Реально существовало два комплекса БЖРК: 15П961 "Молодец" и 15П952
15П961 "Молодец"
Боевой железнодорожный ракетный комплекс с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ)
Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное" (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.
На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 "Sсаlреl" Моd 2 (РL-4).
Наименование по СНВ-1 - РС-22В, классификация по СНВ-1 - собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А) Состав
В ракетный полк БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:
три трехвагонных пусковых модуля (ЖДПУ) МБР РТ-23УТТХ;
командный пункт (разработан ЦКБТМ, главный конструктор - Аксютин Б.Р.) в составе 7 вагонов;
вагоны с автономными системами энергоснабжения и жизнеобеспечения;
вагоны для размещения личного состава.
Всего в состав входит, кроме трех ЖДПУ, шесть вагонов обеспечения, в том числе вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов. В голове поезда стоит три локомотива ДМ-62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве она состоит из трех офицеров, в остальных - по два солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.
БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих "рефрижераторных" вагона имеют по восемь колесных пар. Именно в них находятся ракеты. Остальные вагоны - вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.
Всего в составе БЖРК 12 ракет РТ-23УТТХ.
Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа "кокон" из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44)с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени - "Старт", третьей - АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.
Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0.43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.
Ступень разведения боевых блоков - "толкающей" схемы , размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающий на НДМГ и АТ. Разделение ступеней производится детонирующими удлиненными зарядами и пороховым аккумулятором давления (ПАД).
Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.
Система управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.
Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:
восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;
реализация принципов терминального наведения;
использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);
сопряжение с системой боевого управления "Сигнал-А".
Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.
Пусковая установка разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные "разгрузочные" устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством (видно на одной из фотографий) отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.
Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.
Гарантийный срок хранения ракеты 10 лет.
Тактико-технические характеристики
Дальность стрельбы,км 10100
Головная часть
мощность заряда, Мт 10 х (0.3-0.55)
вес головной части, кг 4050
Длина ракеты, м
- полная 23.3
-без головной части 19.0
-в ТПК 22.6
Максимальный диаметр корпуса ракеты, м 2.4
Стартовый вес , т 104.50
Первая ступень
- длина,м 9.7
- диаметр,м 2.4
- вес,т 53.7
Вторая ступень
- длина,м 4.8
- диаметр,м 2.4
Третья ступень
- длина,м 3.6
- диаметр,м 2.4
Пусковая установка
- длина,м 23.6
- ширина,м 3.2
- высота,м 5.0
Испытания и эксплуатация
Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.
В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения ("Сияние") и молниезащиту ("Гроза"). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг"). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г. Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.
При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П952 с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 (15Ж52)
Находился в опытной эксплуатации в составе поезда П-450 с 1987 по 1991 гг.
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 (15Ж52)
Код НАТО – SS-24 Mod 2 “Scalpel”.
Код по СНВ-1 – РС-22Б.
Разработчик – КБ «Южное». Изготовитель – Павлоградский МЗ.
Дальность стрельбы – 10000-11000 км.
Головная часть – 10 разделяющихся частей индивидуального наведения, мощностью по 550 кт.
Система управления – инерциальная с БЦВМ.
КВО – 220 (500) м.
Вес: стартовый – 104,5 т.
Размеры: длина полная – 23,4-2,8 м., диаметр – 2,4 м.
Число ступеней – 3 и ступень разведения боевых блоков. Двигатели – РДТТ.
Тип старта – наземный с железнодорожной пусковой установки из ТПК за счет ПАД.
Подвижной состав комплекса.
Количество железнодорожных пусковых установок – 3.
Количество вагонов связанных с пуском – 6.
Тип тепловоза – 2ТЭ10Л
Железнодорожная пусковая установка СМ-СП-35.
База – четырехтележечный восьмиосный вагон грузоподъемностью 135 т.
Размеры вагона: длина – 23,6 м, ширина – 3,2 м, высота – 5 м.