Боевое применение авиации

Elektro-broom

Активный участник
Сообщения
1.602
Адрес
Красноярск
Breeze написал(а):
Slovak написал(а):
Breeze написал(а):
Корячится в России тяжеленный экономический и финансовый кризис...
Вы лучше за 144:0 пишите :-D
КС написал(а):
Breeze написал(а):
Корячится в России тяжеленный экономический и финансовый кризис...
:p
- Я буду просто ужасно рад (как простой российский военный пенсионер), если я окажусь неправ, а вы все, весело хохочущие, правы. :???:
Вы не поверите, я тоже. :-D Но 100% вырастут цены и от многоих хотелок гласно или нет придется отказатся. По этому вы правы.
 

plant15

Активный участник
Сообщения
974
Адрес
Рязань
Связист написал(а):
Breeze писал(а):
- Я буду просто ужасно рад (как простой российский военный пенсионер), если я окажусь неправ, а вы все, весело хохочущие, правы.

Вспомнился Левша, переживающий за Отечество-"Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили, а то, храни Бог войны, они стрелять не годятся "
_________________
Камрад, позвольте продолжить:
"И с этою верностью левша перекрестился и помер. Мартын-Сольский сейчас же поехал, об этом графу Чернышеву доложил, чтобы до государя довести, а граф Чернышев на него закричал:

– Знай, – говорит, – свое рвотное да слабительное, а не в свое дело не мешайся: в России на это генералы есть.

Государю так и не сказали, и чистка все продолжалась до самой Крымской кампании. В тогдашнее время как стали ружья заряжать, а пули в них и болтаются, потому что стволы кирпичом расчищены."

Чего бедолага опасался, то и случилось.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Зафлудили, бле-я-я-ять, сугубо авиационную тему всякой хренью! :Fool:
 

plant15

Активный участник
Сообщения
974
Адрес
Рязань
Да полно Вам, ничего ужасного не случилось.
Продолжайте, пожалуйста.
 

baken

Заблокирован
Сообщения
2.757
Адрес
Россия. Москва.
Зайду по-другому.
А экипажи, сбитые 08.08.08, имели боевой опыт?
И - если бы имели - были бы они сбиты?
 

Org

Активный участник
Сообщения
1.309
Адрес
s-pb
А экипажи, сбитые 08.08.08, имели боевой опыт?
И - если бы имели - были бы они сбиты?
Там половина дружественный огонь, а тех что сбили, сбили из за глупости начальников отправивших их на не подавленную РЭБ ПВО, как подавили летали над Джорджией где хотели и как хотели.
 

Ринат

Военный лётчик
Сообщения
8.466
Адрес
Санкт-Петербург
Breeze написал(а):
- Я буду просто ужасно рад (как простой российский военный пенсионер), если я окажусь неправ, а вы все, весело хохочущие, правы.

Ты не поверишь!
Мы все будем вместе с тобой!!! :-D

Добавлено спустя 5 минут 20 секунд:

Org написал(а):
Там половина дружественный огонь, а тех что сбили, сбили из за глупости начальников отправивших их на не подавленную РЭБ ПВО

А если бы тренировались в условиях приближенных к боевым такого позора бы не было.
Почему и надо тренироваться на Игил.
Минимум угроз. Максимум приближения к боевым условиям.
Поиск, обнаружение, классификация целей, взаимодействие, наведение, применение оружия, контроль результата.
Что еще надо?
 

baken

Заблокирован
Сообщения
2.757
Адрес
Россия. Москва.
Ринат,
рад даже только прочитать ваши соображения.
Если же дойдёт до реала, то и за армию можно будет не волноваться.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Если верить Пентагону, то в воздушную войну с ИГИЛ включился новый игрок:

Самолёты ВВС Ирана нанесли удары по группировке «Исламское государства» в Ираке, сообщает РИА Новости со ссылкой на заявление пресс-секретаря Минобороны США Джона Кирби.

«У нас есть свидетельства того, что Иран действительно в течение последних нескольких дней нанёс авиаудары (по ИГ в Ираке), используя истребители F-4 "Phantom"», – сказал Кирби.

Ранее сообщалось, что Барак Обама в октябре отправил лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи личное послание, в котором затрагивал вопросы поддержки кампании против исламистов и соглашения по иранской ядерной программе.

В сентябре, по данным западных СМИ, Тегеран подобное предложение Вашингтона о сотрудничестве в борьбе против ИГ отклонил, заявив, что американская администрация к нему не готова. При этом иранский лидер отметил, что «усилия США и их союзников по борьбе с боевиками ИГ приводят к большему разладу среди мусульман, нежели к уничтожению корней терроризма».
http://topwar.ru/63921-pentagon-vvs-ira ... irake.html
 

Rand0m

Активный участник
Пентагон: капитан ВВС США погиб при выполнении миссии против ИГ
РИА Новости
Капитан ВВС США погиб при выполнении задания в рамках борьбы коалиции против «Исламского государства», сообщили в среду в Пентагоне.

По данным министерства обороны, капитан истребителя F-16 Уильям Дебойс «в воскресенье вечером должен был выполнить полет в регионе Ближнего Востока, и у его самолета, возможно, возникли проблемы после взлета, и он не смог вернуться обратно на базу». Место и обстоятельства гибели пилота не раскрываются.

При этом в пресс-службе ведомства уточнили, что «точная информация о месте крушения не сообщается по соображениям безопасности».

По данным Пентагона, 30-летний Уильям Дебойс вырос в Колорадо и до миссии на Ближнем Востоке служил на авиабазе в Северной Каролине.

Между тем, в понедельник СМИ сообщали, что в воскресенье на территории Иордании разбился истребитель F-16 ВВС США, когда возвращался на одну из военных баз на Ближнем Востоке, пилот погиб. При этом Центральное командование вооруженных сил США (CENTCOM) сообщило, что причина крушения не связана с боевыми действиями, которые американские летчики сейчас ведут в Сирии и Ираке. Как заявил представитель Пентагона полковник Стив Уоррен, у самолета возникли технические неполадки вскоре после взлета, после чего пилот попытался вернуться на базу. Расследование инцидента продолжается.

США при поддержке ряда союзных стран, в том числе арабских, 23 сентября начали авиаудары по позициям группировки «Исламского государства» в Сирии, с августа аналогичная операция проходит в Ираке. При этом США наносят удары без разрешения сирийских властей. Вашингтон поддерживает так называемую «умеренную» вооруженную оппозицию в Сирии, которая воюет как против правительства, так и против боевиков ИГ.
Читать на сайте РИА Новости
 

MRJING

Активный участник
Сообщения
13.962
Адрес
Иваново
США позитивно восприняли сообщения об обстреле иранскими военно-воздушными силами позиций террористической организации «Исламское государство» на территории Ирака. Соответствующее заявление сделал госсекретарь Джон Керри на проходящей в Брюсселе конференции 60 стран, поддерживающих кампанию по борьбе с экстремистами, передает Bloomberg.
 

Rand0m

Активный участник
DQW_y_MzizA.jpg
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Холодная война в небе-1.

Лицом к лицу с «Медведем».

В 1966 году летчик ВМС получил незабываемое впечатление от символа холодной войны — советского бомбардировщика Ту-95.

1417798412_17a_dj2015_thesandwich_live.jpg__800x600_q85_crop_subject_location-593824.jpg


В марте 1966 года я был офицером-оператором истребительной эскадрильи (VF-74) на борту авианосца Forrestal. После длительного похода в Средиземном море наш корабль взял курс на свою родную базу в Норфолке, штат Виргиния. Как только мы вышли из Гибралтарского пролива, было объявлено «наблюдение за медведем».

«Медведь» — натовское название советского самолета конструктора Туполева Ту-95. Это крупный стратегический бомбардировщик, иногда несущий на борту ракеты, но в основном используемый для радиоэлектронного наблюдения. На нем установлены четыре двигателя НК-12 конструктора Кузнецова с винтами противоположного вращения, из-за чего Ту-95 — необычайно шумный самолет. Кончики лопастей у этих винтов вращаются со сверхзвуковой скоростью, создавая дьявольский шум. «Медведь» был принят на вооружение в 1956 году, и ВВС России используют этот самолет по сей день.

«Наблюдение за медведем» требовало вылета двух «Фантомов» F-4 из состава эскадрильи VF-74, двух истребителей палубного базирования F-8 Crusader из состава эскадрильи морской пехоты VMF-451, самолета аэрофотосъемки F-8 из эскадрильи VFP-62 и самолета-заправщика А-3 из эскадрильи VAH-11. Все они в дневное время находились в готовности и стояли на летной палубе. «Фантомы» и «Крусейдеры» были прикреплены к катапультам, готовые взлететь в течение пяти минут после получения приказа. Другие экипажи несли дежурство в своих машинах на катапультах, меняя друг друга каждый час. Я каждый вечер должен был составлять и доводить до летчиков график дежурства по боевой тревоге на следующие сутки.

Как-то раз я сидел в помещении для дежурных экипажей и составлял график на следующий день, когда туда зашел старший офицер совершенно секретной боевой части резервной радиосвязи авианосца. Мы оба были лейтенантами-холостяками и подружились, колеся по барам и кафе испанской Барселоны. Он сказал мне, что завтра около полудня вблизи авианосца ожидается появление двух советских «Медведей». Они вылетят из российского Мурманска перед рассветом, совершат дозаправку над Фарерскими островами, а затем проследуют на юг, чтобы пролететь над авианосцем Forrestal. Я не мог упустить шанс увидеть Ту-95 собственными глазами, а поэтому записал себя и одного из лучших в эскадрилье операторов радиолокационного перехвата Ника Эстабрука (Nick Estabrook) на дежурство с 12 до часу дня.

На следующий день мы с Ником забрались в кабину F-4B незадолго до полудня. «Фантом» был вооружен двумя ракетами с тепловым самонаведением AIM-9 Sidewinder и двумя ракетами с радиолокационным наведением AIM-7 Sparrow. Время в кабине на палубе тянулось медленно. Я начал беспокоиться, что Ту-95 могут опоздать, или что сведения об их полете окажутся неточными.

Когда до окончания смены оставалось 10 минут, к самолету подошел наш командир. Начальник авиационной боевой части авианосца сказал по громкой связи на всю палубу: «У должности есть свои преимущества, Джон!» Командир посмотрел на меня и спросил: «Досрочно смениться не желаешь?» Как же! Наверное, ему не хватило наглости выгнать меня из кабины. Что-то назревало.

Я вежливо отказался, и следующие 60 секунд запомнил на всю жизнь. Командир не знал, как поступить. Он стоял на палубе, переминаясь с ноги на ногу. Когда по громкой связи прозвучала команда «Дежурная смена, на взлет», мы с Ником закрыли свои фонари, я завел оба двигателя, и мы взлетели. Пока, командир!

Правила были очень строгие. Мы должны были перехватить ведущий Ту-95 на расстоянии 100 миль от корабля. Ник включил РЛС, и мы немедленно засекли «Медведей». Засветки на экране у Ника были такие большие, что выглядели как бананы, сказал он мне. Он умело провел нас перехватывающим курсом, и мы вышли на правый борт ведущего Ту-95 в 98 милях от авианосца. Наша ведомая машина нацелилась на второго «Медведя», который шел в полутора милях от лидера. F-8 держались на удалении. А вот летчик самолета-заправщика А-3 решил посмотреть на бомбардировщик поближе.

У Ту-95 сзади под горизонтальными стабилизаторами есть кормовая установка с пушками и люками из плексигласа. Когда мы приблизились к нему и пошли параллельными курсами, я заметил в кабине члена экипажа с большим складным фотоаппаратом на треноге. Он начал жестикулировать — было понятно, что летчик хочет, чтобы мы расположили свой самолет в удобной точке для съемки. Я пошел ему навстречу, и когда наш F-4 занял оптимальное для съемки положение, этот член экипажа прилип к камере. Спустя несколько секунд он поднялся и радостно показал мне два больших пальца.

Пока русский летчик снимал наш самолет, Ник снимал его машину. Начальник разведки авианосца выдал ему современную 35-миллиметровую камеру, которая делала 72 снимка на обычной кассете на 36 кадров. Ник использовал все кадры до единого.

Ведущий самолет был известен как Ту-95К. За ним шел Ту-95РЦ, разведчик-целеуказатель, отличающийся двумя длинными обтекателями прямо перед хвостовой частью. Было понятно, что задача Ту-95РЦ состоит в анализе радио- и радиолокационных сигналов с авианосца и с его самолетов в небе.

После съемки я приблизился и пошел рядом с внешним двигателем самолета. Я этого не знал, но А-3 пристроился рядом по нашему правому борту. Это сняли на пленку, и я назвал фотографию «сэндвич». Ник был встревожен тем, что наша машина плотно зажата между двумя очень крупными и не очень маневренными самолетами. Меня это беспокоило меньше, поскольку мне приходилось следить за тем, чтобы держаться рядом с «Медведем», и я не видел, насколько близко к нам летит А-3. Всякий раз, когда я смотрю на сделанную в тот момент фотографию, у меня возникает вопрос: если бы я потерял управление и столкнулся с Ту-95, вызвало бы это третью мировую войну?

Шансов на такой инцидент на самом деле было очень мало. Я набрался немало опыта, летая крыло к крылу с другими самолетами. Я четко помню, как сильно дрожал фонарь кабины, когда я поравнялся с двигателями Ту-95.

Примерно в 20 милях от авианосца Ту-95 начали медленно снижаться со своей крейсерской высоты полета в 10 тысяч километров. Эта пара пролетела над авианосцем на высоте 500 метров, а затем начала медленно набирать высоту, уходя на север. Мы следовали за ведущим «Медведем», пока он снова не удалился от авианосца на 100 миль. Когда я просигнализировал второму пилоту, что мы уходим, он широко, по-русски улыбнулся и поднял вверх большой палец. В тот день в течение часа мы не были врагами в холодной войне, а были просто летчиками, которые наслаждались тем, на каких грозных самолетах летаем.

Автор Джон Ньюлин (John Newlin)
http://topwar.ru/64126-licom-k-licu-s-medvedem.html
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
5 декабря "Бородавочник" из 163-й экспедиционной эскадрильи "Черные змеи" ВВС национальной гвардии штата Индиана работает своей GAU-8 по халифатовцам в районе города Рава в иракской провинции Анбар. В самом начале "трещетка" - это звук стрельбы его мегапушки.


http://www.youtube.com/watch?v=0Kg0CBT5WWw

Оригинал взят здесь.
 

Slovak

Активный участник
Сообщения
12.279
Адрес
Литва
Tigr
а у халифата расчетов ПЗРК нет как понимаю.
Так безнаказанно летает.

ПиСи я то за шерифа, но всеже интересно
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.372
Адрес
Саратов
Slovak написал(а):
Tigr
а у халифата расчетов ПЗРК нет как понимаю.
Так безнаказанно летает.
Как бы есть:
bzconyscaaa6l3y.jpg

bzcodt2iaaaxvol.jpg

bzcoqs4igaetm16.jpg

bzcozpgciaakw5d.jpg

http://justpaste.it/hhow


Как известно, в прошлом году партию ПЗРК FN-6 получили из-за границы сирийские повстанцы (предположительно поставка была оплачена Катаром, а сами ПЗРК были приобретены в Судане). Других известных эксплуатантов FN-6 в регионе нет, поэтому представляется наиболее вероятным, что данный ПЗРК был захвачен или иным способом приобретён у повстанцев в Сирии и затем переправлен в Ирак.
http://pfc-joker.livejournal.com/68376.html
 

Rand0m

Активный участник
Су-25: «Грачи» в Афганистане
Как штурмовики Сухого сражались в условиях партизанской войны
7 декабря 1976 года совершил первый полет переработанный прототип Т-8Д ОКБ Сухого. На него был установлен новый более мощный двигатель Р-95Ш. Впоследствии именно на основе Т-8Д запустили серийное производстве легких штурмовиков Су-25, получившего название «Грач». Эти самолеты участвовали во всех военных конфликтах, начиная с гражданской войны в Анголе 1975-2002 годов. Наибольшая нагрузка легла на «Грачей» во время Афганской войны.
«Грачи» прилетели
За 8 лет Афганской войны Су-25 продемонстрировал высокую боевую готовность и живучесть. На основании получаемых в ходе военных операций данных конструкторы совершенствовали машину, повышая ее боевые параметры, а командование ВВС корректировало тактику ведения воздушных боев, подавления живой силы и бронетехники, поддержки наземных операций. В результате уже к середине войны в Афганистане «Грач» заметно «заматерел».
Статистика впечатляет. За 8 лет на Су-25 было совершено около 60 тысяч боевых вылетов, процент поражения целей управляемыми ракетами оказался равным 95. Потери составили 23 самолета при среднем налете на каждом из них 2800 часов. На каждый сбитый штурмовик приходилось в среднем 90 повреждений. Известны случаи, когда Су-25 возвращались на базу со 150 пробоинами. Ни один «Грач» не был потерян из-за взрыва топливных баков или гибели летчика. Таких показателей в прошлом веке не было у других советских и иностранных самолетов истребительной и штурмовой авиации.
Главную работу в афганском небе проделывал 34-й авиационный корпус (с 1981 года – 40-я армия). В разное время в порядке ротации воинских частей в него входили 6 истребительных авиаполков, один штурмовой, одна отдельная штурмовая авиационная эскадрилья, один отдельный смешанный авиационный полк, четыре истребительно-бомбардировочных авиационных полка, восемь отдельных вертолётных авиационных полков, одиннадцать отдельных вертолётных авиационных эскадрилий.
Два первых года штурмовая и истребительно-бомбардировочная авиация была представлена сверхзвуковыми Су-17, МиГ-21, МиГ-23 и Як-28. Они были хороши, что называется, в чистом поле. Однако их эффективность в горах и при работе по малозаметным целям была невысока. Командование ВВС наседало на ОКБ Сухого с требованием ускорить выпуск штурмовика с бронированной кабиной, высокой живучестью и отменной маневренностью.
Без «сверхзвуковой» надбавки
Первые Су-25 начали поступать в Афганистан в 1981 году. Они сразу же зарекомендовали себя с наилучшей стороны. О чем, например, свидетельствует тот факт, что боеприпасы, поступавшие из Советского Союза, в первую очередь выделялись полку «Грачей», а остальным – по остаточному принципу.
Правда, в 1984 году в войне начали принимать участие фронтовые бомбардировщики Су-24. Они также наносили ощутимый урон противнику, высыпая на его позиции 7-тонный боекомплект. Однако полноправным «афганцем» назвать его сложно. Во-первых, Су-24 базировались на аэродромах Туркестанского и Среднеазиатского военных округов и, отбомбившись, возвращались в Советский Союз. Во-вторых, их участие в войне было ограниченным: они работали в основном лишь во время Панджшерской операции и при выводе войск из непокоренной страны.
В-третьих, и это главное – эти две машины ОКБ Сухого решали совершенно разные задачи. Бомбардировщик отработав по скоплению врага за вершиной горы на кабрировании, возвращался домой. Су-25, наряду с ударными вертолетами Ми-24, был «другом пехоты», поддерживая с воздуха операции сухопутных войск, подавляя огневые точки и бронетехнику. Также неоценима его роль в качестве разведчика.
Интересно, что пилоты встретили новую, дозвуковую, машину достаточно прохладно. Пересаживаясь на Су-25, они лишались «сверхзвукового пайка» и надбавки к зарплате. Однако уникальные боевые качества совсем скоро заставили переменить отношение к «свежеиспеченным» штурмовикам. И, конечно же, значительную роль тут сыграла высокая живучесть, что совсем немаловажно.
От НУРСов к управляемым ракетам
Постепенно менялось отношение к Су-25 и у моджахедов. В первый же год они поняли, что это их главный воздушный враг. Собственно, это было видно не только по эффективности работы фронтовой авиации, но и по количеству налетов различных типов самолетов. Если пилоты Су-17 имели средний налет 150 часов (норматив ВВС составлял 100 часов), то у пилотов-штурмовиков – 270-300 часов. На одного «Грача» приходилось 360 вылетов в год, а у некоторых машин эта цифра приближалась к тысяче.
Однако у этих рекордов имелась и негативная сторона. Потому что, находясь в режиме больших нагрузок, летчики были измотаны. Делая по несколько вылетов в день, они нередко ошибались. К счастью, эти ошибки возникали уже когда пилоты, расслабившись, подлетали к аэродрому. В связи с чем наиболее частым ремонтом была замена шасси после жесткой посадки. Когда после года пребывания в Афганистане свежий полк штурмовиков заменял возвращавшийся на родину, то улетали в СССР и Су-25, которые были вконец разбитыми от эксплуатации с запредельной нагрузкой. Абсолютно то же самое можно сказать и о людях.
Уже через полгода душманы начали более основательно, под руководством американских инструкторов, выстраивать системы ПВО вокруг своих важнейших баз. На первых порах в их распоряжении были наши пулеметы ДШК и зенитные переносные пулеметы ЗГУ. Вскоре этот арсенал пополнился иностранными зенитными пушками. Летать стало опаснее, поэтому была скорректирована тактика. Ведущий самолет наносил удары по целям, а ведомый отслеживал вспышки зенитных орудий и подавлял их.
Еще одна проблема возникла, когда штурмовики начали летать в ущельях. Часто нарушалась радиосвязь, самолеты исчезали с экранов кругового обзора. Для обеспечения непрерывной радиосвязи в воздух стали поднимать самолеты-ретрансляторы Ан-26РТ, часами висевшие в небе над районом удара. При проведении крупных операций, когда требовалась особая слаженность и подготовленность действий при работе в обширном районе больших групп авиации, над Афганистаном появлялись и летающие КП Ил-22, оснащенные мощным бортовым комплексом управления и связи, способным обеспечить работу целой воздушной армии. Сами Су-25 оборудовали специальной УКВ радиостанцией Р-828 для связи с наземными войсками в пределах прямой видимости.
Учитывая специфику работы штурмовиков в ущельях, когда можно было попасть под огонь, ведущийся с горы, пилотам начали выдавать титановые шлемы. Однако большой популярностью они не пользовались, поскольку сокращали обзор.
На первых порах Су-25 вооружались бомбами или неуправляемыми ракетами малой дальности. Но через некоторое время появились новые боеприпасы, которые позволили самолетам не входить в зону действия ПВО. К таковым относились 122-мм неуправляемые осколочно-фугасные и проникающие ракеты НАР С-13 с дальностью пуска до 4 км.
Но подлинный фурор произвели управляемые ракеты с лазерной подсветкой Х-25 и Х-29Л, появившиеся в 1986 году. Их дальность возросла до 10 км, а вероятное круговое отклонение снизилось до 2 метров. Вначале наводку ракеты бортовым дальномером-целеуказателем «Клен-ПС» осуществлял другой самолет. Но это оказалось малоэффективно, поскольку пилотам не всегда удавалось с высоты различать и фиксировать лучом малозаметные и замаскированные объекты. Из первых четырех в цель попали только две ракеты. Наилучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность.
Первое время лазерные целеуказатели монтировались на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-80, на которых система укрыта под броней и выдвигается наружу при работе. Противник быстро оценил значение необычно выглядевших машин и старался расстрелять БОМАН в первую очередь.
Ракеты стали надежным и единственным оружием в борьбе со спрятанными в пещеры базами, складами боеприпасов, оружейными заводами и штабами, которые надежно защищались от ударов и с земли, и с воздуха. Высокоточные X-29Л с БЧ весом 317 кг, влетев в пещеру, производили тотальные разрушения. Использовались также и более простые управляемые ракеты С-25Л с лазерной головкой самонаведения.
Борьба со «Стингерами»
Летать стало еще сложнее, когда у моджахедов появились ПЗРК – наша «Стрела-2М», поступившие от их арабских союзников, и американские «Ред Ай» с тепловым самонаведением. Автоматы отстрела инфракрасных патронов АСО-2В были неэффективными из-за неудобного положения его включателя и небольшого объема кассеты с патронами. Пришлось модернизировать Су-25, установив второй АСО и разместив кнопку включения на штурвале.
Ситуация еще больше усложнилась, когда «империя добра» в конце 1986 года начала поставлять в Афганистан ПЗРК «Стингер» с «интеллектуальной» головкой самонаведения. Имея два канала – инфракрасный и ультрафиолетовый – американские ракеты не реагировали на тепловые ловушки, отличая их от работающего двигателя.
Потери самолетов возросли. Но их могло бы быть гораздо больше, если бы не фантастическая живучесть штурмовика Сухого. Вот несколько красноречивых примеров.
В июле 1987 года на базу пришел штурмовик с полутораметровой дырой в борту, у которого ракетой разнесло правый двигатель, хлеставшим из мотоотсека пламенем прожгло противопожарную перегородку, полностью выгорела электроарматура и энергоузлы и на 95% перегорели тяги управления рулем высоты.
На Су-25 лейтенанта П. Голубцова ракетой наполовину оторвало хвост, на борту ничего не работало кроме двигателей. Не действовали и тормоза, и после посадки самолет выкатился за полосу на минное поле, где летчику пришлось дожидаться саперов, чтобы выбраться. На самолете лейтенанта Буракова ракета снесла под корень почти весь киль, он приземлялся «на элеронах». У другого самолета взрывом вырвало почти четверть крыла.
Майор А. Рыбаков дотянул до аэродрома на самолете с захлебнувшимся двигателем, залитым керосином из пробитых баков, иссеченным осколками фонарем, полностью отказавшей гидросистемой и невыпускающимся шасси. В кабине не работал ни один прибор, и летчик с залитым кровью лицом вел самолет вслепую, по командам напарника. Сев на брюхо, пилот бросился в сторону от самолета, и лишь убедившись, что взрыв машине не грозит, вернулся выключить двигатель.
Представители ОКБ на постоянной основе присутствовали в полку, на ходу корректируя узлы и системы самолета. Для противостояния «Стингеру» было решено установить на Су-25 станцию активных помех «Сухогруз», которые глушили ГСН ракет. Однако этот вариант не прошел из-за слишком большой энергоемкости станции. И живучесть штурмовика повысили за счет дополнительной защиты наиболее уязвимых агрегатов и систем. На основании статистики и предложений «инженеров-афганцев» ОКБ постоянно модернизировало самолет.
В 1988 году, когда стало понятно, что продолжение войны бессмысленно, активность наземных войск для минимизации потерь была сведена к минимуму. Но это в свою очередь привело к увеличению нагрузки на авиацию, которая наносила удары по наседавшим на гарнизоны отрядам моджахедов. При этом большая часть полетов сместилась на ночное время, когда самолеты были неуязвимы для ПВО. Много работы у «Грачей» было и во время вывода войск из Афганистана.
Читайте далее: http://svpressa.ru/post/article/106444/
 
Сверху