GOLEM написал(а):Хлопцы, кто может помочь найти статью?
Вроде, камрад rosen горазд по выдаче на гора материалов.
GOLEM написал(а):Хлопцы, кто может помочь найти статью?
Да нет никакой невидимости. Есть технология снижающая заметность. Как и противоборства меча и щита, снаряда и брони, это противоборство будет вечно.Mityan написал(а):Покнчит ли новая АФАР АВАКСа с невидимостью Раптора?
Да это-то понятно. На расстоянии километров 30 от любого обзорника никакой невидимости не существует вовсе, даже если -40dBsm, как заявляется.Supremum написал(а):Да нет никакой невидимости. Есть технология снижающая заметность.
"- Почему не стреляли пушки?GOLEM написал(а):This is one of the reasons why U.S. Air Force Secretary Michael Wynne decided to cancel the large E-10 multi-sensor command-and-control aircraft.
Tigr написал(а):Дорогой камрад, для тех, кто интересуется, но не в "теме", не могли бы вы объяснить попроще... и лучше в картинках. Улыбаюсь Заранее благодарен.
«Чайка-1»
«Чайка-1» пересекла линию полярного круга. Перед ней раскинулись необъятные водные просторы. Это была Атлантика – древняя колыбель флотов, укутанная в плотное одеяло дождевых облаков. Высоко над белоснежным ковром их верхней кромки величественно парил воздушный гигант, переоборудованный из стратегического «бомбера» Ту-95, купаясь в лучах восходящего солнца, огромный и мощный как доисторический птероящер с чудовищным размахом крыльев.
- Вошли в заданный квадрат, - доложил штурман. Он проложил поисковый курс «змейкой». Бортовая система технической разведки и целеуказания (РЦ) «Успех» тщательно процеживала эфир через мелкое сито частотных фильтров. Такой способ поиска назывался пассивным из-за того, что развитые конформные антенны Ту-95РЦ на поверхностях его фюзеляжа, хвостового оперения и консолях крыльев примут и определят любой внешний сигнал, будь то радиопередача или работа локатора, но не излучая ничего в ответ. Смысл заключался в том, чтобы выследить врага и при этом самим остаться незамеченными. Такой же тактики придерживался и американский флот, используя для ведения разведки палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. В небесах, на море и околоземном космическом пространстве сложилась крайне неопределенная ситуация, и она не имела однозначного решения. На ее исход могла повлиять любая из многих переменных величин, каждая из которых являлась функцией времени. В общем, на площади в миллион квадратных миль океана велась напряженная игра в «кошки-мышки» с применением сложнейшей радиоэлектроники.
Спаренные винты мерно гудели, рассекая воздух. За час полета каждый из четырех турбовинтовых двигателей НК-12НВ сжигал более тонны топлива. Но его запаса на борту «Чайки-1», доставшегося ей в наследство от бомбовозного прошлого, хватало, чтобы держаться в небе почти целые сутки. Очень ценное качество для самолета дальней океанской разведки. В районе поиска на удалении четырех тысяч километров от своего аэродрома Кипелово на Кольском полуострове он мог барражировать несколько часов подряд. Поэтому экипаж воздушного корабля включал две летные смены для ведения длительного патрулирования. На отдых свободные от вахты располагались в специальном отсеке со спальными местами и камбузом для разогрева пищи. Но сейчас все десять летчиков находились на своих боевых постах.
«Найдем или нет?», – думал каждый из них.
По заложенной программе поиска система «Успех» проводила быстрый просмотр узких участков полосы разведываемых частот в диапазоне от 0,6 до 18 гигагерц, на которых работал противник.
- Есть контакт! – оператор радиотехнической разведки, наконец, что-то засек на своем панорамном приемнике обнаружения. Он оценивал радиоэлектронную обстановку по нескольким приборам, находящимся в его кабине. Многолучевой индикатор мог одновременно отображать несколько обнаруженных радиоизлучающих объектов. Информация о наиболее важных из них выводилась на экран кругового обзора, рядом с которым были размещены еще два индикатора – частоты повторения и длительности перехватываемых импульсов, необходимых для классификации передатчика. - Сигнал слабый, мощность один в условных единицах. – Блок определения частоты зафиксировал параметры принятого излучения, что позволило охарактеризовать его источник.
- Посмотрим, на что это похоже, – сказал разведчик, настраивая осциллограф. Он был хорошим специалистом, и электрическая кривая на электронно-лучевой трубке могла сказать ему о многом. Уже через минуту у него был результат. - Командир, у нас самолетная радиолокационная станция обзорного типа. Пока что очень далеко. – Вот то, что они так настойчиво искали – американский палубный самолет ДРЛО.
- Кто ищет – тот всегда найдет, – резюмировал командир «Чайки-1». Никто из экипажа не подал и виду, но каждый гадал, что же сейчас отразилось на индикаторе американского радиометриста? Но пока русские находились в тех условиях, когда законы физики были на их стороне. В свободном пространстве радиоволны УКВ-диапазона распространяются прямолинейно, словно солнечный луч, теряя в пути свою энергию пропорционально квадрату удаления от передатчика. Через две тысячи километров зондирующий импульс со скоростью света накрыл Ту-95РЦ и был зарегистрирован его чуткими датчиками. Часть электромагнитной энергии отразилась от самолета в обратном направлении в виде рассеянного эхо-сигнала. Он мгновенно вернулся назад к своему источнику – летающему радару Е-2С «Хокай», принося с собой информацию о цели. Но на обратном пути сигнал продолжал слабеть все с той же закономерностью, и на входе локатора AN\APS-125 его мощность оказалась ниже чувствительности приемника. Слабое электронное эхо просто затерялось во внутренних шумах аппаратуры и импульс отметки от «Чайки-1» так и не появился на экране кругового обзора.
От активной локации, которую применили американские самолеты, невозможно укрыться даже на очень большом расстоянии, но след от ее излучения обнаруживается еще дальше. На этом основывался принцип пассивной радиотехнической разведки. Ту-95РЦ просто летал и слушал, как работает в эфире «Хокай», определяя на него направление и оставаясь вне зоны его обнаружения.
- Двести градусов в первом приближении, – для повышения точности фазовый интерферометр синхронизировал сигналы от разных антенн. «Чайка-1» заложила новый галс, но пеленг не изменился – контакт находился на очень большом удалении.
- Новый сигнал обозначился на юго-востоке, – объявил второй оператор. «Уже два», – удовлетворенно отметил командир, пока планшетист отмечал его на карте полярной проекции. Главными инструментами такой разведки были, конечно, карандаш и штурманская линейка. И еще аналитический метод. Он позволял вычислять местоположение противника по вторичным признакам, как астрономы вычисляют в далеком космосе невидимые «черные дыры», и непрерывно вести цель, никак не проявляя себя при этом. Все просто, только изматывающее долго. Чтобы выследить авианосец, нужно запастись терпением.
Что-то вроде этого, только дальность прямой видимости 2000 км - unreal.Tigr написал(а):Примерно так я себе это и представлял:
Да нету у меня картинок под рукой. А искать самому леньTigr написал(а):За картинки - особое спасибо!
Но иногда только (здесь я обычно отсылаю к документу ITU-R P.453, в конце его картинки).
Кстати, к вопросу о рефракции. А на Саракше, предположительно, какие условия для радиолокации? Если особенности распространения радиволн в его атмосфере примерно совпадают с особенностями распространения электромагнитных волн видимого спектра, то, как я подозреваю, с увеличением высоты радиогоризонт (как и видимый горизонт) не увеличивается (как на Земле), а напротив, уменьшается. Верно?Mityan написал(а):Что-то вроде этого, только дальность прямой видимости 2000 км - unreal.
Во-первых, лучи в атмосфере не распространяются прямолинейно, они загибаются за горизонт немного. Это называется атмосферная рефракция. При нормальной рефракции эквивалентный радиус Земли принимается равным 8500 км (действительный составляет 6370 км, а все сие сказанное означает, что отдаляясь от объекта по поверхности земли, мы перестаем его видеть несколько позже, чем при отсутствии такого явления как рефракция - т.е. как будто радиус земли не 6370 а 8500)
Так вот если пересчитать дальность прямой видимости, с учетом того, что Хокай летает где-то на 8000м, ваш Ту-95 должен быть на высоте 156км. Хотя прием на таких дальностях тоже возможен в случае такого явления, как атмосферный волновод. Но иногда только (здесь я обычно отсылаю к документу ITU-R P.453, в конце его картинки).
И зная все это, Хокай с дальности 2000 км обратно импульса и не ждет.
Если уж говорить об общеизвестных вещах, то Солнце не встаёт и не садится, просто такая иллюзия создаётся из-за вращения Земли вокруг своей оси. Т.е. наблюдателю на поверхности Земли в дневное время представляется что поверхность Земли плоская или слегка выпуклая, над головой находится "небесный свод" голубого цвета (иллюзия, обусловленная релеевским рассеянием света и стереоскопическим зрением человека), а по этому своду днём перемещается Солнце, а ночью - Луна, звёзды, другие небесные тела. И линию, в которой "небесный купол" пересекает "плоскость земли", земляне назвали линией горизонта.Mityan написал(а):Рефракция касается всех радиоволн, в том числе и видимой части спектра. Если вы заглянете в вики (рефракция астрономическая), то увидите, что когда вам кажется, будто солнце касается горизонта, то на самом деле оно уже село.
Мда... Вот и подросло поколение, которое о Саракше читает в википедии...Немного почитав про Саракш в той же вики, вспомнил, что есть еще субрефракция и сверхрефракция (суб - это когда волны загибаются наоборот от земли), но все же не смог себе представить ситуацию, когда бы при подъеме горизонт сужался. Все равно расширяется.
Как так? :???: я ежедневно вижу восход и заход (если не пасмурно).Ярослав С. написал(а):Если уж говорить об общеизвестных вещах, то Солнце не встаёт и не садится,
Иллюзия, как и визуально наблюдаемое движение Солнца по небосклону. На самом деле (точнее, "согласно современным научным представлениям") это Земля вращается вокруг своей оси.Михаил С. написал(а):Как так? :???: я ежедневно вижу восход и заход (если не пасмурно).Ярослав С. написал(а):Если уж говорить об общеизвестных вещах, то Солнце не встаёт и не садится,
Отнюдь. Ни чуть не более, чем F-22 - AWACS (пусть даже и мини)Ярослав С. написал(а):Иллюзия, ....