«Военный Паритет». На целую милю (1850 м — прим. «ВП») простирается сборочная линия истребителей F-35 на заводе компании Lockheed Martin в Форт-Уорт (шт. Техас), сообщает nbcnews.com 13 мая. Этот боевой самолет пятого поколения будет «скрытнее, умнее, способнее и гибче», чем любой истребитель, когда-либо построенный в мире.
«Это (F-35) летающий компьютер. По мере развития технологий и программного обеспечения самолет будет непрерывно обновляться», говорит вице-президент программы F-35 компании «Локхид Мартин» Стив О'Брайен (Steve O'Bryan). Это очень важное качество для самолета, который станет основой истребительной авиации США и их союзников до середины этого века. В будущем F-35 будет действовать вместе с беспилотными летательными аппаратами (БЛА).
Будущее компании «Локхид Мартин» во многом связано с программой F-35. В настоящее время построено 100 машин, которые проходят испытания в войсковых частях, первые боевые самолеты будут поставлены в следующем году. Пентагон закупит более 2400 истребителей, еще несколько сотен приобретут союзники.
Тем не менее, программа продолжает сталкиваться с разного рода трудностями, как финансовыми, так и техническими. Разработка, приобретение и эксплуатация истребителей в течение 50 лет будет стоить примерно 1 трлн долл США.
Тем не менее, Пентагон с уверенностью смотрит в будущее программы F-35. Есть множество нововведений, примененных на истребителе. Это будет первый истребитель из композиционных материалов. Бесконечное количество информации отображается в кабине или на шлеме пилота. Летчик способен «видеть сквозь самолет» на 360 град.
«Если радар, система РЭБ видит что-то, вся боевая информация будет видна вам в «одном окне», говорит бывший летчик-испытатель F-35 Арт Томасетти (Art Tomassetti), который сейчас перешел на работу в офис компании. «Большие требования к навыкам пилотирования, которые имели огромное значение в прошлом, сейчас минимизированы, потому что мы сделали истребитель, который легко летает», говорит он. 25-летние пилоты, которые будут управлять самолетом, станут лучшими тактиками. «За последний год мы обучили 50 пилотов, и все говорят, что это самый простой в пилотировании самолет, на которых они когда-либо летали», сказал летчик-испытатель подполковник Мэтт Ренбаргер (Matt Renbarger), летавший ранее на F-16. Но не слишком ли много нагрузки на пилота, который получает очень большое количество информации от различных датчиков?
«У нас действительно были опасения по этому поводу, но когда мы начали летать на F-35, эти опасения были развеяны. Вам не приходится беспокоиться о том, чтобы ставить курсоры, какое оружие применить — бомбу или ракету, электроника автоматически определяет тип применяемого вооружения», говорит Ренбаргер.
Поэтому самой большой угрозой для F-35 являются не китайские самолеты или русские ракеты, а опасность куда более грозная: «топор» сокращения оборонного бюджета.
Пентагон настаивает на том, что в будущем расходы значительно сократятся. Например, все три варианта истребителя — для ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты, строятся на одной и той же производственной линии в Форт-Уорте. «Мы также уменьшили количество рабочего времени на производство одной машины. Кроме того, для производства F-35 задействовано только 15% рабочей силы, которое использовалось для производства такого же количества F-16», говорит О'Брайен. 10 стран вложили свои средства на разработку самолета или планируют его купить.
«Информация это жизнь»
Еще одной особенностью F-35 является то, что он может нести больше бомб, но меньшего веса, что позволяет увеличить дальность полета истребителя и поражать цели на большей дистанции. Оборонные предприятия создают вооружение, которое может применяться на одной платформе программного обеспечения.
О'Брайен отмечает, что задачи ПВО в будущем будут решаться многоцелевыми истребителями, а не специализированными перехватчиками. «90% жизни каждого самолета приходится на мирное время, когда он выполняет задачи разведки или наблюдения», говорит он. Это большое отличие от времен 25-летней давности, когда он начал летать на F-18.
«Когда я начал летать, главным был девиз - «Скорость это жизнь». Пятое поколение истребителей выдвинуло новый девиз - «Информация это жизнь», говорит О'Брайен и добавляет, что старые времена воздушных боев прошли. Противник не сможет обнаружить F-35 и будет уничтожен с дальней дистанции, нет необходимости ввязываться в ближний бой.
«Это, наверное, менее романтично, но я никогда не встречал летчика-истребителя, который хотел бы честной борьбы. Главное - победить», говорит О'Брайен.