Окончание и сшивка 3-й главы.
3. Король.
Сведения о том, что на Юге что-то назревает, приходили ко мне уже давно. Что эльфы вымирают на глазах, а кентавры, напротив, резко расплодились, что огры начали сбиваться в группы, а орки все чаще носят шлемы, что появились неведомые колдуны, способные выжигать сразу целые стойбища и создавать настоящие отряды из нелюдей – это я знал уже десять лет назад. Тогда же я научился молиться Всевыщнему об отсрочке этой напасти, чтобы Он дал нам время подготовиться. И до сих пор он слышал мои просьбы. Но, очевидно, Его терпение иссякло, а наше время подошло. Ну что же, будем драться. И уже хорошо, что кончилось время томительного ожидания, появилась ясность.
То, что Войско выступило в сторону Страны Людей, я узнал через день, от наших бесценных подземных друзей-покровителей. Они же рассказали мне о новых нравах и привычках вошедших в Войско нелюдей. И эта информация также не доставила мне ни малейшего удовольствия: и степные скотоводы кентавры, и неплохие земледельцы и рыболовы орки, и охотники на медведей и оленей огры в своем питании дружно перешли на мясо сначала эльфов, а теперь – и людей. Так что иллюзий по поводу судьбы Посольства у меня не было – была лишь надежда на то, что хоть один уцелеет и расскажет мне – что же этому Вождю надо. И эта надежда оправдалась. По воле самого Вождя. Это тоже надо обдумать.
Пока гонцы скакали во все концы Страны Людей, поднимая Полки и графское ополчение, я связался с послами сопредельных человечьих стран. Голуби прилетели на следующий день и ничего неожиданного не принесли. Да, нам сочувствуют. Да, поднимают свои армии и ополчения. Но объединяться для совместного отпора и тем более предоставлять войска нам не собираются – не их это забота. Зато зашевелились мои графы. Как же, в Пармонте погиб граф Кедрии со всей семьей, свободный графский манор! До прямых просьб насчет брата-сына-племянника пока не дошло, но интриги уже идут полным ходом. Нашли время, кретины! И так все на волоске висит, в Канцелярии уже забыли, когда спали – а они еще и отвлекают!
За текущими делами пришли сведения и от Коннетабля. И с гномами о помощи он договорился (а на мои намеки ведь промолчали, заразы бородатые), и Полки уже в движении, и сам он в пути. Хоть где-то все в порядке! Интересно, что будет представлять из себя эта помощь? Склады со Специальными Запасами были заполнены еще год назад, ничего нового там нет. Секрет изготовления пороха они нам так и не передали (а парочка секретных мастерских в удаленных местах на воздух взлетела, причем со всеми алхимиками и мастеровыми – уж не гномы ли постарались?). А с имеющимся порохом ничего более мощного, чем пистоль, изготовить не удается – ствол разрывает. Так что еще одна непонятка (Мало мне их!). Впрочем, гномы хоть и темнилы, но еще никогда не обманывают. Так что будем ждать.
Пришли сообщения из 5-го департамента Канцелярии. Паники в общем нет, население сохраняет спокойствие. Понятное дело, разговоры идут самые разные, но призывы бросить все и бежать были замечены только около границ Кедрии. И дальше призывов не пошло, чему способствовал разбитый недалеко лагерь одного из Полков. Солдатам и Королю пока что верят, дай Всевышний оправдать. Зато зашевелились провинциальные дворянчики. Думают, что если война, то не до них. Кто у соседа кусок земли отрезать норовит, кто заставу на своей дороге поставит и поборы устраивает, а кто и дружину под шумок увеличивает. Понятное дело, Короля и Отечество защищать. За четыре графства от ближайшего врага...
Городское купечество и мещанство - вот кто на высоте! Пожертвования делают: деньгами, продовольствием, фуражом. Оружие, доспехи в Ратуши несут, в ополчение записываются. Городские стены срочно чинят, рвы углубляют. Понимают, что если что не так - спасения не будет. Что значит грамотные люди, а не крестьянство темное. Но кое-где уже есть разговоры, что нынешняя Династия Всевышнего прогневала, отсюда и напасть. Правда, кандидатуры на замену пока что не возникают. Понимают, чем кончится. Сейчас это безобразие подпадет под "Злостное распространение нелепых слухов", и занимается этим Градский Сыск. Отнюдь не светочи всепрощения и искать умеют, но для них убийства и разбои важнее каких-то слухов. А когда звучит имя - это уже "Покушение на узурпацию", и к розыску сразу подключается Тайная Гвардия. В народе о ней стараются не упоминать, но все точно знают - эти найдут. Всех и везде. И званий-титулов пугаться привычки не имеют, а уж простых исполнителей... В общем, замешанным лучше самим придти, а остальным держаться подальше.
Разбойники зашевелились, прохожих грабят и убивают, на деревни налеты устраивают, даже на моих Гонцов нападают. Дезертирство из Полков началось, пока что незначительное. Но признак плохой.
Пришлось собирать Малый Совет. Решили: обнаглевшим дворянам разослать вразумляющие Именные Грамоты с описанием возможных последствий; тем дворянам (особенно баронам с дружинами), что успели слишком много наворотить или наболтать - дать возможность искупить и продемонстрировать верность Королю посредством уничтожения разбойников собственными дружинами (когда человек делом занят - болтать и дурить некогда); а в городах, где шептуны завелись, устроить лагеря для сбора добровольцев в ополчение с кормежкой за счет города (а в других - за счет Казны) и разъяснить причину соответствующими Указами; дезертиров же вешать на месте обнаружения, затем отрубать головы, засаливать их и выставлять на кольях в расположениях Полков, а их семьи со всем имуществом объявлять собственностью Короля и брать под арест. Нельзя слабину давать, не время. Лучше потом, после войны амнистию объявлю. Если доживем.
Затем новая проблема объявилась - степняки близь границ зашевелились. Пока решили. что пограничные бароны справятся, им привычно. На всякий случай и туда направили несколько Именных Грамот с толмачами, чтобы разъяснили: нас разобьют - и они не отсидятся! Но ополчения с тех баронств ожидать уже не придется, а ведь самые боеспособные...
Королева приходила, испросила официальную аудиенцию. Пришлось принять: была при полном параде, с мажордомом, статс-дамой и фрейлинами. Пожертвовала на одоление врага свой большой изумрудный гарнитур, привезенный с приданным. Любимый, между прочим: по любому случаю одеть норовила. Такой вот повод нашла, чтобы с собственным мужем встретится... У меня аж слезы на глаза навернулись. У нее - тоже, но держалась твердо, уверенно. Спрашивала, что сделать да чем помочь может. Отвечал официально, что главное ее дело - Наследника и остальных детей уберечь, посему в Столице остается как в самом сильном городе с самым сильным гарнизоном. Ну и не удержался - велел запасы перевязочного полотна и корпии создавать и в Полки направлять. Женщина все-таки, тряпки ей ближе. Согласилась, и по голосу понял - в лепешку разобьется, ночами спать не будет, всех на уши поставит - а сделает. Порода такая: ее предки, которые 200 лет Вальцией правили, гордится должны.
Король вздохнул и вылез из-за стола, чтобы хоть немного размять затекшие плечи и поясницу. Вспомнились детские мечты, когда молодым наследником он мечтал о войнах (непременно победоносных), о походах и сражениях, о том, как он во главе армии (обязательно в алом плаще, на белом коне и с сверкающим мечом в руках) лично громит и обращает в бегство врага. Мечты, мечты... А тут днями и ночами из за стола не вылезаешь, от пера уже мозоль и в сортир сходить некогда. И так день за днем. И не ты один - вся Канцелярия также, от Канцлера до последнего писаря. Король-писарь, подумать только! Прапрадед в фамильном склепе в гробу ворочается и прадедушке на нынешнюю молодежь жалуется. А вот отец меня бы понял. Он сам уже за столом больше времени проводил, чем во всех походах, на охотах и балах вместе взятых. И меня приучил. Так и помню его слова: "Перо, сын мой, по нынешним временам есть самое страшное оружие. Или ты овладеешь им, или оно убьет тебя!". Спасибо, научил обращаться. И соправителем сделал, и корону в свои 70 лет передал, и до конца своих дней советом помогал. И умер своей смертью, со всеми близкими попрощавшись, до самого конца в сознании и светлом уме пребывая. Спасибо, отец!
Проделав ряд разминочных упражнений и вылив на голову кувшин воды, Король уселся обратно. Отправил в Казну изумрудный гарнитур и личным приказом о продаже (если даст Всевышний, подарю не хуже), рассмотрел несколько личных прошений графов, сообщавших о своем прибытии в Столицу и о своей готовности приложить все силы рад одоления противника (Надо же, все графы поголовно собрались в Столице со свитами, чадами и домочадцами! Дедушка бы заподозрил подготовку к перевороту, а сейчас - нормальное явление.), и углубился в обширный доклад о настроениях населения Страны Людей. Разумеется, составленный соответствующим департаментом экстракт прилагался, но в такие дела Король предпочитал вникать подробно. А затем другой свиток, третий... Работал, не отрываясь. Курьеры бесшумно вбегали в Кабинет, забирали подписанные бумаги и наваливали, наваливали, наваливали новые... И вдруг случилось чудо! Поставив резолюцию на отказе в помиловании членов шайки разбойников, напавших на Особый Склад и убивших капрала и двух солдат охраны, Король увидел, что больше бумаг, ожидающих личную подпись, нет! Вбежавший курьер подтвердил, что остались бумаги только со статусом "Вниманию Канцлера" и ниже! И сразу после доклада курьера во дворе раздался рев труб и в Кабинет вбежал камер-лакей. Прибыл Коннетабль! Ну что же, Король свою задачу выполнил, теперь твоя очередь. А выполнил ли? Пожалуй, Коннетабля ожидает некоторый сюрприз...