобы оба авианосца были способны использоваться в качестве ударных с 24 оперативными F-35B в составе авиагруппы, или чтобы максимизировать ударные возможности одного QEC с 36 самолетами и обеспечить некоторые остаточные боевые авиационные возможности для второго QEC в роли десантного вертолетоносца, оптимальное количество F-35B для авианосных операций и обучения составит между 72 и 90 самолетов, было сообщено Jane's.
Исследование британского министерства обороны Future Combat Air Systems должно помочь определить , какая модификация F-35 должна быть одобрена для закупки в последующих траншах. SDSR-2015 оставил открытой возможность для Королевских ВВС приобрести некоторое количество самолетов варианта F-35A специально для действий с наземных авиабаз, в соответствии с заявлением недавно вышедшего в отставку заместителя начальника Штаба обороны маршала авиации сэра Стивена Хиллера.
В SDSR-2015 также включены упоминания о планах увеличения количества эскортных кораблей Королевского флота "к 2030-м годам", что подразумевает увеличение числа фрегатов и эсминцев с 19 до 23. Шесть из них будут нынешними эсминцами ПВО типа 45, а восемь будут новыми кораблями типа 26 (Global Combat Ships), оптимизированными для противолодочной борьбы, которые обеспечат частичную замену для остающихся в строю противолодочных фрегатов типа 23.
Остальная часть увеличенного флота эскортных кораблей должна быть составлена из последующих кораблей многоцелевого варианта типа 26 и "нового типа легких гибких фрегатов общего назначения", аналогичных по концепции предшествовавшему типу 21, и, которые, возможно, будут известны как тип 31.
Еще одним ключевым фактором для возвращения Королевского флота к тому, что один офицер охарактеризовал как "операции авианосной группы" ("carrier-centred task-group operations"), будет приобретение трех кораблей комплексного снабжения (Fleet Solid Support logistic ships) в дополнение к четырем новым универсальным танкерам снабжения типа MARS (Military Afloat Reach and Sustainability), которые начнут вступать в строй в 2016 году.