Вот статья о судьбе авианесущего крейсера "Адмирал Горшков"
Суммарная стоимость контракта по поставке «Горшкова» в Индию оценивается примерно в полтора миллиарда долларов, из которых непосредственно на работы по ремонту и модернизации авианосца уйдет от 600 до 700 млн дол., при этом сам корабль передается индийскому флоту безвозмездно. Остальные средства – это расходы по закупке корабельной авиагруппы, а также различного корабельного оборудования и вооружения, поставляемого третьими сторонами.
Проект модернизации корабля подготовлен его же разработчиком – Невским проектно-конструкторским бюро (г. Санкт-Петербург), а непосредственно работы по ремонту и модернизации осуществляются на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск Архангельской обл.).
Контракт предусматривает поэтапное выполнение работ. На первом этапе с корабля снимается все не характерное (читай – ненужное!) для многоцелевых авианосцев ракетно-артиллерийское вооружение, включавшее на ТАВКР проекта 1143.4 противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» и крупнокалиберную артустановку АК-100. Демонтируется с «Горшкова» и все остальное вооружение – зенитно-ракетные комплексы «Кинжал», зенитные автоматы АК-630 и т.д., а также большинство систем радиоэлектронного вооружения и специального оборудования. Взамен этого авианосец получит новый комплекс средств ПВО, публично о котором пока ничего не объявлялось. После замены устаревших корабельных агрегатов и механизмов современными первый этап завершается и корабль официально передается заказчику.
На втором этапе индийская сторона окончательно определяет перечень нового вооружения и оборудования, которое предстоит разместить на корабле, а непосредственно работы по модернизации и переоснащению «Горшкова» составляют предмет третьего этапа выполнения контракта.
Для того чтобы превратить ТАВКР пр.1143.4 в авианосец, способный обеспечивать базирование сверхзвуковых истребителей горизонтального взлета и посадки, значительным изменением подвергнут его верхнюю палубу. Полетная палуба будет продлена до самого носа корабля, где будет сооружен трамплин с углом схода 14о (во многом такая форма палубы будет схожа с формой палубы российского ТАВКР проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). Общая длина верхней (полетной) палубы составит около 280 м, а непосредственно взлетная полоса будет иметь длину около 200 м и ширину на сходе около 20 м. Для эксплуатации самолетов типа МиГ-29К этого вполне достаточно, поскольку при испытаниях в 1989–1992 гг. на «Кузнецове» («Тбилиси») опытные МиГ-29К успешно взлетали с трамплина с дистанций разбега 180 и 105 м.
Длина посадочной полосы составит 198 м, а ширина – 24 м. Для торможения самолетов в процессе пробега по палубе на посадке корабль будет оснащен тремя тросовыми аэрофинишерами. Подпалубный ангар для размещения авиатехники будет иметь размеры 130х23х5,7 м. Поднятие самолетов и вертолетов из ангара на палубу будет осуществляться двумя подъемниками: грузоподъемностью 30 т с площадкой размерами 18.91х9.96 м, расположенным по центру палубы слева от надстройки, и грузоподъемностью 20 т с площадкой 18.91х8.65 м, расположенным за надстройкой перед аэрофинишерами. Площадь парковочной зоны для стоянки самолетов на верхней палубе составит 2400 м2.
Максимальная численность авиагруппы модернизированного «Горшкова» в варианте «по-походному» (часть летательных аппарпатов на палубе, остальные – в ангаре) может составить 30–34 ЛА, в т.ч. 24 истребителя МиГ-29К и 6 вертолетов типа Ка-28 и Ка-31 или 21 истребитель и 13 вертолетов. При этом в ангаре может быть размещено 13 истребителей и 6 вертолетов или 10 истребителей и 13 вертолетов соответственно.
Полное водоизмещение модернизированного авианосца составит около 45 000 т. Скорость хода корабля составит 27 узлов.
Контракт по продаже в Индию модернизированного авианосца «Адмирал Горшков» считается официально вступившим в силу 9 апреля 2004 г. По имеющейся информации, работы по ремонту и модернизации корабля, находящегося на Севмашпредприятии с 12 июля 1999 г., идут полным ходом и строго по графику. Согласно имеющимся договоренностям, поставка авианосца заказчику должна быть произведена через четыре года после вступления контракта в силу – т.е. в начале 2008 г. Но уже сейчас корабль принадлежит ВМС Индии. Возможно, там ему будет присвоено новое имя – R23 «Викрамадитья» (Vikramaditya) – в честь легендарного индийского раджи. Но не исключено, что новый индийский авианосец сохранит прежняя имя «Горшков». По некоторым данным об этом просила индийскую сторону Россия, заботящаяся об увековечении памяти знаменитого советского флотоводца, так много сделавшего для создания отечественного авианесущего флота.
Владимир Щербаков
Модель модернизированного авианосца
материал из журнала "Взлёт" 2/2005