F-35 Lightning II

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
- Зря сошлись. Речь идёт о том же самом.
ну зря так зря, значит так и понимаем: количество часов до отказа программного обеспечения выросло. Т.е. креш не через 10 минут, а через 20. В переводе на русский это означает "мы ничего не починили и понятия не имеем, в чем вообще косяк, поэтому оставим еще лет на 5 в таком состоянии, дайте еще миллиардов"
 

БЧ-5

Активный участник
Сообщения
7.923
Адрес
МОСКВА
В качестве вброса
Надо просто купить самолеты у русских

от Proper · 12.05.2016 ·

Боб Кресс, бывший ведущий инженер Грумман по перспективным программам (между прочим — шеф-инженер программы F-14), и контр-адмирал в отставке, бывший пилот-истребитель морской авиации Пол Джиликрист давно предлагают правительству США не расходовать деньги зря в тщетных потугах разработать приличные палубные самолеты, а просто купить у русских палубные Су-27 (так называемые Су-33) и адаптировать их к американским двигателям и авионике. По ссылочке многабукав, поэтому изложу вкратце.

Идея только на первый взгляд кажется безумной. Следите за руками: у США есть отличный мотор PW F119, разработанный для самолета F-22. Существует его удешевленная версия без управляемого вектора тяги. Этот мотор даже несколько легче и компактнее российского АЛ-41, при более высокой тяге. То есть поставить удешевленные PW F119 в планер Су-29/Су-33 не представляет никакой серьезной проблемы. Интеграция американской авионики — более легкой и компактной, чем российская — также не представляет проблемы. Предлагалось просто закупать у России построенные по американской спецификации планеры Су-33, дособирать их в США — и получить недорогой и мощный палубный самолет, годящийся и на роль дальнего ударника, и на роль тяжелого истребителя.

Эта идея была озвучена в 1999 году (после ликвидации флотских F-14) и с тех пор неоднократно всплывала вновь.

Закупка Су-27/Су-33 была бы очень хорошей и реалистичной сделкой для обеих сторон. Это также послужило бы укреплению сотрудничества США и России перед лицом общих опасностей.

Закупка Су-27/Су-33 была бы очень хорошей и реалистичной сделкой для обеих сторон. Это также послужило бы укреплению сотрудничества США и России перед лицом общих опасностей.

Вместо этого США пошли по пути разработки для флота сначала F/A-18 Суперхорнет, а затем и F-35. Каждая из этих машин хуже предыдущей, и они в разы хуже «русского варианта». Например, F/A-18 даже с половинной бомбовой нагрузкой при взлете с авианосца имеет вдвое меньший боевой радиус, чем Су-33. А уж по весу доставленных на врага бомб — даже и сравнивать смешно (паспортные 8 тонн суперхорнета — это так, теория. С такой массой он может взлететь только с наземной полосы, причем весьма длинной. При старте с авианосца параметры нагрузки гораздо более скромные). Су быстрее, у него больше потолок и так далее.

Ну а теперь, когда проект F-35 очевидно провалился, и денег ни на что больше нет — США, может, и хотели бы вернуться к идее кооперации с русскими — да политический климат уже не позволяет, отношения непоправимо испорчены.
 

vladimir-57

Активный участник
Сообщения
5.413
Адрес
Питер - Germany - Costa del Silencio
Ну решили, что из самолетов 4+ это самый нормальный, видать денег некуда девать)
правительство было вынуждено пойти на формальные конкурсные процедуры для выбора F-35
А что они могут сделать, ресурсов почти нет, а ценник можно и подкрутить в нужную сторону.
 
Последнее редактирование:

Volgar-Astra

Активный участник
Сообщения
1.524
Адрес
Ахтубинск
- Легко, монсеньёр! Измеряется в часах наработки на отказ. MTBF - mean time between failures/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Наработка_на_отказ
Ну слава богу, оказывается отказов нет, а то после прочтения статьи создалось превратное впечатление. Оказался вполне безотказным.
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
eecfd3aa.jpg
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Ну слава богу, оказывается отказов нет, а то после прочтения статьи создалось превратное впечатление. Оказался вполне безотказным.

Поскольку бесхитростный рассказ журналиста "как запускают самолеты" вызывал у части наших радиослушателей подозрения в "чернухе", предлагаю посмотреть на то, как реагируют на это благолепие официальные лица.

Микаель Гилмор (глава DOT&E) продолжает свою сагу о «маленьком дристуне» - F-35, на этот раз в письме в конгресс: «ВВС США провели учения с подъемом по тревоге соединения F-35A, размещенных на авиабазе Маунт-Хом. Хотя все летнопригодные истребители были первоначально подготовлены к быстрому запуску систем, из шести истребителей только один смог выполнить взлет при поступлении сигнала тревоги!»

Как и следовало ожидать, «при включении систем следуют многочисленные отказы, заставляющие «глушить» самолет и начинать процедуру запуска с начала». Это было в феврале. Далее еще более интересно.

«Как известно» (с), 25 марта Объединенный офис программы приступил к тестирование бортового ПО Блок 3i (версия R6.21). Думаете, там полегчало по сравнению с февралем? Ага, на 30 полетов (76 летных часов) последовало «27 отказов комплекса, потребовавших перезапуска системы от "холодного рестарта" до отключение батареи питания».

«Некоторый скажут» (с), ну и что, ведь идут испытания, самолет еще должен вступить в строй... «А я скажу» (с), а ничего, что «Локхид» уже поставил 179 самолетов, из которых только 10 «ограниченно боеготовы»? Где-то 30 млрд долл. за экспериментальное железо, которое еще надо будет долго допиливать напильником?

Кстати, по поводу «ограниченно боеготовых» F-35B – про них в свете гонки за достижение «первоначальной боевой готовности» F-35А как-то «забыли». Кроме друга нашего Гилмора: «В случае применения в бою F-35B должен избегать какого-либо противодействия противника, воздействия РЭБ, а также использовать внешнее целеуказание». Вообще, в губерниях традиционно есть объективный показатель реальной боеготовности самолета – разрешение на размещение на «заморских территориях». Пока F-35B туда переводить не собираются (хотя они туда приписаны изначально). Зато появляются новые подробности об их техническом состоянии: заключен контракт на 10 млн долл. на устранение более 60 «технических недостатков» на этих 10 F-35B (в среднем по 6 дефектов на носовой конус). Срок окончания контракта – 2019 г. Похоже, именно тогда, после доводке «напильником по месту», можно говорить о реальной «ограниченной» боеготовности, и самолеты появятся в Японии.

http://afirsov.livejournal.com/157397.html
 

MSoft

Активный участник
Сообщения
9.102
Адрес
Украина
Хотя все летнопригодные истребители были первоначально подготовлены к быстрому запуску систем, из шести истребителей только один смог выполнить взлет при поступлении сигнала тревоги!»

Как и следовало ожидать, «при включении систем следуют многочисленные отказы, заставляющие «глушить» самолет и начинать процедуру запуска с начала». Это было в феврале. Далее еще более интересно.
:Shok:
 

Breeze

Военный лётчик
Сообщения
17.919
Адрес
Israel
В качестве вброса:
Надо просто купить самолеты у русских

от Proper · 12.05.2016 ·

Боб Кресс, бывший ведущий инженер Грумман по перспективным программам (между прочим — шеф-инженер программы F-14), и контр-адмирал в отставке, бывший пилот-истребитель морской авиации Пол Джиликрист давно предлагают правительству США не расходовать деньги зря в тщетных потугах разработать приличные палубные самолеты, а просто купить у русских палубные Су-27 (так называемые Су-33) и адаптировать их к американским двигателям и авионике.
- Но в каком месте тут смеяться?? (Икренне не врубился) Американцы прямо сейчас потоком выпускают F-15E для Сингапура и для Саудовской Аравии. Очень хороший, очень скоростной самолёт, грузоподъёмность 10+ тонн, скорость на высоте 2.5М+. И технология прoизводства отработана до автоматизма. А Су-27/33 придётся полностью перебирать, до последнего винтика, там возни будет больше, чем произвести для себя сотенку F-15E... Это даже экономически нерационально, не говоря о кучи дурных побочных проблем.
Прибалдел контр-адмирал...
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Про авиацию КМП, ч.2

Как я писал ранее, 121-я истребительная эскадрилья авиации Корпуса Морской Пехоты уже перевооружена на F-35B. Первые два F-35B получила и 211-я эскадрилья.

Скоро 121-я иэ отправится в Японию, где войдёт в состав 1-го авиакрыла авиации КМП и станет поддерживать действия 31-го экспедиционного батальона морской пехоты. Первые десять самолётов отправятся в Японию в январе 2017 года, летом того же года прибудет ещё шесть. Осенью 2017 года десантная группа с F-35B на палубе УДК отправится на боевую службу.

Генерал-майор Майкл Рокко, командир 3-го авиакрыла, в составе которого сейчас находится 121-я иэ, отмечает, что F-35B "в корне меняет расклад сил". F-35B усилят присутствие США в регионе. Самолёты, по его словам, оснащены продвинутым БРЭО и обеспечивают более высокий уровень информационного взаимодействия и способны более эффективно бороться с наземными и воздушными целями сравнительно с самолётами, которые F-35B заменит.

К сожалению, как отметил Рокко, многие возможности самолёта "настолько засекречены, что о них даже нельзя говорить". Так что в плане оценки реальной боевой ценности F-35B остаётся загадкой, что даёт возможность наблюдателям как превозносить его, так и критиковать. В отсутствии реальной информации о полном наборе характеристик и возможностей, а также детального понимания принципов боевого применения в составе разнородной группировки, любые дискуссии о F-35B имеют весьма относительную ценность.
http://prokhor-tebin.livejournal.com/1008294.html

P.S. "настолько засекречены, что о них даже нельзя говорить" - это ж пипец какой-то! :Lol:
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Голландские "Молнии" летят домой.

27011127501_b3ebdb9fd3_b.jpg

26985060002_e27f5f78e2_b.jpg


Пара F-35A Королевских ВВС Нидерландов готовится к трансатлантическому перелету в Европу, первому в направлении с запада на восток, для принятия участия в праздниках, демонстрации общественности и оценки приспособленности местной инфраструктуры к эксплуатации новых истребителей.
Перелет через океан истребителей и транспортника C-17 будет обеспечиваться парой танкеров КВВС Нидерландов KDC-10, испытания с которыми прошли ранее в этом году.
Прибытие ожидается 23 мая, командировка должна продлится три недели.
http://sandrermakoff.livejournal.com/978192.html

P.S. Забавно - голландские F-35 летят домой как в командировку на три недели. :-D
 

DC-Denton

Активный участник
Сообщения
578
Адрес
Калининград
Срочно нужен ролик с видеорядом из Дня Независимости, где Ф-18 вюет с инопланетянами, и тут же видеоряд с тем как наземный персонал пытается завести Ф-35, в конце бодрая музыка из промороликов Звёздного Десанта и какая нибудь ехидная фраза.
 
  • Like
Реакции: dron

ник69

Активный участник
Сообщения
5.763
Адрес
г. Донецк
Срочно нужен ролик с видеорядом из Дня Независимости, где Ф-18 вюет с инопланетянами, и тут же видеоряд с тем как наземный персонал пытается завести Ф-35,
Вообще то на подходе уже "День Независимости-2" и там воюют не на Ф-18 и не на Ф-35 (почему то) а на вот этих загадочных аппаратах:

 

DC-Denton

Активный участник
Сообщения
578
Адрес
Калининград
Вообще то на подходе уже "День Независимости-2" и там воюют не на Ф-18 и не на Ф-35 (почему то) а на вот этих загадочных аппаратах:

Вот если бы не кошмарные двигатели, был бы вполне красивый космический самолёт. А так пока что красивее когтей из "Стелса" ещё не нарисовали.
 

Tigr

Модератор
Команда форума
Сообщения
25.370
Адрес
Саратов
Ставка на языки программирования С и C++ - роковая ошибка допущенная при создании самолёта F-35.

Слишком "громкий" заголовок? Не думаю. Что ж, приступим.

modeldriven-development-for-safetycritical-software-4-638.jpg

Рис. 1. Число строк программного кода бортового ПО F-35 на иллюстрации преувеличено. Сегодняшняя оценка ~10 млн. строк

Я сейчас не буду писать об аэродинамике всех трёх версий ударного истребителя F-35. О ней я упоминал ранее. Если кратенько, аэродинамика не блещет. Но ведь согласитесь, было бы странным ожидать от "бюджетного" истребителя-бомбардировщика (в русском языке не прижился термин "истребитель-штурмовик" в наибольшей степени соответствующее англоязычному strike fighter) лётно-тактических характеристик сравнимых с характеристиками лучших самолётов-истребителей, при проектировании которых конструкторы думали прежде всего над тем как обеспечить победу в воздушном бою.

Оптимизация боевого самолёта для решения ударных задач практически всегда ухудшает его скоростные и маневренные характеристики (в качестве примера могу предложить отечественный многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34, максимальная скорость которого снизилась до 1900 км/ч, в сравнении с 2500 км/ч истребителя Су-27, на основе которого Су-34 был создан). Не будем так же забывать про "бюджетность" всей программы F-35. Как мог бы выглядеть НЕ бюджетный американский истребитель-бомбардировщик понятно по проектным характеристикам так и не созданного на основе истребителя F-22A истребителя-бомбардировщика FB-22, у которого планировалась крейсерская сверхзвуковая скорость М=1.5 и боевой радиус без дозаправки до 2500 км.

Посредственные ЛТХ F-35 вполне предсказуемы, ведь создавался он отнюдь не для достижения победы в ближнем маневренном воздушном бою. Согласно избранной разработчиками концепции боевого применения новый американский истребитель-бомбардировщик в такие бои с истребителями противника вступать не должен. "F-35 не был оптимизирован для боевых маневров, но это не означает автоматически, что он не сможет добиться превосходства в воздухе за счет своих сильных сторон". К сильным сторонам F-35, призванным обеспечить превосходство этого самолёта над истребителями поколения 4+/4++, традиционно относят радиолокационную малозаметность, и авионику, должные обеспечить для F-35 преимущество "первого выстрела" в воздушном бою.

Тему авионики F-35 я недавно затрагивал написав о его комплексе РЭБ. Да, и тут заметен бюджетный подход - стоимость комплекса AN/ASQ-239 Barracuda, как утверждается в одной из рекламных брошюр корпорации Lockheed Martin, составляет лишь четверть от стоимости прототипа, комплекса AN/ALR-94 самолёта F-22A. Но речь сейчас о другом.

Как известно любой компьютер без предназначенных для него программ превращается в бесполезный набор металлических и полупроводниковых деталей. Без программного обеспечения авионика современного самолёта бесполезна. О разработке бортового программного обеспечении для самолёта F-35 сейчас и пойдёт речь. Начну пожалуй издали.

Стоит отметить что программы для авиационных бортовых компьютеров, как и сами бортовые цифровые электронные вычислительные машины появились в 50-е годы XX-го века. Программы для первых бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) писались в машинных кодах, что чрезвычайно удорожало стоимость проектов, изобиловавших вдобавок множеством ошибок. Для создания ПО для БЦВМ, программистам нужны были более мощные и эффективные средства разработки чем язык ассемблера.

Первым языком высокого уровня оптимизированным для написания программ авиационных БЦВМ стал созданный в 1959-м году на основе языка ALGOL 58, впервые применённый в 1960-м, язык JOVIAL. JOVIAL использовался ВВС США с начала 60-х (смотреть АСУ САК ВВС США 465L) и был стандартизирован в 1973-м (MIL-STD-1589). В БРЭО практически всех американских военных самолётов поступивших на вооружение с 70-х по 90-е годы широко использовались программы написанные на JOVIAL. К примеру именно на JOVIAL были написаны программы для БРЛС AN/APG-70, AN/APG-71 и AN/APG-73 самолетов F-15E, F-14D и F/A-18С/D (а так же F/A-18E/F Block 1).

Вторым широко использовавшимся для создания бортового ПО языком высокого уровня, стандартизированным МО США в 1983-м году, стал язык Ада (Ada). Об нём стоит поговорить подробнее, потому что сегодня этот язык (и его подмножество SPARK) выступает в качестве языка программирования "первой линии" при создании высоконадёжного ПО для систем управления функционирующих в реальном времени, как военных так и гражданских, в том числе ПО для авиационных систем управления. По ссылке можно посмотреть на далеко не полный список программных систем при создании которых использован язык Ada - ПО для космических аппаратов и ракет-носителей, самолётов, систем управления воздушным движением и железнодорожным движением, КП ПВО... От малого, до огромного - от программного обеспечения для ИК ГСН ракеты "воздух-воздух" AIM-9X, до программного обеспечения для крупнейшего в мире пассажирского авиалайнера Airbus A380 и европейской системы управления движением поездов ETCS.

В чем причина столь широкого применения языка Ada при разработке ПО для систем военного назначения, управления транспортом и аэрокосмических применений? Кроме той причины что язык был избран в качестве стандартного МО США (ANSI/MIL-STD-1815A-1983)? Дело в том что надёжность функционирования создаваемого с помощью Ada ПО была главной парадигмой разработчиков этого языка:

"Основное назначение языка программирования Ада - разработка больших программных систем реального времени для встроенных компьютерных систем. Это, конечно, не исключает его использования при решении задач вычислительного характера, параллельной обработки, системного программирования и т.д. Более того, язык Ада часто рассматривают как язык общего назначения. Основное требование к программному обеспечению для встроенных компьютеров - это надежность. Именно поэтому в язык Ада введен целый ряд средств, направленных на разработку больших, сверхбольших и одновременно надежных программных комплексов." "Ада - язык разработки больших программных комплексов реального времени" "Открытые системы " № 06 1996 г.

"Перечислим некоторые причины, благодаря которым язык Ада был выбран для реализации программных проектов различными компаниями, либо сделан обязательным для использования в рамках тендеров.

- Желание повысить надежность разрабатываемой системы, так как программные дефекты могут иметь серьезные последствия для здоровья людей, экономики, экологии и т.п. (Ада обладает встроенными средствами обеспечения надежности).
- Желание снизить стоимость разработки и сопровождения системы.
- Наличие международных стандартов и наличие компиляторов языка практически для любой платформы.
- Преимущества дисциплинированного подхода к разработке программного обеспечения, которые становятся особенно существенными по мере увеличения объема и сложности программного обеспечения."

[...]

При проведении сравнительных анализов популярных языков переломано столько копий, что сегодня эту тему часто относят к разряду «религиозных войн». Поэтому ограничимся лишь ссылкой на известную статью [2], в которой делается ряд красноречивых выводов.

- Разработка программ на языке Ада обходится на 60% дешевле аналогичных программных проектов, реализуемых на Си.
- Программа на языке Ада имеет в 9 раз меньше дефектов, чем программа на Си; программа на Си++ имеет еще более низкие, чем программа Си, характеристики.
- предпочтительнее Си как для опытных, так и для неопытных программистов, а также для программистов, имеющих как максимальный, так и минимальный рейтинг в своей группе.
- Трудоемкость изучения языка Ада не выше трудоемкости изучения Си.
- Программы на Аде более надежны, чем программы на Си.

В качестве иллюстрации этих выводов, приведем пример разработки бортового программного обеспечения самолета C-130J в соответствии с требованиями Уровня А стандарта DO-178B [3]. При этом констатировалось качество кода, в 10 раз превышающее среднее для программного обеспечения Уровня А. Производительность труда выросла вчетверо относительно сопоставимых программных проектов." "Язык Ада - двадцать лет спустя" "Открытые системы" № 10 2003 г.

[2] - Stephen Zeigler, Comparing Development Costs of C and Ada. http://www.adaic.com/whyada/ada-vs-c/cada_art.html
[3] - P. Amey, Correctness by Construction: Better Can Also be Cheaper. CROSSTALK: Journal of Defense Software Engineering, March, 2002.

"В качестве "родителя" для Ады куратор проекта по разработке этого языка Жан Ишбиа выбрал Паскаль. В итоге язык получился очень строгим - более строгой типизации нет ни в одном другом языке программирования. А ещё благодаря этому тексты программ легко читаемы.

[...]

К сожалению, обратная сторона медали - это многословность Ады. На стойких адептов C/C++ она действует, словно красная тряпка на быка. Однако стиль программирования, в который Ада деспотично "вгоняет" программиста, способствует резкому снижению времени, нужного для отладки программы. Благодаря строгой типизации, явному объявлению всех используемых переменных и модулей, мощному механизму обработки исключений Ада даёт возможность (можно даже сказать, навязывает) писать максимально надёжные программы. Нельзя сказать, что средства для работы с исключениями отсутствуют в С++, а Паскаль - язык с нестрогой типизацией. Однако почему-то Ада сокращает время отладки программ на 60%, увеличивая при этом среднее время написания проекта всего лишь на 10%. Думаю, посчитать чистую разницу несложно. А поскольку отладка C/C++-проектов нередко занимает до двух третей общего времени разработки, экономия получается существенная." "Леди Ада" "Компьютерные вести" ноябрь 2006 г.

Что ж, думаю разговор о достоинствах (с упоминанием некоторых недостатков) языка Ada можно закончить, и вернуться к нашим баранам теме, обозначенной в заголовке. Дело в том, что основными языками программирования выбранными для создания ПО самолёта F-35 оказались языки C (Си) и С++.

BhAVY.jpg

Рис 2. Доля языков программирования при написании ПО F-35. 53% C, 35% C++, 7% ассемблер, 5% Ada 83, менее 1% другие

ТАДАМ!!

В отличие от подавляющего большинства современных американских авиационных проектов, в том числе и от проекта разработки прототипа будущего F-35, самолёта X-35, для написания бортового ПО F-35 была выбрана не Ada, а языки C и С++. В качестве причины такого выбора англоязычная википедия указывает programmer availability, то бишь дефицит на рынке программистов способных писать на Ada к началу реализации проекта F-35. Очень небольшая часть ПО для F-35 всё же написана на Ada 83, та, что была портирована с F-22A.

С последствиями создатели F-35 борются уже несколько лет. Не смотря на выбранную тактику постепенного наращивания сложности бортового ПО (шесть этапов) начиная от версий Block 1A и 1B, через версии Block 2A, Block 2B, Block 3F, заканчивая финальной версией Block 3F (о версиях ПО F-35 можно почитать здесь) стабильной работы бортового ПО добиться не удаётся.

У коллеги afirsov хорошо описана сложившаяся к сегодняшнему дню ситуация с бортовым ПО F-35:

"Все системы работают нормально, ...ботают нормально, ...ботают нормально..."

и

"Все системы работают нормально, ...ботают нормально, ...ботают нормально..." Часть 2

Электронное устройство, попытка включения которого как правило заканчивается зависанием с необходимостью последующей перезагрузки, сдаётся покупателем назад в магазин с последующим возвратом денег или заменой на аналог. Увы для Пентагона, такой "гаджет" как F-35 "вернуть в магазин" и получить деньги назад, невозможно.

С учётом всего написанного выше я будут очень удивлён если финальная версия бортового ПО F-35 Block 3F будет доведена до относительно работоспособного состояния ранее 2020-х годов.

Спасибо за внимание!

P.S. Бортовое ПО F-22A было написано на стандартизированном в 1983 г. языке Ada 83. В стандарте 1995 года (Ada 95) в язык были добавлены базовые средства объектно-ориентированного программирования. В стандарте 2005 года (Ada 2005) эти средства были дополнены, поэтому современная Ада — объектно-ориентированный язык программирования. В стандарт 2012 года, который на сегодня является новейшим, в язык были введены средства контрактного программирования. Новейшим стандартом языка SPARK является SPARK 2014.

http://ak-12.livejournal.com/53032.html
 
Сверху