Газета "Военно-промышленный курьер" пишет:
СОЗДАНИЕ АВИАНОСНОГО СОЕДИНЕНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА РОССИИ ПО СИЛАМ
В ВМФ России из построенных в 1967-1990 гг. семи авианесущих крейсеров остался один - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Однако недостаточное финансирование его содержания может привести к потере этого уникального корабля, а вместе с ним - корабельной авиации и всей обеспечивающей инфраструктуры, накопленного опыта эксплуатации и подготовленных кадров.
"ВПК" уже поднимал проблемы авианосцев, дискуссия развернулась широкая. Главный вопрос в том, нужны ли России такие корабли. Полагаю, в этом споре нет смысла. И вот почему. Всем понятно, что наличие Военно-морского флота в составе Вооруженных Сил РФ - объективная, исторически подтвержденная необходимость, одно из непременных условий безопасности страны, защиты национальных интересов, экономического и культурного развития. Морская доктрина Российской Федерации, утвержденная президентом Владимиром Путиным 27 июля 2001 г. определяет: Военно-морской флот является главной составляющей и основой морского потенциала России, одним из инструментов внешней политики государства и предназначен для обеспечения защиты интересов РФ и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно-политической стабильности в прилегающих к ней морях, военной безопасности с морских и океанских направлений. ВМФ осуществляет сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении нашей страны, защиту военными методами суверенитета России, распространяющегося за пределы ее сухопутной территории на внутренние морские воды и территориальное море, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также свободы открытого моря. Кроме того, Военно-морской флот создает и поддерживает условия для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности РФ в Мировом океане, обеспечивает военно-морское присутствие России в Мировом океане, демонстрацию флага и военной силы, участие в осуществляемых мировым сообществом военных, миротворческих и гуманитарных акциях, отвечающих интересам Российской Федерации.
Еще раз напомню, что приоритетными направлениями политики нашего государства в области военно-морской деятельности являются:
- усиление государственной поддержки, регулирования и контроля военно-морской деятельности РФ, в том числе принятие комплекса адресных мер, стимулирующих эту деятельность;
- поддержание и качественное обновление сил и средств морской составляющей стратегических ядерных сил, обеспечение их требуемого количественного уровня;
- поддержание и развитие сил и средств общего назначения Военно-морского флота;
- поддержание и развитие систем разведки и целеуказания, связи и боевого управления, испытательно-полигонной базы, навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения военно-морской деятельности России;
- защита государственной границы в подводной среде;
- охрана принадлежащих РФ природных ресурсов, а также ресурсов за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами наша страна обладает правами на их сохранение и использование;
- обеспечение военно-морского присутствия РФ в Мировом океане;
- создание благоприятных международно-правовых условий для деятельности ВМФ в Мировом океане;
- обеспечение безопасности плавания, производственной и иной деятельности российских судов в Мировом океане.
Большинство этих функций эффективно могут выполнять только морские силы общего назначения. Как видим, сегодня нет необходимости доказывать политическому руководству страны право на наличие у России сильного и современного Военно-морского флота. Но, к сожалению, наше правительство пока не обременяет себя заботами по развитию ВМФ. Когда будет и будет ли у РФ сильный и современный флот, зависит от многих факторов, и в том числе от формирования единства взглядов на состав, роль и место Военно-морского флота в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Еще в прошлом году на Всероссийской научно-практической конференции в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова "История, перспективы развития и боевого применения авианесущих кораблей (авианосцев) ВМФ России", организованной Общественным объединением "Общественность в защиту флота", научная и флотская общественность предложила ряд первоочередных мер по развитию морских сил общего назначения ВМФ до уровня, обеспечивающего гарантированное отражение современных и возможных в будущем военных угроз нашей стране с морских и океанских направлений.
Основу морских сил общего назначения флотов ведущих морских держав мира в первой половине XXI века составляют и будут составлять авианосные соединения. Именно с их создания необходимо начать возрождение ВМФ России. Мировой опыт показал высокую эффективность использования авианосцев как в мирное время, так и во время мировых и локальных войн. Эта эффективность и возможность длительного срока службы (50 лет и более) при периодическом ремонте и модернизации являются стимулом для все большего числа стран строить или закупать корабли этого класса.
У нас остался один авианесущий крейсер. Однако ведущееся сейчас в Северодвинске переоборудование ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" в авианосец для ВМС Индии позволило сохранить кадры судостроительной, авиационной и других отраслей промышленности, обновить кооперацию предприятий по созданию авианосцев, строительство которых водоизмещением около 50 000 т с многоцелевыми самолетами возможно на заводе "Севмаш" с минимальными затратами на реконструкцию предприятия. Без перспективы последующих работ по авианосному направлению такая кооперация будет потеряна, а также кадры проектантов, без опыта которых современного авианосца не создать.
Исходя из вышеизложенного предлагается считать основным направлением в возрождении и развитии морских сил общего назначения ВМФ России создание авианосного соединения первой четверти XXI века, способного решать задачи тактического, оперативно-тактического и оперативного уровней. А в целях реализации действующей Морской доктрины при формировании Государственной программы вооружения на 2006-2015 г. и ее составляющей - Программы военного кораблестроения необходимо:
- предусмотреть проведение в 2006-2007 гг. силами ВМА им. Н.Г. Кузнецова, научно-исследовательских институтов ВМФ и ВВС с участием институтов и конструкторских бюро судостроительной, авиационной, атомной и других отраслей промышленности комплексной научно-исследовательской работы (КНИР) по концептуальному проектированию авианосного соединения Военно-морского флота РФ первой четверти XXI века;
- оперативно-тактическое обоснование оптимального варианта корабельного состава и авиации соединения с необходимыми береговой инфраструктурой базирования и маневренным плавучим тылом с учетом возможностей развития научно-технической базы и ОПК.
Итогом данной КНИР должны стать проекты ТТЗ на разработку аванпроектов (технических предложений) на все компоненты авианосного соединения и систем его обеспечения. На базе утвержденных ТТЗ нужно разработать аванпроекты по технико-экономическому и военно-экономическому обоснованию по критерию "Эффективность-стоимость-реализуемость" возможности и целесообразности создания авианосца, новых кораблей охранения и судов обеспечения авианосного соединения, корабельной авиации, наземного испытательного и учебно-тренировочного комплекса для отработки авиационно-технических средств, подготовки летного и технического состава, а также всех элементов технического оснащения кораблей и летательных аппаратов новыми образцами вооружения и военной техники. Не следует забывать и об инфраструктуре базирования, и о выборе и подготовке верфей для строительства авианосца, новых кораблей и судов авианосного соединения. Итогом этой работы должны стать проекты ТТЗ на ОКР по созданию всех компонентов авианосного соединения, их технического оснащения, систем его обеспечения.
Представляется, что завершить выполнение блока научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ следует в сроки, обеспечивающие вступление в боевой состав Военно-морского флота России двух новых авианосных соединений и систем их обеспечения до 2025 г. Для этого требуется:
- разработать до 2015 г. концепцию применения авианосного соединения первой четверти XXI века в мирное и военное время;
- начать формирование соответствующей системы управления, береговой инфраструктуры, их базирования, обеспечения, ремонта и маневренного плавучего тыла на Северном и Тихоокеанском флотах одновременно с созданием авианосцев;
- разработать программу развития многоцелевой корабельной авиации с учетом сроков создания авианосного соединения;
- осуществить строительство до 2010 г. нового наземного испытательного и учебно-тренировочного комплекса для корабельной авиации;
- восстановить до 2010 г. систему подготовки кадров летного и технического состава корабельной авиации: создать центр корабельной авиации ВМФ с дислокацией в Таганроге или Ейске, воссоздать Ейское высшее военно-морское училище летчиков (командиру авианосца, а также его заместителям и командному составу, непосредственно связанному с управлением и боевым применением корабельной авиации, давать соответствующую авиационную подготовку).
Следует также предусмотреть постановку на "Севмаш" ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" для ремонта и модернизации в 2008 г. (после выхода на ходовые испытания авианосца ВМС Индии). В настоящее время у России есть средства и возможности для создания авианосного соединения. Все зависит от решений политического руководства и целеустремленной работы правительства РФ по претворению в жизнь этих решений.
Владимир РОГОВОЙ
контр-адмирал в отставке, председатель правления
Общественного объединения "Общественность в защиту флота"
адрес статьи:
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.132.articles.army_03