Berliner Zeitung Германия
09 ноября 2022 16:44
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ
Специалист по продажам химиндустрии в Берлине: "То, что сейчас происходит, внушает мне страх"
Корреспондент Berliner Zeitung поговорила с сотрудником немецкого химзавода и ужаснулась
Германии грозит будущее без промышленности, сказал корреспонденту Berliner Zeitung сотрудник немецкого химического предприятия. Из-за высоких цен на газ и электроэнергию прекращается выпуск жизненно важных продуктов химической промышленности. Во всем виноваты санкции, отмечает он.
Франк Н. из берлинского района Кёпеник зарабатывает хорошо, но все равно беспокоится о будущем своей отрасли и немецкой промышленности в целом. В этой статье пойдет речь о его настроениях.
Призрак деиндустриализации бродит по Германии. Недавно Всеобщая ассоциация алюминиевой промышленности Германии предупредила, что и эта ключевая отрасль исчезнет в стране, если федеральное правительство быстро не изменит свою энергетическую политику. Такая же судьба может грозить химической промышленности. Лишь дилетанта не испугает подобная опасность: конечные потребители редко покупают химикаты, но эти вещества жизненно необходимы многим отраслям.
Газета Berliner Zeitung получает множество писем от озабоченных берлинцев, в которых они пишут, как энергетический кризис может сказаться на сферах их деятельности. "Я не хочу сеять панику, но то, что сейчас происходит, вселяет в меня страх", — пишет Франк Н. из берлинского района Кёпеник, работающий продавцом на одной из берлинских оптовых баз химических продуктов (названия предприятия редакции известно). Франку 58 лет, в своей отрасли он трудится уже 19 лет и за это время накопил значительный профессиональный опыт. Сейчас он крайне озабочен, но даже не своим собственным будущим. Он переживает за всю химическую промышленность Германии — да так, что сердце болит.
В наших беседах он рассказал следующее:
Наша фирма торгует базовыми и специальными химикатами, мы снабжаем очистительные сооружения, теплоэлектростанции, больницы, продовольственные предприятия, сталелитейные заводы — то есть системообразующие отрасли. Кроме того, у нас есть клиенты среди изготовителей печатных плат, в гальванотехнических предприятиях и в типографиях.
Все они работают с химикатами: при обработке питьевой воды, очистке труб, работе со стоками, которые прежде чем отправить их в канализацию, необходимо обработать и иногда подвергнуть флокуляции. Наши поставщики — такие крупные производители, как BASF, Covestro, DOW, SKW Piesteritz и другие. В работе я воспринимают себя как друга, помощника и посредника между нашей внутренней службой, с одной стороны, и транспортниками с логистиками — с другой. Порой приходится выступать в роли "пожарного", прилагающего все силы, чтобы наши клиенты в срок получили заказанные товары.
"Мне не нужны такие подарки и меры успокоения"
Почему я все это рассказываю? До конца 2019 года мы без всяких проблем закупали и продавали всевозможные продукты. Но сейчас моя работа связана с множеством страхов. Эти страхи не иррациональные, а вполне оправданные. Я не боюсь за себя или за мою фирму, потому что со мной и фирмой экономически все в порядке. Государство намерено помочь нам, тормозя немного неизбежный рост цен на газ и электроэнергию. Но правильно ли просто дарить деньги каждому гражданину? Независимо от того, хорошо у него идут дела или плохо? Вероятно, правительство исходит из того, что мы удовлетворимся этими "вертолетными" деньгами и заткнемся-успокоимся. Но мне лично такие "подарки" и "меры успокоения" не нужны.
Потому что я боюсь деиндустриализации Германии. Я мог бы расслабиться и спокойно выжидать, но именно этого я делать не могу и не хочу! Мы находимся сейчас в общеевропейском кризисе, связанном с сочетанием коронавируса, климата, военных проблем и энергетических. Опасения за нашу отрасль, где мы проработали всю жизнь, не исчезнут от пары государственных субсидий. Высокие цены на энергию давят в особенности на малые и средние предприятия.
"Планировать что-то вообще невозможно"
Оптовая торговля химикатами страдает сейчас от задержек в поставках и от опасности, что любая договоренность о поставке, заключенная в этом году, вдруг потеряет силу из-за сложившихся кризисных условий. Почти все старые контракты о поставках были аннулированы поставщиками, а цены взлетели до небес. Поэтому какое-либо планирование, в особенности долгосрочное, вообще невозможно. Клиенты больше не в состоянии планировать свои бюджеты. Производственное планирование, в частности в продовольственной сфере, осуществлять трудно или вообще невозможно. Возникают перебои в снабжении, так как цены постоянно повышаются.
При таком росте цен жилищное строительство в Берлине застопорится в кратко- и среднесрочной перспективе. А то и подорожает настолько, что в конечном итоге строить будут меньше. Вполне возможно также, что в супермаркетах из-за отсутствия химикатов для транспорта опустеют полки. Не поступают удобрения из России и Украины. Собственное производство аммиака также под угрозой. Остановка производства на SKW Piesteritz, предприятии, производящем аммиак, — один из примеров тому.
А ведь аммиак — основа производства азотных удобрений. Если нет аммиака, то нет удобрений, нет мочевины, нет азотной кислоты, отсутствует огромная линейка добавок для клеев, смол, меланина, металлопокрытий, хладагентов. Мало того, вскоре забьют тревогу пивовары, изготовители минеральной воды, бойни и производители продовольствия. У них не будет углекислого газа, важного побочного продукта производства аммиака. Кроме того, есть проблемы со снабжением угольной кислотой. Все это вызывает неуверенность наших клиентов. Что будет дальше, неясно, а многие вообще не видят никаких позитивных перспектив в будущем.
"Самая большая проблема — подчас десятикратное увеличение цен"
У нашей фирмы уже возникают трудности с поставками. Но самая большая проблема — это подчас десятикратное увеличение цен на химикаты, в производстве которых доля затрат на энергию в общей структуре расходов особенно высока. Новые цены мы вынуждены перекладывать на наших клиентов. А производство у наших клиентов останавливать нельзя, поэтому они вынуждены мириться и с такими ценами.
К сожалению, мы не можем снабжать всех клиентов и постоянно сидим на телефоне, чтобы найти последние возможности для снабжения тех, кто остался нам верен. Поэтому мы отказались от 90 процентов новых клиентов и вынуждены отвечать отказом на новые запросы. Вот так работает вызванное санкциями повышение цен на энергию.
Мы опасаемся также в средне- и долгосрочной перспективе дефицита рабочих и квалифицированных специалистов в химической промышленности. Нехватку специалистов мы ощущаем и в торговле. Кто хочет сегодня работать на производстве? Кому понравится трудиться в три или четыре смены?
Если из-за постоянно растущих цен на энергию и нестабильно работающих цепочек поставок некоторые наши поставщики прекратят производство, если будет не хватать трихлорида железа, соляной кислоты и перекиси водорода (без этих продуктов не могут обходиться наши клиенты, занимающиеся санацией и очисткой грунтовых вод или изготовлением печатных плат), то обработка сточных вод станет невозможной, как и процессы, связанные с техникой травления.
В молочной промышленности используют раствор едкого натрия, соляную или же азотную кислоту для очистки трубопроводов от бактерий и отложений. В противном случае трубы покрываются известковым налетом, загрязняются, в них образуются бактерии. Если производство будет остановлено на две-три недели, то очистить трубу от бактерий будет очень непросто. А в больших водоочистных установках вскоре станет невозможным проводить флокуляцию и дальнейшую обработку стоков, потому что поставки трихлорида железа практически прекратились.
Еще один пример: во многих производственных помещениях и в офисах установлены кондиционеры, для работы которых требуется перекись водорода. В кондиционерах также могут расплодиться бактерии. Излишне говорить, сколько людей ежегодно заражаются мультирезистентными бактериями и насколько опасны такие инфекции для здоровья.
"Нужна ли нам новая зависимость от Китая?"
Мой страх перед деиндустриализацией Германии связан еще и с тем, что немецкая химическая промышленность с ее высокими производственными расходами постепенно утрачивает конкурентоспособность. Теперь один теоретический вопрос: что будет, если большие акционерные концерны, такие как BASF или Covestro, поймут, что, импортируя сырье, они могут хорошо зарабатывать и несмотря на высокие цены на энергию получать настолько высокую прибыль, что полностью утратят интерес к собственному производству в Германии?
Импортируемое сырье не понизит цены. А собственное производство может дать нам возможность вновь поставлять по нормальным ценам и в достаточном количестве базовые химикаты, которые по большей части являются побочными продуктами или даже отбросами некоторых производств.
Политики должны, наконец, понять: если наша химическая промышленность встанет, то в самом скором времени остановятся целые отрасли, которые не могут обойтись без таких важных продуктов, как раствор едкого натра, триоксид железа, азотная кислота, аммиак и соляная кислота. Эти химикаты необходимы каждый день для обработки воды и стоков, для дезинфекции и уборки. Пока не будет налажен импорт, пройдет какое-то время. А люди у нас потеряют работу, Германия станет еще более зависимой от других стран, от таких поставщиков, как Китай. Нужна ли нам новая зависимость от Китая?
Снабжение химической промышленности должно быть обеспечено. Но создается впечатление, что решение проблемы откладывают на потом или что эта проблема вообще еще не осознана. Было бы намного разумнее вкладывать деньги в энергообеспечение производителей, чтобы гарантировать надежное функционирование производства. Нам всем пошло бы на пользу, если бы проблемы решались в корне, а не просто устранялись их последствия. Ассоциация химической промышленности еще в 2012 году в письме к тогдашнему правительству Ангелы Меркель указывала на опасность высоких расходов на энергию для химической промышленности земли Северный Рейн-Вестфалия. Потому что если разорится наша химическая промышленность, это неизбежно нанесет удар и по качеству жизни, и по элементарному и благосостоянию (вплоть до потребности есть, пить и иметь крышу над головой) во всей Германии.
Если в среднесрочной перспективе малые и средние фирмы, даже не объявляя о неплатежеспособности, сразу будут закрывать свои предприятия, так как для них больше не будет иметь смысла заниматься изготовлением своих продуктов, если цены продолжат повышаться, то что произойдет тогда? Я даже думать об этом не хочу.
===============================
© Людмила Котлярова (Liudmila Kotlyarova)
https://inosmi.ru/20221109/krizis-257654396.html