Как потяжелеет «стратегический актив» Израиля после иранской «ядерной сделки» и сирийского конфликта?
Однажды неназванный майор израильских ВВС заявил для СМИ, что самолёты семейства F-15 продолжат оставаться «стратегическим активом» Израиля ещё на протяжении длительного времени. И это абсолютно не ностальгия по горячим временам арабо-израильских конфликтов середины и конца ХХ века, где пилоты израильских F-15A и МиГ-23МЛ часто сходились в ближнем воздушном бою, зачастую полагаясь на психологическую выносливость и лётно-технические качества своих машин, а вполне объективная реальность века XXI-го, где и сами F-15 превратились в боевые машины совершенно иного сорта, как со своими недостатками, так и с неоспоримыми достоинствами.
Всем хорошо известно, что иранская «ядерная сделка», заключённая между руководствами ИРИ и стран «шестёрки» превратилась в настоящую головную боль для радикально настроенного Израиля, который всё время и всяческими внешнеполитическими инструментами стремился к силовому методу воздействия на «ядерную программу» Ирана. Всё дело в том, что даже частичное снятие санкций на поставки энергоносителей в западные страны, а также относительно военно-технического сотрудничества с ведущими мировыми державами приведёт Исламскую Республику не только к более стабильному уровню экономики, но и позволит значительно нарастить мощь национальных ВС по более быстрому пути, что смерти подобно для израильского регионального господства. «Ядерная сделка» вновь открывает для Ирана множественные сегменты топливного рынка и рынка высокотехнологичной электронной промышленности, которые позволят ИРИ получать радиоэлектронное оборудование военного назначения уже не только из КНР, соответственно появится более точная и современная техника ПВО-ВВС и флота.
Поэтому сейчас и наблюдаем картину, как Биньимин Нетаньяху каждые два месяца пребывает с визитами то в Москве, то в Вашингтоне, явно не от выгоды, на которую нацелена вся внешняя политика этой страны. В понедельник, 9 ноября Нетаньяху снова прибудет в Белый дом для встречи с Обамой, которая станет одной из самых важных для ближневосточного государства. Первоочередной задачей израильского премьера должно стать подтверждение 70%-го увеличения финансирования военно-технической поддержки ВС Израиля со стороны США, второстепенной, – передача дополнительных видов вооружений, в список которых войдут и самые совершенные тактические авиационные комплексы поколения 4++. С этого момента снова возвращаемся к теме F-15 как «стратегического актива» израильских ВВС.
ВВС Израиля имеют самый солидный опыт эксплуатации и модернизации различных модификаций истребителей F-15. Первое боевое крещение этих машин состоялось именно в ВВС Израиля 36 лет назад, когда гражданская война между просирийскими палестинскими подразделениями и произраильскими формированиями в Ливане достигла апогея. Израильские F-15A были машинами исключительно для завоевания превосходства в воздухе. Для 1979 года лётно-технические характеристики и способности БРЭО этих машин находились практически на верхушке прогресса: трапециевидное крыло площадью 56,6 м2и размах и размахом 13,05 м, малая удельная нагрузка на крыло 330 кг/м2, тяговооружённость свыше 1,1, боевой радиус действия в 1500 – 1600 км, скорость 2650 км/ч, а также наиболее совершенная на то время штатная бортовая РЛС AN/APG-63 позволили отнести самолёт к истребителям поколения «4». Напомню, что сирийцы тогда имели только истребители 3-го поколения МиГ-23МЛ, которые не имели абсолютно никаких преимуществ перед «Иглом» в воздушном бою на малых, средних и больших дальностях; при этом в боях уже участвовали и другие машины 4-го поколения – F-16A. Поэтому и соотношение потерь в последующей Ливанской войне было в пределах 1:2 в пользу ВВС Израиля. Российские истребители 4-го поколения МиГ-29А и Су-27П тогда только проходили основные этапы лётных испытаний в ВВС СССР и их применение на ТВД даже не оговаривалось.
После окончания Ливанской войны военно-стратегическая обстановка на Ближнем Востоке стала резко меняться. Ещё в 1980 году были полностью прерваны дипломатические отношения между США и шиитским Ираном, в результате чего уже «натянутые» ирано-израильские отношения постепенно превратились в настоящее региональное противостояние, где против Израиля выступали практически весь шиитский и часть суннитского миров Ближнего Востока и Средней Азии. Вполне логично, что сравнительно небольшой вероятный театр военных действий для ВС Израиля увеличился в десятки раз (с привычных ранее воздушных пространств Египта и Сирии до внутренних рубежей системы ПВО Ирана). В таких условиях боевого радиуса действия F-16C/D было абсолютно недостаточно для проведения дальних ударных операций, особенно учитывая необходимость постоянного маневрирования между позициями зенитно-ракетных батарей и приданных РЛС радиотехнической разведки, которые проходили на сверхнизких высотах, где расход топлива очень высокий. БРЛС израильских F-15A/С AN/APG-63 не имела режима «воздух-земля», поэтому эти машины применялись либо для зачистки воздушного пространства до выполнения МРАУ силами F-16C, либо для эскортирования «Фальконов» на протяжении всей операции. С тех пор израильские специалисты стали присматриваться к новым, многоцелевым тактическим машинам, которые могли бы выполнять дальние боевые операции самостоятельно, причём над территориями с развитой системой ПВО противника. И в начале 90-х гг., специалисты Минобороны Израиля, окрылённые высокими техническими возможностями F-15E “Strike Eagle”, подтверждёнными во время «Бури в пустыне» , вынудили правительство на заключение на заключения с компанией «McDonnell Douglas» контракта на закупку 21 тактического истребителя F-15E c некоторыми техническими изменениями для израильской стороны. В израильских ВВС машина получила название F-15I “Ra’am” и отличалась от заокеанского близнеца «Страйк Игла» лишь установленным комплексом РЭБ SPS-2100 национальной разработки вместо оригинальной системы РЭП “DEWS”, установленной на американских машинах. Достаточно мощная БРЛС AN/APG-70 с возможностью ведения ДВБ и картографирования рельефа местности, а также продвинутый прицельно-навигационный оптико-электронный комплекс LANTIRN остаются неотъемлемой частью израильской версии «Орла».
25 израильских F-15I остаются самыми новыми истребителями из семейства "Eagle", эти самолёты пока являются единственной дальнобойной основой ударной авиации страны
Но время не стоит на месте, как бортовая РЛС, так и радиолокационный облик F-15I уже к середине первого десятилетия ХХI века перестали представлять какую-либо угрозу для таких ЗРК как С-300ПС, «Панцирь-С1», «Тор-М1», активно поступающих на вооружение сирийской и иранской армий, и Минобороны Израиля привлёк наиболее совершенный проект – F-15SE “Silent Eagle”, ставки на который ещё более высоки, нежели на контракт по F-35A.
Первые догадки относительно возможной масштабной модернизации израильских ВВС появились после информации о возможном приобретении 150 лёгких истребителей J-10A и нескольких десятков Су-30 неназванной модификации Военно-воздушными силами Ирана, которые в условиях снятия санкций наконец смогут полностью заменить свой утраченный потенциал. Взор израильских специалистов пал именно на «Silent Eagle», поскольку это единственный западный тактический многофункциональный истребитель поколения 4++ , сочетающий скорость в 2,3М, боевой радиус действия с конформными топливными баками более 1500 км и малую радиолокационную сигнатуру (ЭПР менее 1,5 м2). В отличии от F-35A, «Рафаля» и «Тайфуна», F-15SE может быть наиболее эффективно применён в системе ПВО в качестве дальнего высокоскоростного перехватчика, истребителя завоевания господства в воздухе, ограниченные 2М скоростные возможности первых трёх не позволяют отнести их к достойным перехватчикам даже при использовании ракет класса «воздух-воздух» MBDA “Meteor”. Кроме того, в БВБ лётчики F-15SE будут себя чувствовать гораздо вольготней, чем на F-35A, так как «Сайлент Игл» имеют большую площадь и размах крыла, а также немного большую тяговооружённость , от чего и угловая скорость разворота у этих машин более высокая. Недавно стало известно, что F-15S/SE (на примере аравийских машин) могут иметь 8 дополнительных подкрыльевых и фюзеляжных точек подвески для размещения 8 дальнобойных ракет AIM-120C-7/8, что подтверждает высокую боевую живучесть этой машины в новом веке. Бортовая РЛС с АФАР AN/APG-63(V)3 в задачах дальнего боя не сильно уступает разрекламированному радару «Лайтнинга» AN/APG-81, дальность первого по типовым целям составляет до 175 км, уступая только в разрешении картографирования земной поверхности, а поэтому общий показатель эффективности F-15SE будет значительно выше.
"Визитной карточкой" F-15SE, заставляющей классифицировать его малозаметным авиационным комплексом переходного поколения, являются дополнительные внутренние отсеки вооружения, широкое использование радиопоглощающих композитов и V-образные стабилизаторы, максимально рассеивающие радиолокационное облучение РЛС противника
В начале октября имел место быть случай с вынужденным выдворением израильских F-15 российскими Су-30СМ близ западных границ Сирии, по-видимому пилотам F-15 была поставлена задача ОРТР и «прощупывания» на оперативность ВКС России близ Латакии, где израильтянам пришлось уходить над Ливаном на полном форсаже, и никто не может гарантировать, что такой инцидент не повториться с участием более продвинутых F-15SE в будущем, что может привести к очень серьёзным последствиям. В ДВБ более малозаметный «Сайлент Игл» уже вполне сопоставим с Су-30СМ, этот факт непременно должен подтолкнуть наше руководство к переброске в САР Су-35С для поддержания безопасности нашего контингента, ведь на турецкую а/б Инджирлик уже прибыло первое звено F-15C ВВС США для прикрытия штурмовиков А-10А (по официальной версии). От кого собираются прикрывать, - не трудно догадаться , ведь ИГИЛ не имеет боевой авиации, а большая часть притока оружия в ИГ контролируется самим Пентагоном.
Для дальнейшего прогноза осложняющейся ситуации в регионе остаётся дождаться лишь деталей относительно количества и оснащения будущих израильских «Сайлентов», запрошенных у США.
Автор Евгений Даманцев
http://topwar.ru/85860-kak-potyazhe...y-yadernoy-sdelki-i-siriyskogo-konflikta.html
P.S. Сдается мне, что в ЦАХАЛ начали догадываться, что с F-35 что-то не так. Либо "Боинг" отсыпала им тридцать серебренников.