«Булаву» отправят в переделку
Специальная комиссия Минобороны по расследованию причин ряда неудачных запусков межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок «Булава-М» приняла решение изменить государственную программу конструкторских испытаний и «дополнительно исследовать изделие на стенде». Это означает, что практически все запуски новой ракеты, запланированные на этот год, придется отменить, а принятие «Булавы» на вооружение ВМФ — перенести на неопределенный срок. Как заявил замминистра обороны генерал армии Владимир Поповкин, «ничего страшного в последней аварии нет, просто разработчикам и производителям необходимо больше внимания уделять технологическим процессам».
Напомним, что из десяти пусков «Булавы» лишь один можно с уверенностью признать частично успешным. Состоялся он осенью прошлого года. Стрельба проводилась с борта атомной подлодки «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря по камчатскому полигону Кура. Активный участок траектории ракета прошла без сбоев и попала в заданный район. При этом головная часть отделилась штатно. А вот ступень разведения боевых блоков не сработала. Все остальные запуски «Булавы», включая последний, декабрьский, закончились еще хуже. В большинстве случаев ракета либо самоликвидировалась через несколько секунд после старта при отклонении от заданного курса, либо взрывалась во время отделения третьей ступени.
Именно это обстоятельство заставило экспертов военного ведомства предположить, что причина неудачных пусков — производственный брак. Представитель Минобороны в интервью РИА «Новости» прямо заявил, что причина серии аварий, произошедших с «Булавой», чисто техническая: один из смежников поставлял некондиционные пиропатроны, которые используются при отделении ступеней ракеты. «Надо было проверить сто раз, а проверили всего пять. Отсюда результат, а точнее, его отсутствие», — подчеркнул военный чиновник. Но официальный представитель разработчика ракеты — Московского института теплотехники (МИТ) Александр Туманов утверждает, что надежность используемых в конструкции пиропатронов очень высока и окончательные причины самоликвидации еще не установлены.
Впрочем, уже сейчас можно утверждать, что проблема «Булавы» гораздо серьезнее. Дело в том, что волевым решением гендиректора МИТа Юрия Соломонова была в корне изменена существовавшая в СССР трехэтапная схема конструкторских испытаний новой морской ракеты. Первый этап предполагал глубоководные стендовые испытания, второй — наземные, третий — с подводной лодки. МИТ отказался от первых двух и перешел сразу к летным испытаниям с подводной лодки, руководствуясь упрощенным представлением о том, что «Булава», по сути дела, есть не что иное, как морской аналог «Тополя» (институт делает обе ракеты). И совершил роковую ошибку.
За стабилизацию «Булавы» в полете отвечает бортовой компьютер. Для успешного функционирования этой системы необходимы статистические данные, полученные по результатам испытаний, в том числе стендовых глубоководных. Данные обрабатываются компьютером ракеты, а любые отклонения ее траектории успешно корректируются на основании уже имеющейся статистики. При этом компьютер вырабатывает свою модель автоматической коррекции, которая тем точнее, чем больше статистического материала в нее введено. То есть чем больше глубоководных испытательных пусков было сделано, тем больше накопленного материала для компьютера ракеты и тем стабильнее будет в дальнейшем траектория ее полета. Но создатели ракеты реальные глубоководные стендовые испытания заменяли математическими расчетами для подтверждения соответствия программы ЭВМ заданным техническим требованиям.
Хуже, однако, другое: если устранить проблему стабилизации ракеты руководство МИТа в принципе может, то создать десяток сверхлегких боевых блоков для головной части «Булавы» и решить задачу их надежного разделения в ближайшей перспективе институт, судя по всему, будет не в состоянии. На выездном совещании экспертов по ВПК при Совете Федерации Юрий Соломонов проинформировал председателя палаты Сергея Миронова об утрате технологических возможностей производства уникальных материалов, необходимых для изготовления МБР. Единственный выход из сложившейся ситуации — временно исключить из конструкции «Булавы» систему разведения боеголовок, сделав ее моноблочной. В противном случае уже спущенная на воду подлодка «Юрий Долгорукий» и еще две достраивающиеся АПЛ — «Александр Невский» и «Владимир Мономах» — так и останутся без основного вооружения.