...Хотелось-то как лучше: винтовка HAC-7
Вообще, конечно, любой конструктор оружия "хочет как лучше". Кроме, разве что, британцев - те собственных солдат откровенно ненавидят. Далее, при наличии у конструктора еще и боевого опыта это "хочу как лучше" получает бонусы в виде "уже попробовал и хорошее, и не очень". Но всегда ли это срабатывает? Увы, нет.
К моменту открытия своей оружейной компании Роберт Холлоуэй успел пройти две войны - сначала Вьетнам (официально, дослужившись до майора), а затем его еще и занесло в Родезию под самый конец ее существования - тут уже, сами понимаете, наемником. По возвращению домой в Техас он "заболел" амбициозным планом - сделать "самую лучшую" автоматическую винтовку, опираясь на известные ему конструкции.
В 1984 году винтовка попала на журнальную обложку - правда, далеко не Guns или American Rifleman
Патентную заявку он подал в 1983 году и, не дожидаясь получения патента (ирония судьбы в том, что выдали его уже после закрытия фирмы), пошел регистрировать оружейное производство.
Детище новоиспеченной Holloway Arms Company получило нехитрое название - HAC-7. По сути своей это был "где-то поблизости" старый добрый АК, выполненный в компоновке с раздельными ствольной и спусковой коробками (где в целом помесь FAL и "армалайтовских" винтовок Стоунера), под патрон 7,62х51, используя стандартные магазины AR-10, переделанные под фиксацию задней защелкой "а-ля Калашников".
И ствольная, и спусковая коробка - легкосплавные
Помимо 4-позиционного газового регулятора винтовка имела справа от газблока отдельный кран полного перекрытия газа:
Вся винтовка разбиралась при помощи одного патрона - носиком пули выдавливались штифты, а гильза могла служить импровизированной отверткой и ключом.
Газовый двигатель с длинным ходом поршня, затворная рама, у которой возвратная пружина заходит внутрь по оси газового двигателя, запирание поворотом на два упора - прямая отсылка к хорошо знакомому конструктору по прошлым годам АК. Правда, были несколько нюансов...
Затворная рама винтовки была, во-первых, переусложненной и нетехнологичной: она сваривалась из двух частей, личинка проворачивалась отдельным пальцем, через копирный паз входившим в ее поперечное отверстие. Под рамой крепилась специальная направляющая, не дававшая при откате затвора развернутому вниз боевому упору зацеплять патрон под ним или подаватель опустошенного магазина:
Плунжерный выбрасыватель в личинке затвора - это уже привет от Юджина Стоунера:
Создавать "самую лучшую винтовку" и применить решение, менее надежное, чем отражатель в ствольной коробке - ну, такая себе идея...
Конструкция личинки, кстати, позволяла ее установить неправильно - с разворотом на 180 градусов, после чего при выстреле затвор пытался бы отправить гильзу не в окно выброса, а в противоположную сторону. Сделано это было, конечно, в благих целях - у винтовки была и "леворукая" версия HAC-7L с левосторонним окном выброса, у которой та же самая личинка затвора и ставилась развернутой. Но вероятность неправильной сборки это никак не исключало, о чем даже специально напоминала инструкция.
Газовая система была также переусложнена, если вспомнить "прародителя". Холлоуэй отказался от длинного газового поршня (и заодно от конструктивного люфта, заложенного в АК и позволяющего механизму нивелировать погрешности сборки), зато саму газовую камору сдвинул назад, связав ее с газблоком тонкой трубкой (здравствуйте, лишние резьбовые соединения):
Всего было задумано сразу несколько исполнений - "стандартных" со стволом длиной 510 мм, "снайперских" (ствол 610 мм) и укороченых со стволом 406 мм.
Но сначала давайте вспомним, что Холлоуэй задумал именно автоматическую винтовку (оставим за кадром, как бы контролировался автоматический огонь при ее-то весе чуть меньше 4 кг в "стандартном" исполнении и патроне 7,62х51 NATO). А это, пардон, требовало получения официальной классификации от ATF, чтобы иметь возможность пустить винтовку в оборот, и регистрации всех серийных номеров винтовок, выпущенных как "фулл-авто". Отправив заявление, к которому были приложены описания и фото 12 готовых предсерийных винтовок со спусковыми коробками под УСМ с автоспуском, он стал ждать ответа. Однако время шло, шло... А ответа от ATF так и не было.
Чтобы только что развернутое производство не простаивало зря, отставной майор решил пока что поработать на гражданский рынок, чтобы успеть отбить вложения. Он по-быстрому наделал "гражданских" спусковых коробок, запустил рекламу и написал отказное письмо в ATF - мол, мы сейчас выпускать фулл-авто передумали, так что у нас обычные самозарядные винтовки, даже не "третьего класса".
Но тут бюрократия сыграла в своем лучшем стиле: уже после отправки отказного, когда производство вполне себе начало выпускать самозарядные HAC-7, в компанию приехала инспекция ATF: "Ну, показывайте, где вы тут собираетесь выпускать автоматы. И да, покажите-ка винтовки с серийными номерами от А0001 до А0012, которые в вашем заявлении были указаны как предсерийные прототипы автоматического оружия".
"Гражданский" УСМ
И вот тут настала мертвая тишина. Потому что выяснилось, что те самые винтовки уже преспокойно лишились автоспуска, и более того - были отгружены со склада в несколько магазинов. И тут еще Холлоуэй не подозревал, насколько ему повезло: на дворе был только 1984 год, когда подобное хотя и было "залетом", но не смертельным. Это уже с 1986 года, когда "новодельное" автоматическое оружие на гражданском рынке попало под тотальный запрет, отправка дилерам даже "голых" спусковых коробок, а не оружия в сборе, отправила бы Холлоуэя на нары с гарантией.
Впрочем, больше всего "порадовались" те владельцы магазинов и новоиспеченные покупатели, которых всех обошли инспекции ATF, чтобы убедиться в отсутствии автоспуска на отгруженных винтовках и каверзным голосом поинтересоваться - "а не предлагали ли вам, случаем, заодно к ним комплекты для
небольшой доработочки?". (Сколько времени убили на поиск покупателей - тот еще вопрос, оружие-то уходило с прилавка без лицензии).
А вот дела у фирмы шли тем временем плохо. Во-первых, в это время на рынке все больше был востребован калибр 5,56 мм - тут в потребности гражданских Холлоуэй совсем "не въехал". Во-вторых, первые серии были еще прилично сырыми и по качеству, и по конструкции:
Я владел одной из них более 20 лет назад. Серийный номер 282 или 283, кажется. Я купил ее новой примерно за 500 долларов, когда FAL стоила около 800 долларов. Моя винтовка работала нормально, пока губки магазина не были повреждены, а газ был отрегулирован правильно. Эти губки легко деформировались, так как не имели ребра жесткости сзади.
Общее ощущение от этой штуки было больше похоже на предсерийный образец. Много острых кромок. Штифты использовались почти везде, и в итоге я сделал несколько из хвостовиков сверл. Штифт зацепа выбрасывателя был одним из них.
Приклад был ужасен. Затыльник был плоским и не имел ничего, за что можно было бы уцепиться, так что в спешке он соскальзывал с плеча. Легкая трубчатая рамка приклада была сделана из алюминия (я думаю) и прикреплена к шарниру слишком тонким штифтом. Это место расшаталось после 200-300 выстрелов. В итоге я смастерил деревянный приклад, который заменил весь складной узел.
Когда я установил на нее прицел (ствольная коробка уже имела резьбовые отверстия под кронштейн), оказалось, что нельзя было пользоваться рукояткой заряжания. Причина заключалась в том, что пальцы ударялись о кольца/крепление прицела.
Из воспоминаний владельца. Справедливости ради, по магазинам вопрос к AR-10, от которой они были взяты - конструкция действительно дурацкая.
В-третьих, надежды на контракт с Национальной гвардией Техаса так и остались надеждами. Деньги в кармане таяли, и Холлоуэй начал метаться в поисках способа хотя бы снизить издержки. Он попробовал заменить фрезеровку спусковой коробки из цельного куска дюраля на литье по выплавляемым формам, но не добился успеха. В результате, выпустив всего несколько сотен HAC-7, фирма прогорела, а ее основатель уехал в другой штат, где и работает с тех пор в нефтяной компании.
https://vk.com/@ognestrelny_mir-hotelos-to-kak-luchshe-vintovka-hac-7