Эксперты: недостатки F-35 не позволяют демонстрировать его на международных авиасалонах
Издание American Thinker отмечает, что двигатель истребителя F-35 выходит из строя на большой высоте и его надежность не является достаточной для оперативного применения.
Разработка авиационной платформы F-35 началось в 1993 г в рамках совместной программы JAST ВВС и ВМС США. Слово "страйк" - ударный - в названии программы означало, что разрабатываемая платформа будет обладать функциями легкого бомбардировщика, напоминает издание American Thinker.
В последующий год JAST поглотила программу создания универсального легкого истребителя CALF (Common Affordable Lightweight Fighter) и отдельную программу самолета короткого взлета и вертикальной посадки STOVL (short take-off/vertical landing) и трансформировалась в программу JSF (Joint Strike Fighter). В 2006 г опытный образец F-35 совершил первый полет. Летные характеристики самолета можно определить, исходя из статических данных, то есть отношения массы к площади крыла, отношения массы к тяге двигателя и т.д., отмечают эксперты издания. В результате таких расчетов получается, что F-35 по-прежнему остается легким бомбардировщиком. Его двигатель оптимизирован для работы на высоте около 6 тыс м. Также проведенное в 2008 г моделирование показало, что F-35 не соответствует показателям истребителя.
Соответствующие исследования, проведенные экспертом корпорации RAND доктором Джоном Стиллионом, показали, что F-35 не обладает соответствующим радиусом виража, характеристиками скороподъемности и маневренностью. В настоящее время, спустя десять лет после первого полета F-35, его разработка все еще продолжается, хотя построено уже 180 таких истребителей. При этом ни одна из построенных машин не применима для работы в реальных боевых действиях. Для этого все они должны быть модернизированы в том случае и тогда, когда окончательный вариант самолета будет определен.
Однако в этом нет особого смысла, поскольку F-35 имеет ряд недостатков, которые не позволяют демонстрировать его на международных авиасалонах. К их числу относятся перечисленные ниже особенности. Во-первых, двигатель истребителя F-35 выходит из строя на большой высоте и его надежность не является достаточной для оперативного применения. F-35 оснащен плохо спроектированным ненадежным двигателем - самым громоздким, склонным к перегреву и тяжелым из всех тех, которые когда-либо устанавливались на истребителях.
Ограничения по двигателю в рамках проекта были признаны в 2012 г, когда было объявлено о планах изменить тактико-технические характеристики F-35A, снизив перегрузки на установившемся вираже с 9,0 ед до 4,6 ед и увеличив время, необходимое для ускорения от М=0,8 до М=1,2, на 8 с. Во-вторых, для F-35 требуется взлетно-посадочная полоса (ВВП) не менее 2,4 км. Для сравнения, требуемая для F-16 минимальная длина ВВП составляет 914 м. В-третьих, стоимость эксплуатации F-35 составляют $50 тыс. в час. Это означает невозможность предоставления летчикам достаточного времени для наработки надлежащего мастерства в пилотировании самолета.
Аналогичная проблема характерна для F-22, стоимость эксплуатации которого составляет $70 тыс. в час. В-четвертых, будучи разработан как легкий бомбардировщик, F-35 является менее маневренным, чем истребители конструкций 50-летней давности и поэтому будет выведен из строя современной истребительной авиацией. Было неудивительно, что в учебном бою в начале 2015 г F-16 одержал победу над F-35. Такой результат был прогнозируемым на основании предшествующего моделирования. Для охлаждения электроники на F-35 используется бортовое топливо. Поэтому самолет не может взлететь, если топливо на борту достаточно теплое, что делает проблематичным развертывание машины в жарких регионах.
В частности, на авиабазах ВВС США Юма и Лука в штате Аризона топливозаправщики для F-35 окрашены в белый цвет, паркуются в закрытых боксах и охлаждаются водяными системами, поскольку истребитель даже не сдвинется с места, если топливо при заправке будет слишком теплым для охлаждения электроники. В-пятых, система логистики F-35 подключена через интернет к централизованной системе техобслуживания США. И если возникнут проблемы с интернет-соединением, самолет не сможет выполнять полеты, даже, если с ним все в порядке. Это лишь отдельные известные факторы, не позволяющие демонстрировать F-35 на авиасалонах мира. Помимо них истребитель имеет ряд других серьезных недостатков.
Подробнее на ТАСС:
ТАСС: Международная панорама - Эксперты: недостатки F-35 не позволяют демонстрировать его на международных авиасалонах