неустойчивая нарвись ночью в проливе на миноносцы и что будет с вашей скоростью
Скользкий момент. Вот как было в РИ
В ночь с 28 на 29 июля 1904 г русская эскадра, после неудачного прорыва во Владивосток и гибели В.К. Витгефта, подверглась многочисленным атакам японских миноносцев. Обстоятельства до известной степени благоприятствовали минным атакам: стемнело приблизительно в 20.15, при этом ночь была безлунной. По свидетельствам очевидцев, большой корабль замечался на расстоянии 10-15 кабельтов, миноносец – не более чем 5-6 кабельтов.
Истребитель "Кацуми"
Оправдывая свое название, первым русскую эскадру атаковал 1-ый отряд истребителей – он обогнал русскую эскадру и пытался теперь атаковать ее на контркурсах, выпустив 4 мины (атака началась приблизительно в 21.45). 2-ой отряд истребителей пытался присоединиться к 1-му, но не преуспел в этом из-за сильной волны, отчего вынужден был искать неприятеля самостоятельно. – он обнаружил русскую эскадру. Около полуночи (примерно в 23.45) он обнаружил «Пересвет», «Победу» и «Полтаву», три миноносца атаковали русские корабли тремя минами. Вероятно, именно в ходе этой атаки удалось попасть миной в «Полтаву», но она не взорвалась.
3-ий отряд истребителей обнаружил русские корабли ориентировочно в 22.00 (вероятнее всего это был «Ретвизан»), но из-за того, что вынужден был изменить курс во избежание столкновения с другим отрядом японских миноносцами, потерял русских из виду. Обнаружить русскую эскадру повторно ему удалось в 04.00 утра 29 июля, при этом отряд сам был замечен: броненосцы «Полтава», «Победа» и «Пересвет» отвернули от противника, развив сильный огонь. В итоге 3 миноносцы 3-го отряда выпустили 3 мины «куда-то в ту сторону», и, посчитав на этом свой долг исполненным, вышли из боя.
4-ый отряд истребителей проявил большую настойчивость – он еще до того, как стемнело, попытался сблизиться с русской эскадрой, но был отогнан огнем, при этом «Мурасаме» имел повреждение (суд по описанию японцев – техническое, а не вследствие попадания русского снаряда). Он отстал, а оставшиеся три миноносца еще дважды в период с 20.20 и, вероятно, до 20.50 пытались выйти в атаку на русские броненосцы, но всякий раз, попав под обстрел, отступали. Затем, около 20.55 они вновь атаковали, но неожиданно для себя оказались между двух огней, зафиксировав слева от себя два русских корабля, и справа по носу – еще один (вероятнее всего это были «Паллада» и «Бойкий», а вот третий корабль японцам мог и привидеться). В этот раз было выпущено 4 мины, после чего (и уже много позднее) «Мурасамэ» удалось атаковать миной «Ретвизан».
5-ый отряд истребителей в 19.50 оказался на пути «Аскольда» и «Новика» и, будучи вынужден уклоняться от столь «неуютного» цели, потерял русскую эскадру из вида. Затем, после длительных поисков, отряд, по всей видимости, сумел обнаружить главные силы эскадры, и выпустить по ним четыре мины около 23.00. В дальнейшем три миноносца из четырех смогли выпустить еще по одной мине – «Югири» по броненосцу типа «Севастополь» (в 04.13 29 июля), «Сирануи» по «Ретвизану» (хотя скорее всего это был «Пересвет» или «Победа»), и, наконец, «Муракумо» по «Палладе», либо «Диане».
1-й отряд миноносцев, давно находясь в море, сильно растратил уголь. Ночью отряд разошелся с 4-мя русскими миноносцами – атаковать их японцы не стали, так как искали главные силы русской эскадры. Однако удача улыбнулась лишь одному из них – в 21.40 миноносец №69 выпустил мину по «Полтаве» или «Севастополю».
2-ой отряд миноносцев преследовали неудачи – два миноносца столкнулись, отчего №37 вынужден был уйти «на зимние квартиры» в Дальний. Остальные три корабля пытались выйти в атаку, но один из миноносцев «поймал» русский снаряд (кстати, «Официальная история» считает, что это было торпедное попадание) и второй повел его на буксире. Так что единственным кораблем, который все же смог атаковать русских, стал миноносец №45, выпустивший мину по двухтрубному русскому кораблю – никаких иных данных об этой атаке (включая время ее проведения), увы, нет.
Три миноносца 6-го отряда в темноте потерялись, поэтому искали и атаковали врага самостоятельно, а четвертый, из-за поломки вышедший из Дальнего с опозданием, изначально действовал на свой страх и риск. При этом миноносцы №№57 и 59 русских кораблей не обнаружили, зато два других сражались «за себя, и за того парня» — оба совершили по две атаки, при этом № 56 около 21.00 дважды атаковал крейсер типа «Диана» минами, а №58 сперва атаковал миной один из русских броненосцев, а затем еще попытался сблизиться то ли с «Дианой», то ли с «Палладой» «и тремя миноносцами», но, будучи обстрелян, успеха не имел, ограничившись ответным артогнем.
10-ый отряд воевал… и вовсе непонятно с кем, так как около полуночи умудрился обнаружить «суда типа «Цесаревич», «Ретвизан» и три миноносца» — разумеется, ничего подобного быть не могло, потому что «Цесаревич» и «Ретвизан» к тому времени давно уже разошлись – «Цесаревич» с наступлением ночи ушел в прорыв, в то время как «Ретвизан», обогнав основные силы эскадры, уходил к Порт-Артуру. Тем не менее, согласно японским данным, миноносец №43 атаковал минами «Ретвизан», а потом «Цесаревич», №42 – «Ретвизан», №40 – «Цесаревич», а №41 – также «Цесаревич», а потом кого-то еще. В общем, с кем сражался 10-ый отряд (и сражался ли вообще с кем-то) сказать затруднительно, но было израсходовано 6 мин.
14-ый отряд израсходовал в атаках 5 мин – «Чидори», «Манадзуру» и «Касасиги» атаковали «судно типа «Диана» (в разное время), кроме того, «Манадзуру» затем атаковал «Цесаревич», и то же сделал «Хаябуса».
Из четырех миноносцев 16-го отряда в атаку удалось выйти только «Сиротаке» (одна мина по «Ретвизану»), №39 (одна мина в неизвестный русский корабль). С 20-ым отрядом миноносцев дела обстояли лучше: из четырех миноносцев сумели выйти в торпедную атаку три корабля: №62 стрелял по «судну типа «Диана», а точнее – «куда-то в ту сторону», потому что на русском крейсере заметили миноносец, пытающийся заступить им дорогу и отвернули. В результате №62 попытался сперва лечь на параллельный курс (скорости, чтобы догнать русский корабль, ему не хватало), а потом, вдогон, выпустил мину. №64 атаковал миной «Цесаревич», а №65 сперва атаковал «Цесаревич», а затем, около 3 часов ночи – броненосец типа «Полтава», итого – 4 торпеды.
А вот описание действий 21-го отряда миноносцев, увы, не совсем понятно. Японские источники сообщают, что три миноносца этого отряда обнаружили русскую эскадру вскоре после 20.00 и все вышли в атаку. Однако из последующего описания следует, что один из них (№49) врага так и не обнаружил, а №44, атаковав неизвестный корабль, впоследствии, в 01.10 29 июля стрелял повторно миной по «Пересвету» или «Победе» и что третий корабль отряда, №49, стрелял миной по одномачтовому трехтрубному кораблю («Новик»? Скорее, обман зрения). Но неясно, произошли ли эти события уже после первой атаки, или же описание включает в себя и ее тоже: поэтому стоит говорить о том, что 21-ый отряд израсходовал или 3 или все-таки 6 мин.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в ночных боях с 28 на 29 июля 1904 г., японские миноносцы израсходовали 47 или 50 мин, впрочем, нельзя утверждать, что это абсолютно точное значение – в других источниках можно встретить 41 или даже 80 мин. Последнее все же сомнительно – можно предположить, что авторы, указывающее это число, считают по количеству атак, которые могли быть произведены двухторпедным залпом, в то время как японцы практически во всех известных случаях стреляли одной торпедой.
Во всяком случае результат получился околонулевым – в русские корабли зафиксировано всего одно попадание, при этом мина не взорвалась.(с)