- Зачем Вам там вообще сидеть, вместо того, чтобы участвовать в дискуссиях?Breeze, со всем уважением, читаю форум уже много лет, но позволю себе вылезти из ридонли и спросить.
- Разумеется. Проскользнувшое в одной заметке утверждение, что F-22 имеет ЭПР порядка 0.0001 м2 со всех сторон - описка, опечатка или некоторое недопонимание её автора. Возможно он имел ввиду, что ЭПР не только фронтальная (~примерно +/-25° спереди от продольной оси), но и на большей части ракурсов (например, +/-150° спереди от продольной оси) имеют очень малую ЭПР, но, скажем, под 3/4 она втрое больше фронтальной, под 4/4 - впятеро, сзади под 3/4 - вдесятеро, - всё равно это очень малые значения по абсолютной величине. Да и один американский полковник, всю жизнь пролетавший на F-117, рассказывал одному моему виртуальному знакомому:Ну допустим, что приведенные вами рекламные цифры ЭПР для F-22 являются истинными. Допустим. Верить в рекламу или не верить, это личное дело каждого. Я вот отношусь очень скептически к таким заявлениям. Предположим, что 0.много_цифр_0123 реально. Но так это ЭПР с какого ракурса? Очевидно, что с передней полусферы. Об этом говорит и сам планер самолета и вообще вся технология малозаметности. Все стелсы заточены под снижение ЭПР именно с передней полусферы.
http://topwar.ru/38258-razgovor-s-pilotom-f-117-nighthawk-na-aviashou-v-abbotsforde-2007.html
Задал вопрос об ЭПР F-22 по сравнению с F-117: якобы, как пишут, его ЭПР еще заметно меньше. Мужик пожевал (видимо, соображая, что можно говорить, а что не положено), и сказал, что это по большей части секретно, но в принципе ситуация с ЭПР Раптора вообще другая: она у него близкая к нулю на одних углах, и заметно выше, чем у F-117 - на других. То есть, F-117 изначально делался с пониманием, что он будет действовать в одиночку, во враждебном пространстве, против самолётов с лучшей скоростью и прочими ТТХ, в условиях недостатка информации, и при этом он предназначался для поражения критически важных целей - то есть, у него не будет свободы выбора сценария столкновения. Поэтому он радарами того времени - да и большинством нынешних, с реальных дистанций - не обнаруживается с любого направления.
Раптор же сделан для другой роли - он быстрее всех современных и перспективных противников (имея в виду не максимальную, а "тактическую" скорость и маневренность - практическую способность быстрее оказываться в нужном части пространства, сближаться и разрывать дистанцию), предполагается, что информационное преимущество будет у его пилота, ну и характер основных целей совсем другой - т.е. предполагается, что его лётчик будет как раз иметь свободу выбора сценария, вступления в бой и выхода из него. И именно это позволяет реализовать преимущество его чрезвычайно низкого ЭПР (по его словам, это скорее можно назвать "практическим отсутствием ЭПР" - бывает, что его не берёт радар (или голова ракеты? - я не понял этого момента), когда дистанция уже позволяет стрелять из пушки) на одних углах, и примириться с заметно более высоким, чем у F-117 - на других.
- Крайне маловероятны случаи, что его будут облучать под углом 90°, по перпендикуляру. В основном всё это будет происходить под достаточно острыми углами, как раз под такими, под какие он оптимизирован. он весьма гладкий снизу (за исключением торчащего блочка с линзами Люнеберга, но это только для мирного времени).Так мой вопрос простой. Самолет летит на 20 км высоте. Облучают его радаром прямо-снизу, если это радар ЗРК. Так на сколько у F-22 будет выше значение ЭПР? Потому что выше будет как не крути. Как не обмазывай стелс РПМ, но снизу это здоровенная плоская штуковина, и если ей в брюхо светят, то отражать в любом случае будет больше. Это я к тому все веду, что в реальности облучают самолет не только с передней полусферы, а с разных.
- Да, говорят, что с хвоста у него ЭПР больше в 30-50 раз, чем фронтальная. И тем не менее по абсолютному значению даже это значение более чем мало: 0.0001х50=0.005 м2, - в 100 раз лучше, чем у Т-50, чем у Рафаля и у Еврофайтера...Может ему в хвост светят, а там совсем другое будет.
- У F-22/F-35 "на порядки" будет только с хвоста в узком секторе, откуда видны сопла. Там будет на полтора порядка больше. С передней полусферы и части ракурсов с задней - всего лишь только в разы...Есть же график ЭПР F-15, там в зависимости от того как самолет расположен к источнику излучения, на порядки изменяется значение. Понятно, что у малозаметного самолета там тоже проводили работы по снижению заметности, но все же и там на порядки выше будет.