Интересная статья академически рассматривающая будущее РВСН и задачи которые нужно решить...
Интересная статья академически рассматривающая будущее РВСН и задачи которые нужно решить...
«Сегодня главный гарант мира для России – ее ядерные вооружения»
На вопросы «Обороны.Ру» отвечает профессор Академии военных наук Сергей Брезкун
Владислав Листовский
В настоящее время в серии публикаций представителей «экспертного сообщества» либерального толка развернута и поддерживается информационная кампания, направленная на отказ России от политики сдерживания как способа контроля за быстроизменяющейся военно-политической обстановкой и переход к неким «позитивным формам военно-стратегического сотрудничества». При этом фактически ставится вопрос о демонтаже СЯС России.
Как представляется, такие же цели преследует и недавно изданная (на средства Фонда Карнеги и ряда других американских фондов) книга «Ядерное оружие после «холодной войны» под редакцией А. Арбатова и В. Дворкина.
Своими взглядами на эту проблему поделился в интервью «Обороне.Ру» известный российский эксперт в области СЯС Сергей Брезкун.
Сергей Тарасович, в последнее время в экспертном сообществе и СМИ вновь стали частыми обсуждения, связанные с проблематикой стратегических ядерных вооружений и их перспективами. Чем, на ваш взгляд, объясняется этот новый всплеск интереса к СЯС?
- Вообще-то, дискуссии идут и не прекращаются с тех времен, когда полноценную оборонную работу начали подменять безудержным разрушением СЯС – в том числе и путем принятия СНВ-2 (еще ранее – СНВ-1). Кто-то имел возможность реально влиять на процессы сокращения СЯС, но вынужден был при этом публично доказывать, что черное есть белое, а это не очень-то, естественно, получалось (и – получается). Кто-то не имел рычагов влияния, зато на его стороне были логика, здравый смысл и то, что было доступно – оружие дискуссии.
За последние годы положение несколько улучшилось, но, увы, недостаточно – наши СЯС все еще неоправданно сокращаются, а воспроизводство – под вопросом. Однако губительность этого становится все более очевидной. Ведь подтверждаются опасения не «оптимистов» типа С. Рогова и А. Арбатова, а «пессимистов», а точнее – реалистов... Темп ввода в строй ПГРК «Тополь-М», к тому же – моноблочного, удручает; избиение РВСН не прекращено. Отражением двойственности ситуации (продолжение нелогичных действий при очевидной их нелогичности) становятся все новые и новые дискуссии. К тому же ситуация обостряется: ракеты стареют, а Запад усиливает нажим.
Однако отстраните от возможности концептуально влиять и реально действовать разрушителей, и созидателям тогда не будет нужды в дискуссиях – дел и без этого хватит.
- И как видятся вам рациональные перспективы СЯС?
- Прежде всего, должен сказать, что разговоры об отсутствии-де средств лично я считаю безответственными. Власть великой державы (а Россия – великая держава во всех отношениях!) всегда может найти средства (тем более – на оборону), если она – власть!
А по сути... Что говорить о дальней перспективе? Надо сегодня полностью прекратить сокращения любых носителей СЯС до полного исчерпания их продленного ресурса – безоговорочно! Полностью сохранять необходимую инфраструктуру СЯС. Если для этого надо выходить из существующих договоренностей – из них надо выходить! Причин к тому – достаточно, как и доводов – в том числе, основанных на текстах Договоров СНВ-1 и СНП.
Далее – как первоочередную меру, следует обеспечить условия (и сделать это можно!) для увеличения производства тех МБР, которые в настоящий момент освоены в России «серией», то есть, прежде всего – «Тополь-М». Но при этом надо бы не столько увеличивать сам их выпуск, сколько расширять возможности производственной базы с тем, чтобы потом быстро нарастить производство «Тополей» уже с РГЧ. Лучше пару лет вообще не производить моноблочные МБР, вложить средства в развитие базы, и потом каждая ракета будет стоить нескольких.
Параллельно надо иметь, конечно, и новую группировку шахтных МБР. Полноценную – «тяжелых», но пока – хотя бы типа УР-100Н. Деньги, повторяю, найти можно – если заботиться о будущем России, а не о «новых русских». А еще – по крайней мере, в принципиальном плане – надо заявить о желательности для России восстановления производства на базе днепропетровского КБЮ и «Южмаша» «тяжелых» МБР Р-36М2 в кооперации с Украиной. Сказав последнее, я не считаю себя наивным. Напротив, скорее наивны те, кто думает, что можно обеспечить будущее народов России и Украины, сохраняя их раскол.
МСЯС и АСЯС – это разговор отдельный.
- Вы сказали о «Тополях» с РГЧ, но ведь их сейчас нет? Насколько срочной и актуальной является, на ваш взгляд, организация НИОКР по оснащению ПГРК «Тополь-М» разделяющимися головными частями?
- Моноблочный «Тополь-М» – это «детище СНВ-2», запрещавшего МБР с РГЧ. Но СНП их разрешает. И что касается варианта с РГЧ, то я убежден – эту проблему надо было решить позавчера. Если вспомнить, как быстро, порой, разрабатывали (при наличии, конечно, задела и средств) системы оружия раньше, особенно – в войну, то станет ясно, что эту проблему можно решить уже завтра.
- Договор СНВ-1 накладывает существенные ограничения на деятельность группировки ПГРК типа «Тополь», в том числе – в части инспекций США. Что, на ваш взгляд, было бы здесь рациональным? Не следует ли отказаться от подобной регламентации?
- Профессионально я не соприкасаюсь непосредственно с проблемой инспекций и т.п., однако некоторые удручающие факты были известны. Но меня поразила информация генерал-лейтенанта В.Ф. Латы и генерал-майора М.П. Вильданова в «Независимом военном обозрении» (№40, 2006 г., «Игра в одни ворота»). Достаточно прочесть их статью, чтобы дать на ваш вопрос однозначный ответ: из режима СНВ-1 России надо как можно скорее выходить! Этот сомнительный уже по времени подписания (1 июля 1991 года) договор изначально был порочен, но заключался еще между СССР и США и в той ситуации был как-то терпим. С тех пор военно-политические позиции России в наших двусторонних отношениях настолько ослабли, а позиции США настолько усилились, что режим СНВ-1 ныне не просто вреден. Он для нас губителен!
Собственно, не должен устраивать Россию и московский договор о СНП 2002 года, в том числе и потому, что его Статья II сохраняет в силе положения СНВ-1 (для РФ давно неприемлемого). При этом имеются и явные несуразности. Так, СНП заключен в 2002 г. до 2012 года, а СНВ-1 – в 1991 году, и пункт 2 Статьи XVII СНВ-1 устанавливает, что «Договор остается в силе в течение 15 лет, если только не будет заменен ранее этого срока последующим соглашением о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». В 2002 году СНВ-1 заменили на СНП, и – по букве Статьи XVII СНВ-1 – он силу с принятием СНП утратил. Но в СНП есть ссылка на формально утрачивающий силу договор СНВ-1. Где же логика?
Впрочем, это еще – «мелочь». Эксперты с самого начала при постатейном анализе СНП насчитывали в нем более десятка серьезнейших «проколов». Скажем, СНП ссылается на СНВ-1, а Преамбула СНВ-1 подтверждает обязательства Сторон по ПРО-72. Но где ПРО-72? И – так далее...
- Так что целесообразно делать России дальше? Срок СНВ-1 заканчивается. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) вы считаете тоже противоречивым и сомнительным. Что – нужны новые переговоры?
- От СНП, если другого выхода не будет, надо отказываться, хотя бы даже односторонне. Все равно США – до тех пор, пока мы не ликвидируем кризис в наших СЯС – будут иметь столько ядерного оружия, сколько надо им с их точки зрения.
А переговоры? Во-первых, США к переговорам нынче не склонны. Но если даже «процесс» и пойдет, то это – не автоматическое благо. США всегда демонстрировали расхождение между миролюбивой риторикой и практическими мерами по достижению ими мирового господства. Последнее десятилетие доказало их приверженность такой линии наглядно и убедительно. Если мы не скажем об этом прямо и гласно, то возможный переговорный процесс вновь пойдет в русле, выгодном лишь США.
Сейчас СЯС РФ в состоянии гарантированно исключать внешнюю агрессию против России. Все, что снижает эффективность ответного удара (например, НПРО США), безусловно дестабилизирует мир. Поэтому для сохранения системного статус-кво необходим или отказ США от развертывания НПРО при выравнивании дисбаланса сил, или – отказ РФ от СНП с форсированием воспроизводства СЯС.
Или США стремятся – как и Россия, к ядерной стабильности, и тогда можно и нужно договариваться. Или США стремятся к подавляющему дестабилизирующему превосходству над нами. И тогда нельзя им подыгрывать в таком стремлении.
К слову, некорректен сам термин «наступательные» стратегические вооружения или потенциалы. Предназначение стратегических ядерных вооружений – обеспечение механизма ядерного сдерживания агрессии, обеспечение глобального мира за счет возможности гарантированного ответного удара. Поэтому вместо термина «сокращение стратегических наступательных потенциалов» (СНП) предпочтителен термин «сокращение и ограничение стратегических вооружений» (СОСВ).
- А каким должно быть содержание возможного переговорного процесса?
- Разумные договоренности могли бы, на мой взгляд, включать следующие, например, положения:
а) в идеале – разработка и заключение многостороннего Договора о принципах глобальной стабильности (ДПГС). Он должен, в частности, обеспечить отказ от политики силы; рассматривать ядерные вооружения великих ядерных держав как гарант стабильности; устанавливать статус и особые обязанности всех ядерных держав; предусматривать выравнивание структуры СЯС; отказ от дестабилизирующих систем, способных дать преимущество одной из сторон; отказ от военных баз за пределами национальной территории; отказ от военно-политических блоков (или – обоснование принципов их существования) и др.
б) контролируемый отказ всех государств мира от усилий по разработке и развертыванию любых видов национальной ПРО (кроме ПРО позиционных районов, что важно для ответного удара);
в) взаимный полный или частичный отказ ведущих ядерных держав от морской компоненты ЯВ (для Англии и Франции – ограничение количества ПЛАРБ тремя, например, единицами) и обеспечение базирования наземной и авиационной компонент исключительно на национальной территории (морской – в пределах шельфа);
г) сокращение ЯВ РФ, США, Китая, Англии и Франции в пропорции, например, 9:9:4:1:1 с ограничением верхних уровней стратегических боезарядов РФ и США (количество сейчас называть не буду).
д) исключение возможности наращивания ЯВ новых ядерных государств свыше половины предельного количества ЯБП для Англии и Франции;
е) последующее эффективно контролируемое сокращение обычных вооружений всех государств мира в течение трех лет в среднем вдвое;
ж) взаимное сокращение военного производства в течение трех лет в среднем вдвое.
При практическом достижении минимизированных уровней ЯВ и снижении вдвое обычных вооружений и военного производства можно было бы продолжить пропорциональное снижение количества и производства обычных и ядерных вооружений в мире на 10 процентов в год с доведением этих параметров до разумно минимальных уровней.
- Не слишком ли радужно?
- Знаете, – нет! Если, конечно, мыслить как люди, а не как психопаты. Тем более, что впервые идеи всеобщего разоружения были предложены еще царской Россией – нам забывать об этом нельзя! Напомню, что 24 августа 1898 года российский министр иностранных дел Муравьев вручил меморандум всем аккредитованным в Петербурге иностранным дипломатическим представителям. Россия предлагала начать изыскание «на путях международной дискуссии наиболее действенных средств к тому, чтобы обеспечить всем народам блага действительного и прочного мира, и, прежде всего – положить конец прогрессирующему развитию вооружений». Русское правительство предлагало также созвать для этого конференцию.
Инициативу России объясняли наметившимся нашим отставанием в вооружениях, но – как ни смотри, Россия предлагала вначале заморозить, а потом и сократить военные бюджеты и вооруженные силы во имя будущего всеобщего разоружения и вечного мира.
В 1899 году в Гааге была проведена Всемирная конференция с участием 27 государств мира (не были представлены страны Центральной и Южной Америки, которые участвовали во Второй конференции 1907 года).
Надо помнить и о выступлении Хрущева 18 сентября 1959 года на заседании XIV сессии Генеральной ассамблеи ООН, когда он обнародовал предложение Советского правительства о всеобщем и полном разоружении всех государств. То есть, Россия выступала с выдающейся мирной инициативой уже второй раз в истории!
Предлагалось всеобщее и полное разоружение в три этапа в срок четыре года. Первый этап: под международным контролем проводится существенное сокращение обычных вооруженных сил и вооружений. Второй этап: завершается ликвидация оставшихся контингентов этих вооруженных сил и ликвидируются военные базы на чужих территориях. Третий этап: уничтожаются все виды ядерного и ракетного вооружения и проводятся завершающие мероприятия по всеобщему и полному разоружению.
А еще 27 марта 1957 года Советский Союз предлагал в рамках мер по контролю над вооружениями отдать под контроль компетентного международного органа следующие объекты: военные части, склады военного снаряжения и боеприпасов, сухопутные, военно-морские и военно-воздушные базы, заводы, производящие вооружение и боеприпасы обычного типа.
Это надо знать, и над этим надо размышлять, задумываясь – а почему бы России не выступить с подобной инициативой в третий раз? И Бог троицу любит, и сказано было верно: «Толцыте, и отверзется вам»! Не получится? Ну что ж, по крайней мере, вновь проверим готовность Запада к партнерству во имя мира.
Однако при этом нам надо укреплять и развивать главный пока гарант мира для России – ее ядерные вооружения.
25 января 2007
Отсюда -
http://www.oborona.ru/comment/?id=3006382