- Этот форум не религиозный, он техногенный, поэтому я опираюсь не на постулаты веры, в отличие от "ботаников", очень не любящих физику, а на законы природы. И все мои суждения, умозаключения и выводы основываются только на этих законах и формулах, связывающих определённые физические величины в определённые зависимости.
Есть формула радиолокации, выражающая зависимость максимальной дальности обнаружения воздушной цели от параметров РЛС/БРЛС, которая должна её обнаружить и эффективной поверхностью рассеивания воздушной цели. Вот это - самый простой вариант данной формулы:
где:
— мощность генератора;
—
коэффициент направленного действия антенны;
—
эффективная площадь антенны
—
эффективная площадь рассеяния цели
— минимальная чувствительность приёмника.
Здесь нет ничего мистического, ясно, что нет невидимых самолётов, есть только самолёты малозаметные,
это прежде всего те, которые противник своей БРЛС увидит позже, чем получит от них себе в морду ракету "воздух-воздух". Именно в этом очень простом условии и заключается сущность преимуществ стелс-самолётов, коих на сегодня доподлинно известно два: F-22 и F-35.
Глядя внимательно формулу видно, что что все переменные в ней, кроме одной -
σ (ЭПР) зависят от свойств РЛС/БРЛС и если мы хотим видеть противника как можно раньше, как можно на большей дальности, мы должны:
- увеличивать мощность передатчика нашей РЛС/БРЛС;
- увеличивать коэффициент направленного действия нашей антенны, т.е. луч антенны должен быть как можно более узким, чтобы излучать электромагнитную энергию в самом малом телесном угле с самой высокой концентрацией;
- мы должны стараться, чтобы площадь антенны была наибольшей, но в носу самолёта она лимитирована диаметром фюзеляжа в этом месте;
- и мы должны иметь приёмник максимально чуткий настолько, насколько нам позволяют наши технологические возможности.
С другой стороны, если мы хотим, чтобы противник нас увидел как можно позже, а ещё лучше - не увидел нас вообще до того, как получит по балде нашей ракетой "воздух-воздух", мы должны максимально уменьшать
σ - ЭПР нашего самолёта.
В формуле мы видим, что σ стоит под корнем 4-ой степени, потому, что импульсы РЛС/БРЛС должны проделать двойной путь: туда и обратно, от передатчика - к цели, отразиться от неё и эхо-сигнал должен вернуться к приёмнику РЛС/БРЛС, поэтому если мы добьёмся снижения σ своего самолёта в n раз, то дальность обнаружения его вражескими РЛС/БРЛС уменьшится только в корень четвёртой степени из n, например: ЭПР уменьшим с 16-ти квадратных метров до 2-х, то дальность обнаружения уменьшится только вдвое, а чтобы уменьшить дальность обнаружения в 10 раз, нам нужно уменьшить ЭПР нашего самолёта в 10000 раз. Именно в силу этих особенностей данной формулы и происходит в развитых странах погоня за максимальным уменьшением σ, именно на это фирмы США затратили десятки миллиардов долларов и задействовали коллективы лучших учёных и инженеров страны. И это не фетиш, не самоцель, - это вызвано тем, что σ (ЭПР) стоит под корнем в 4-ой степени, и чтобы реально уменьшить дальность обнаружения самолёта в разы, требуется его ЭПР уменьшать в тысячи раз. А уменьшение ЭПР до величины 0.5 м2, как на самолёте Т-50, даст по сравнению с Су-27/30, у которых ЭПР=15 м2, уменьшение дальности обнаружения всего лишь в (15:0.5)^0.25=2.34 раза.
Это лучше, чем ничего, но этого явно недостаточно для уверенного преимущества на театре военных действий.