The Economist: Проблемы Volkswagen иллюстрируют ползучую деиндустриализацию Германии.
▪️Призрак деиндустриализации уже давно преследует Германию. Начало боевых действий России и Украины в 2022 году привело к резкому росту цен на энергоносители. Экономика крупнейшего торгового партнера Германии, Китая, замедлилась. Китайские автопроизводители, будучи конкурентами, представляют собой серьёзную проблему для крупнейшего европейского автопроизводителя Volkswagen (VW).
▪️Теперь эта угроза выглядит пугающе реальной. «Признаки деиндустриализации становятся все более явными», — предупредил 29 октября глава Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK) Мартин Ванслебен.
▪️Самый тревожный знак появился накануне, когда Даниэла Кавалло, главный чиновник, представляющий интересы рабочих VW, заявила, что компания закроет как минимум три завода в Германии, сократит десятки тысяч рабочих мест (по слухам, 30 000) и урежет зарплату на 10 % (для некоторых - на 18 %).
▪️Боссы VW, которые уже несколько недель ведут переговоры с представителями профсоюзов, пока не подтвердили эту информацию. Но если закрытие заводов действительно произойдет, оно станет первым для 87-летнего автопроизводителя в его родной стране. 30 октября VW сообщил о падении чистой прибыли в третьем квартале на 64% в годовом исчислении, что в основном объясняется слабыми продажами автомобилей в Китае.
▪️Это произошло после нескольких месяцев таких же леденящих душу новостей. В феврале компания Miele, производитель бытовой техники, заявила, что перенесет часть производства в Польшу. Это затронет 700 рабочих мест в Гютерслохе (Северный Рейн-Вестфалия), где располагается штаб-квартира 125-летнего семейного предприятия.
▪️ Continental, поставщик для автомобилей, сокращает 7000 рабочих мест и закрывает предприятия. Michelin, французский производитель шин, сокращает 1500 рабочих мест в Германии и закрывает заводы. А в июле ZF Friedrichshafen, другой немецкий поставщик для автомобилей, заявил, что к 2028 году он сократит 14 000 рабочих мест.
▪️Новое исследование, проведенное DIHK Ванслебена, изобилует пугающими цифрами. В нем говорится, что треть всех компаний и две пятых промышленных предприятий планируют сократить инвестиции в Германию. Лишь 19 % промышленных фирм оценивают свое текущее положение как «хорошее», а 35 % — как «плохое». Такой пессимизм напоминает Ванслебену о тяжелом кризисе 2002–2003 годов. Тогдашнее правительство ответило на него «Повесткой дня 2010», пакетом успешных либерализующих реформ.
▪️В начале этого года Мориц Шуларик, глава исследовательского института мировой экономики в Киле, предсказал, что только кризис на крупном автопроизводителе сможет убедить сегодняшнюю правящую коалицию в том, что Германия не может продолжать придерживаться старой экономической модели, основанной на производстве. «Возможно, проблемы VW наконец-то стали тем звонком, которого мы ждали», — говорит сейчас Шуларик.
▪️Возможно, а возможно, и нет. 29 октября канцлер Олаф Шольц провел «саммит», на котором обсуждались способы облегчения проблем промышленности с высокопоставленными представителями бизнеса, включая Оливера Блюме, босса VW, глав Siemens и BASF, гигантов машиностроения и химической промышленности, а также профсоюзных лидеров.
▪️О том, что обсуждалось, известно немного, кроме помощи в решении проблемы высоких цен на электроэнергию и плана по сокращению бюрократических проволочек путем отказа от закона, обязывающего крупные компании следить за тем, чтобы их поставщики по всему миру соответствовали стандартам в области прав человека и охраны окружающей среды.
▪️Можно было бы сделать и больше, например, способствовать декарбонизации и цифровизации. Однако правящая коалиция, состоящая из социал-демократов, «зеленых» и либеральных свободных демократов Шольца, настолько неблагополучна, что сомнительно, что она сможет сделать что-то значительное.
===============
©