Наткнулся на эту тему, которая затрагивает очень важные для меня в свое время вещи и решил ее реанимировать.
Сразу же выскажу сожаление, что забанили yded'а - он, согласен, не совсем вписывался в формат форума по поведению, но по знаниям очень даже интересный человек. И я его понимаю, сам испытываю такие чувства, читая некоторую ахинею не имеющую отношения к действительности. И очень становится обидно, что дело, за которое ты переживаешь искренне, давным-давно полностью (обращаю ваше внимание на это слово) развалено, но при этом люди рассуждают, сможем ли мы то, сможем ли мы это - и более того, даже обсуждают что-то на полном серьезе.
Со всей ответственностью человека, не понаслышке знающего о ПВО заявляю, что наша страна не обладает системой ПВО. У нас есть отличные экземпляры отличного вооружения, но это именно экземпляры. Несмотря на их достаточно достойные характеристики, сами по себе они погоды не делают. Именно об этом и говорил yded, нещадно критикуя все и вся. И, к глубочайшему сожалению, он прав - для построения достойной ПВО, способной не только на публику играть перед генералами и (специально отобранными) блогерами, но и реально нанести противнику потери, исключающие, или как минимум значительно снижающие вероятность дальнейшей агрессии - для всего этого нужны не отдельные экземпляры, пусть даже и не совсем устаревшего вооружения, но нужна в первую очередь система по применению этого вооружения. Так вот этой системы у нас нет полностью.
Теперь постараюсь подкрепить свой тезис об отстуствии системы ПВО.
В 1998 году войска ПВО страны расформировали и части передали в ВВС и часть в РВСН. При этом войска ПВО являются оборонительным видом ВС, ВВС является наступательным видом ВС - у них совершенно разные задачи и разная специфика боевого применения. Это привело к возникновению конфликта между боевыми задачами ВВС и боевыми задачами ПВО - я думаю, ни у кого нет сомнений чьи интересы тут пострадали. Это просто огромный гвоздь в крышку гроба ПВО страны. Сейчас остатки ВВС и ПВО подчинены военным округам - специфика ПВО страны и сухопутных войск отличается еще больше и также ясно чьи задачи выполняются в первую очередь, а чьи в последнюю. Гроб фактически уже заколочен. Если резюмировать вкратце - оставшимися частями бывшей ПВО страны руководят люди ничего не понимающие в тактике войск ПВО и особенностями их боевого применения. Со всеми вытекающими.
Чтобы наглядно проиллюстрировать, попробую более наглядно обрисовать сложившуюся ситуацию. Хотя объяснять всю специфику дело очень долгое, но я попробую. Войска ПВО страны состояли из трех родов:
зенитно-ракетные войска (ЗРВ), считались основным родом войск, предназначены для поражения воздушных целей зенитно-ракетными комплексами;
истребительная авиация (ИА), основными не считались, но были более универсальны по своим возможностям и были более элитными, что ли, как и вся авиация, предназначались для поражения воздушных целей авиационными комплексами;
радиотехнические войска (РТВ), глаза и уши ПВО, являлись основным источником радиолокационной информации и круглосуточно вели радиолокационную разведку в интересах остальных родом.
Именно про РТВ я и поведу дальше речь, т.к. там и служил.
В РТВ основной тактической единицей были радиотехнические бригады (ртбр), но были и радиотехнические полки (ртп). В бригаде было 5-8 батальонов (ртб) и 14-18 радиолокационных рот (рлр). Все батальоны и роты - отдельные, со своим номером войсковой части, печатью, юридическим лицо и т.д. - знамени у них только своего не было. Располагались эти роты и батальоны на расстоянии в десятках (иногда) и сотнях (чаще всего) километров друг от друга. Зона ответсвенности бригады сотни километров. Время жизни такой бригады на направлении главного удара могло составлять порядка 10 минут - советская ПВО готовилась воевать с серьезным противником и подразумевалось, что НАТО сможет вывести из строя части первой линии первыми же массироваными ракетно-авиационными ударами - МРАУ. После чего нагрузка ложилась на части второй линии. На вооружении стоят радиолокационные станции (РЛС) и комплексы средств автоматизации (КСА) - где эта автоматизация есть, конечно. Вся эта техника развернута на оборудованных позициях и по графику несет боевое дежурство в интересах ПВО. Таким образом основная часть личного состава и техники находилась в удаленных подразделениях, в управлении бригады могло находится пара сотен офицеров и солдат - половина из них это штаб, половина командный пункт (КП). Когда в прошлом веке Огарков переподчинил ПВО сухопутным войсках и в одну такую бригаду с проверкой приехал сухопутный же генерал и объявил готовность он был в глубоком шоке увидеть на плацу по его меркам всего лишь пол-батальона личного состава вместо целой бригады да еще и без техники. И был в неловкой ситуации, когда на вопрос, а где техника пришлось прослушать лекцию о структуре РТВ. Точно такие процессы и сейчас протекают - недавно выслушал историю, как с проверкой приехал другой генерал, зашел на КП, ему объяснили, он восхитился планшетами, самолетами и под конец задал вопрос - "Самолеты - это интересно, да. А танки? Танки-то где?" Другой же генерал подошел к планшету дальней воздушной обстановки (ДВО), долго на него смотрел, а потом спросил "А зачем вам планшет дальневосточного военного округа?" Ему объяснили, что это такое, ему тоже стало неловко и пришла телеграмма сверху - никаких сокращений, все писать полностью(!). Теперь "Планшет ДВО" называется "Планшет дальней радиолокационной воздушной обстановки" и название плашета занимает площадь равную самому планшету. Как можно обойтись без сокращений?! И какие решения может принять командир, не понимающий специфики действий подчиненных войск? На данный момент из-за амбиций округов происходит мощное давление на остатки ВВС и ПВО, которое выражается в том, что части ВВС и ПВО по результатам итоговой проверки не зависимо от реального положения дел получают двойки. И только части, несущие боевое дежурство получают тройки, потому что иначе их бы пришлось снимать с БД. Чувствуете, чем дышать офицеры "современной" ПВО?
Еще такой момент - в настоящее время радиотехнический полк может иметь зону ответственности в 3-4 тысячи километров по фронту и в глубину до тысячи. Всем этим беспрерывно рулит оперативный дежурный, в зоне ответствености находится несколько десятков воздушных судов, в том числе международные рейсы, пересекающие государственную границу плюс боевая авиация и прочая. Оперативному в звании майра помогает помощник - капитан. Теперь оперативный это старший лейтенант, помощник - не знаю, правда. Каким образом старлей будет управлять, например, семью батальонами? Кто его этому научит? И с каким качеством он это будет делать? Я не знаю, чем занимается оперативный дежурный в сухопутных войсках, но в радиотехнических это очень сложная и ответственная работа. Фактически он осуществляет те же функции, что командир, только в мирное время и в меньшем объеме. В результате опытные офицеры не пойдут на старлеевскую должность со всеми вытекающими.
Что же касается собственно топика - про ЕА РЛС нам говорили в 90ых годах. И про перспективы к 2010 году тоже говорили, я одно время даже в них верил. В 2003 или 2004 году я лично слушал генерал-лейтенанта Григория Карповича Дуброва (побольше бы таких Генералов нам) - и я был в шоке, когда он вспоминал, чем занимался в конце 80ых - он занимался этой самой ЕА РЛС. В общем все, что говорили нам о перспективах к 2010 году уже начинали делать перед развалом Союза. Далее, произошел серьезный раскол в структуре управления воздушным движением. Аэронавигационное обеспечение международного рейса приносит единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД) хорошие, я бы сказал большие деньги. Если дойдут руки рассказу как-нибудь про интриги, которые плетутся вокруг этого. Но одну расскажу сейчас (дисклеймер - все это байка, но как говорится, дыма без огня не бывает) - в 90ые годы американцы предложили гражданскому подразделению это организации поставить РЛС за американский счет с условием, что информация с этих РЛС будет обрабатываться в Иллинойсе. Граждане согласились, подписали договор и американцы начали монтаж. Фактически, поперек страны в районе Красноярска американцы разворачивали пояс РЛС и стали бы контролировать полеты. Только вмешательство военного сектора ЕС ОрВД, которые дошли до Путина (тот был еще премьер-министр) помогло разорвать этот жуткий договор. Сейчас эта организация полностью гражданская, отжали они у военных эту кормушку и по прежнему ориентирована на деньги - задачи оборонного характера перед ней никто не ставит. Ничего не имею против ЕС ОрВД, более того, считаю, что военные сектора в этой организации бросто валяли дураки имея при это большое денежное довольствие. Но с учетом отсутствия военной системы ПВО - она сейчас раздроблена и размазана по округам - кто будет контролировать эту организацию с точки зрения оборонных задач? Я сомневаюсь, что главком СВ будет подымать вопрос об организации полетов малой авиации в приграничной полосе или отстаивать интересы радиотехнических подразделений, специфику которых он смутно понимает.
По технике -все эти "Гаммы", "Противники", "Касты", "Небо"- это все морально и физически устаревшие образцы техники. Про них начали говорить еще в 90ые, если не в 80ые. А про АСУ - это вообще ужас. Доблестный "Фундамент" тоже из тех же годов, знающие люди сказали что это <вырезано цензурой>. Один из офицеров, находящийся в процессе увольнения из нашей "благополучной" армии сказал, что мы достигли успехов только в одурачивании и пускании пыли в глаза. При достаточно серьезном размере денежного довольствия офицеров в войсках по прежнему дефицит обычная бумага. Нищета как была так и осталась. Средства связи по прежнему та же Р-140. Читал пост, что в Абхазии развернули новую РЛС. Это безусловно хорошо. Но у нас огромная страна. Нам нужны, внимание - тысячи(!) РЛС. Понимаете? Тысячи!!! Помню старый советский майор жаловался на несправедливость - в Чехословакии начальник "Обороны" (РЛС 5Н84А) - подполковник, а у нас - только лишь майор! А потом сам и добавил, что в Чехословакии одна "Оборона" полстраны перекроет, а у нас она перекроет только маленький кусочек. Ну вот такая у нас страна - 1/8 (вроде?) суши.
Я ничего не имею против сухопутных войск, с интересом присматриваюсь к ним и их возможностям, у них совсем другой мир, это реально интересно. Но именно разница в специфике войск и говорит о том, что нельзя мешать все в кучу, как сейчас. И если ПВО не вывести под отдельное централизованное командование - не будет у нас ничего. Задачи же войской ПВО отличаются от задач ПВО страны - ни один командир мотострелкового полка не отдаст свою ПВО для защиты завода или склада. Но если он не получит с этого завода те же ракеты, снаряды, патроны, потому что их разрушат авиационным ударом - он не сможет выполнить задачу. Не путайте, пожалуйста, войсковую ПВО и ПВО страны.
ЕА РЛС не только не создали к 2010 году, но никто и не ведет целенаправленную деятельность по ее созданию. Лично я в этом уверен на основе имеющейся информации.