Бывший министр финансов России Алексей Кудрин и экономист Евсей Гурвич утверждают, что российскую экономику не получится восстановить при помощи исключительно денежно-кредитных и бюджетных мер. Даже слабые институты — это второстепенная задача. Причина всех бед России — это ослабление рыночных сил и подавление конкуренции, а это значит, что Россию нельзя считать полноценной рыночной экономикой. Расширение влияния государства означает, что, хотя в России больше не существует Госплана, господствующие позиции в ее экономике занимают квази-государственные компании, чьи доходы зависят не от их экономической эффективности, а от политических контактов. Искаженные стимулы, а также коррупция и отсутствие защиты прав собственников привели к уходу самых эффективных компаний с рынка, укрепив позиции паразитирующих и плохо управляемых государственных фирм. И падение цен на нефть лишь обнаружило эти пороки, а вовсе не вызвало их.
Как объясняют г-н Кудрин и г-н Гурвич, стремительный рост экономики России с 1998 по 2008 гг. был обусловлен легкими доходами, полученными в результате роста цен на нефть и дешевых кредитов. Это подстегнуло потребление, которое обеспечивалось за счет импорта и увеличения объемов отечественного производства. Правительство занималось распределением доходов, вместо того чтобы реструктуризировать и модернизировать экономику. Частные компании и Кремль сделали выбор в пользу быстрых доходов, а не долгосрочных инвестиций. Даже в 2009 году главной целью правительства было минимизировать политические последствия финансового кризиса, а вовсе не сделать экономику более конкурентоспособной
Единственный выход для России в сложившейся ситуации — это реструктуризация экономики с целью восстановления роли рынков. 25 лет назад такой переход стал возможным благодаря распаду Советского Союза и переменам в Кремле. Г-н Кудрин пытается донести до г-на Путина, что такой переход вполне возможно совершить в рамках его президентского срока, но с другим правительством. Но г-н Путин непреклонен. Пока он оценивает возможные варианты действий, экономика России продолжает катиться в пропасть — независимо от того, что говорит телевидение.