История России

Rand0m

Активный участник
Халхин-Гол: кульминация

20 августа 1939 года, после долгой и тщательной подготовки советско-монгольские войска начали решающую наступательную операцию по окружению и уничтожению японской группировки на восточном берегу Халхин-Гола.

В 5.45 утра по японским позициям нанесли удар 150 бомбардировщиков под прикрытием 144 истребителей. СБ бомбили прицельно, с высот от 2500 до 3000 метров, так как многочисленный и надежный истребительный эскорт позволял им не опасаться вражеских перехватчиков, а специальные штурмовые группы И-16 общей численностью 46 самолетов подавили огонь зенитных батарей. Во время налета ни один японский истребитель над полем боя так и не появился.
В 6.15 началась артиллерийская подготовка, которая продолжалась три часа. За 15 минут до ее окончания нанесла удар вторая волна бомбардировщиков. 52 СБ в сопровождении 162 истребителей снова отбомбились по японским укреплениям.
В этот раз японские истребители попытались воспрепятствовать авиаудару. Некоторым из них удалось прорваться к бомбардировщикам и повредить три самолета, однако все экипажи СБ вернулись на свои аэродромы. Пилоты "ишаков", защищая бомбардировщики, сбили два Ки-27. Во второй половине дня состоялся еще один бой, в котором впервые участвовала экспериментальная группа И-16, вооруженная реактивными снарядами РС-82. Эта группа из пяти машин под командованием капитана Звонарева прибыла на фронт 16 августа и была включена в состав 22-го ИАП. 20 августа состоялось ее боевое крещение. В первом же бою "ракетоносцы", согласно докладам пилотов, сбили на встречных курсах два японских самолета.
Тем временем, сразу по окончании артподготовки под торжественные аккорды "Интернационала", зазвучавшие из нескольких мощных репродукторов, установленных прямо на передовой, пошла в атаку советская пехота и танки. Эффект от артиллерийских и воздушных ударов был столь силен, что уцелевшие японские орудия смогли открыть огонь только спустя полтора часа.
Вечером того же дня наши летчики провели очередную успешную штурмовку японского передового аэродрома Араи и без потерь сожгли на стоянках пять истребителей, а также - двухмоторный транспортник "Накадзима" Ки-34. Еще девять истребителей получили повреждения. После этого "визита" японцы предпочли эвакуировать уцелевшие машины из Араи на гораздо более удаленный от линии фронта аэродром Ганьчжур, что привело к снижению активности их авиации в зоне боевых действий.
Японцы признали 20 августа потерю восьми самолетов и троих летчиков, заявив в свою очередь об уничтожении в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии 33 советских истребителей и двух бомбардировщиков. Однако в реальности не было сбито ни одной нашей машины, лишь несколько самолетов получили боевые повреждения различной степени тяжести.
Всего за день на японские позиции, тыловые объекты и транспортные коммуникации было сброшено 166 тонн бомб.
21 августа наступление продолжалось. Войска 1-й армейской группы двумя охватывающими ударами с севера и с юга стремились взять в кольцо отчаянно сопротивлявшуюся японскую группировку.
Японцы же в этот день попытались нанести второй массированный авиаудар по нашим аэродромам, чтобы "вывести из игры" так сильно досаждавшую им советскую авиацию. В операции было задействовано 24 одномоторных бомбардировщика Ки-30 из 10-го и 16-го сентаев, 12 двухмоторных бомбардировщиков Ки-21 из 61-го сентая и 15 легких штурмовиков Ки-36 из 15-го сентая. Истребительный эскорт обеспечивали Ки-27 из 1-го, 11-го, 24-го и 64-го сентаев.
Первая ударная волна стартовала с рассветом. Противник был заблаговременно обнаружен постами ВНОС и советские истребители встретили нападавших уже в воздухе. В 15-20 километрах к северу от Тамсаг-Булака разгорелось воздушное сражение, в котором с нашей стороны участвовали 123 И-16 и 51 И-153, а с японской - 88 истребителей и 51 бомбардировщик.
По советским данным, в бою было сбито 13 японских самолетов. Наши потери - три И-153 из 56-го ИАП (пилоты А.И. Егоров, И.Б. Савельев и Е.И. Сидоров спаслись на парашютах), а также два И-16 из 70-го и один - из 22-го полка (летчики В.В. Загребин, М.Д. Катюгин и И.И. Панин погибли). Несколько бомбардировщиков все же прорвались к аэродрому, но только одна из сброшенных ими бомб точно поразила цель, уничтожив СБ, стоявший на краю летного поля.
Примерно через час навстречу второй волне бомбардировщиков вылетели 32 И-16 из 56-го ИАП. В этот раз японцев удалось перехватить еще над восточным берегом Халхин-Гола. Вторая группа оказалась гораздо малочисленнее первой - всего 25 машин. Наши разгромили ее, сбив без потерь три легких бомбардировщика и три истребителя.
В 14.45 58 И-16 и 11 И-153 из 22-го ИАП, вылетевшие на штурмовку, встретили еще одну группу японцев, в которой было примерно 15 одномоторных бомбардировщиков и 25 истребителей. Краснозвездные машины устремились в атаку и, по докладам пилотов, также без потерь сбили три ЛБ-97 (советское название Ки-30) и семь Ки-27.
Последний воздушный бой в за этот богатый событиями день состоялся примерно в 17.30. 52 И-16 и восемь "Чаек" из 22-го полка, также летевшие на штурмовку, встретили у самой земли, над берегами Хайластын-Гола примерно 60 самолетов противника. Наши сбили два истребителя, потеряв один И-16, в котором погиб старший лейтенант Н.Н. Дементьев.
Под вечер настала пора подводить итоги. Главный из них состоял в том, что попытка японцев перехватить инициативу закончилась полным провалом. Повторить успех, достигнутый 27 июня, им не удалось.
При отсутствии реальных достижений их надо, хотя бы, придумать. И в штабе ВВС Квантунской армии родилась депеша, согласно которой "воздушные самураи" 21 августа уничтожили на земле 18 бомбардировщиков и семь истребителей, а в воздушных боях сбили еще 58 истребителей и один СБ!
На самом деле потери советских ВВС составили 14 машин: три "Чайки", четыре И-16, один И-16П и шесть СБ, причем все бомбардировщики, кроме уничтоженного при бомбежке, были сбиты зенитным огнем. Последнее связано с тем, что 21 августа штурмовым группам истребителей, выделенным для подавления вражеских зениток, пришлось вместо этого отражать японские налеты на свои аэродромы. Кроме того, бомбардировщики, совершившие 21 августа 255 боевых вылетов, стремились повысить точность бомбометания, "работая" на малых высотах (1500-1800 метров), а это делало их уязвимыми не только для зенитной артиллерии среднего калибра, но и для 20-миллиметровых зенитных автоматов.
Собственные потери японцы, как и днем ранее, оценили в восемь самолетов (один Ки-30, один Ки-36 и шесть Ки-27). Погибло семь японских летчиков, в том числе четыре пилота истребителей: старший сержант Яги Танака из 1-го сентая, а также лейтенант Кайдзуми Ямагучи, старшие сержанты Такеси Сасаки и Торо Китамура из 64-го. Еще четверо получили ранения.
По размаху воздушных боев и количеству участвующих в них самолетов 21 августа являлось рекордным днем за всю войну. И этот день показал, что, несмотря на мастерство и храбрость японских пилотов, авиация Квантунской армии утратила господство в воздухе. В воздушной войне над Халхин-Голом наступил перелом.
DytfwA4nLkY.jpg
 

Bizon

Активный участник
Сообщения
1.199
Адрес
Киев
X2X написал(а):
Тогда какого ж …. , наши соколы в 41-м так сильно облажались?!!!
Техника была похуже да и подготовка в немецких лётчиков была тогда лучше.
 

Rand0m

Активный участник
Bizon написал(а):
Техника была похуже да и подготовка в немецких лётчиков была тогда лучше.
Какая ж техника была и какой похуже? Поконкретнее можно? А то у вас как разговор о Российском не подходит, все похуже. :-bad^ Но доказать никак не получается один треп. :-bad^

Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:

X2X написал(а):
1. У японцев техника тоже была не супер-пупер.
2. Я не о технике. Я о тактике и организации.
О какой организации речь, если в первые дни войны немцы часть аэродромов просто смели?
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
Rand0m написал(а):
А чем облажались то? Были крупные битвы в воздухе?
А, вот в этом, как раз, и облажались. Ни крупных битв, ни эффективных бомбардировок вражеских аэродромов, ни своевременного реагирования на вражеские налёты. Складывается такое впечатление, что с японцами воевали одни, а с немцами воевали совершенно другие советские лётчики.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
X2X написал(а):
А, вот в этом, как раз, и облажались. Ни крупных битв, ни эффективных бомбардировок вражеских аэродромов, ни своевременного реагирования на вражеские налёты. Складывается такое впечатление, что с японцами воевали одни, а с немцами воевали совершенно другие советские лётчики.
Немцы думали по другому, на советские авианалеты жаловались. Вы не забывайте что в Монголии сухопутные войска аэродромы не сдавали, внезапного удара не было, и, главное, одно дело организовать поддержку корпуса, другое - фронта
 

Rand0m

Активный участник
X2X написал(а):
Rand0m написал(а):
А чем облажались то? Были крупные битвы в воздухе?
А, вот в этом, как раз, и облажались. Ни крупных битв, ни эффективных бомбардировок вражеских аэродромов, ни своевременного реагирования на вражеские налёты. Складывается такое впечатление, что с японцами воевали одни, а с немцами воевали совершенно другие советские лётчики.
Ну вообще то так и было))) Войска воевавшие с япами подтянулись только к осени - зиме 41 го. Вроде как одна из причин почему смогли отстоять столицу как раз такое армейское подкрепление с восточной части страны.
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
Rand0m написал(а):
Bizon написал(а):
О какой организации речь, если в первые дни войны немцы часть аэродромов просто смели?
Первые дни – понятие растяжимое. На первый, второй и третий день – солидное количество аэродромов и значительная часть самолётов еще была в наличии. А вот эффективного организованного противодействия врагу – не было. С самого начала – сплошная бестолковщина.
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
X2X написал(а):
Первые дни – понятие растяжимое. На первый, второй и третий день – солидное количество аэродромов и значительная часть самолётов еще была в наличии. А вот эффективного организованного противодействия врагу – не было. С самого начала – сплошная бестолковщина.
Точно? :Shok: Прям сплошная? И Берлин по бестолковке бомбили, и Хельсинки, и по Констанце удар нанесли сдуру? За первую неделю войны 280 сбили 165 повредили по НЕМЕЦКИМ данным тоже случайно? :wow:
 

Bizon

Активный участник
Сообщения
1.199
Адрес
Киев
Rand0m написал(а):
Bizon написал(а):
Техника была похуже да и подготовка в немецких лётчиков была тогда лучше.
Какая ж техника была и какой похуже? Поконкретнее можно? А то у вас как разговор о Российском не подходит, все похуже. :-bad^ Но доказать никак не получается один треп. :-bad^

Добавлено спустя 3 минуты 3 секунды:

X2X написал(а):
1. У японцев техника тоже была не супер-пупер.
2. Я не о технике. Я о тактике и организации.
О какой организации речь, если в первые дни войны немцы часть аэродромов просто смели?
Ну что вам доказывать вы же ура патриот. А так сравните Messerschmitt Bf.109E с И-16.
Последний хоть и выигрывал в маневренности но скорость вообще не та, что позволяло немцам безнаказанно бум зумить врага.
 

X2X

Активный участник
Сообщения
5.658
Адрес
Россия. Северо-Запад.
дончанин написал(а):
Точно? :Shok: Прям сплошная? И Берлин по бестолковке бомбили, и Хельсинки, и по Констанце удар нанесли сдуру? За первую неделю войны 280 сбили 165 повредили по НЕМЕЦКИМ данным тоже случайно? :wow:
1. Не неточно – я ведь не Господь Бог. Заменим слово «сплошная» на слово «охренительная».
2. Ага, наипервейшая цель в эти дни – Берлин! Верх совершенства военной мысли! Морские базы и железнодорожные узлы – это так, пустячок. Берлин важнее! Бред какой-то….
3. Хельсинки-то нафига?!!
4. А, вот здесь не сдуру, а по дурацки. Результаты каковы?
5. Сколько в боях учувствовало самолётов с той и с другой стороны, каковы потери наших?
280 и 165 - такой ли должен быть результат, по расчётам?
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Rand0m написал(а):
Какая ж техника была и какой похуже? Поконкретнее можно? А то у вас как разговор о Российском не подходит, все похуже.
Вообще-то достаточно сравнить ТТХ нашего И-16 и других (И-153, И-15) и того же МЕ-109Е. Он их переигрывал по скорости, по высоте. Это показала еще Испания. А ведь новых истребителей, способных конкурировать с "Мессером" у нас было крайне мало.
Далее. Насчет налета. Перед войной ЕМНИП авиаучилища выпускали по ускоренному курсу уже не лейтенантов, а сержантов. Налет у огромного большинства молодых пилотов был значительно меньше, чем у воевавших уже 2 года немцев. Плюс "Провалы" в организации летной службы, когда на приграничных аэродромах были сосредоточены порой сразу несколько авиаполков. Все факторы вместе и дали ту ситуацию, когда наши потеряли превосходство в воздухе, что сразу сказалось на земле.
 

Rand0m

Активный участник
Bizon написал(а):
Ну что вам доказывать вы же ура патриот.
Ну сначала докажите это.
Bizon написал(а):
А так сравните Messerschmitt Bf.109E с И-16.
Последний хоть и выигрывал в маневренности но скорость вообще не та, что позволяло немцам безнаказанно бум зумить врага.
А у СССр были только И-16? Да их было много, но разве это был единственный самолет в войсках. А у немцев только Мешки?

Добавлено спустя 10 минут 22 секунды:

vlad2654 написал(а):
Вообще-то достаточно сравнить ТТХ нашего И-16 и других (И-153, И-15) и того же МЕ-109Е. Он их переигрывал по скорости, по высоте. Это показала еще Испания. А ведь новых истребителей, способных конкурировать с "Мессером" у нас было крайне мало.
Далее. Насчет налета.
Ну человек утверждает в общем, он говорит хуже, пусть и жоказывает, что в СССР не было самолетов не уступающих Мессеру в характеристиках. Хотелось бы напомнить про Миг-3, ЯК-1, Лагг-3. Покрышкин, который с самого начала войны имел склонность к схожей с немцами манере боя, очень высоко оценивал МиГ-3, на котором он начал войну. Он считал, что по комплексу характеристик МиГ превосходил тогдашние "мессеры". Единственное на что он очень жаловался - на неудачный фонарь, который невозможно было открыть при аварийном покидании самолета. Что же до вооружения МиГа, то если его сравнить с современным ему "Эмилем", то слабым оно не выглядит, а позже, когда обе стороны поняли, что фронт требует более тяжелого вооружения, МиГ стали перевооружать на два ШВАКа .
Насчет налета согласен, те же опытные летчики были в другой части страны...
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
X2X написал(а):
1. Не неточно – я ведь не Господь Бог. Заменим слово «сплошная» на слово «охренительная».
А это как? :Shok:
X2X написал(а):
2. Ага, наипервейшая цель в эти дни – Берлин! Верх совершенства военной мысли! Морские базы и железнодорожные узлы – это так, пустячок. Берлин важнее! Бред какой-то….
Так и запишем дебилы немцы, американцы, англичане всегда бомбили столицы противника с первых дней войны для снижения морального духа оного противника, и только в 21 веке гений X2X доказал что все их действия
X2X написал(а):
Бред какой-то….
X2X написал(а):
3. Хельсинки-то нафига?!!
Камрад без обид почитайте что то по теме, хотя бы Исаева для начала
X2X написал(а):
4. А, вот здесь не сдуру, а по дурацки. Результаты каковы?
Я ж и говорю - почитайте:
1 августа впервые успешно сработала советская разведка, добыв данные о замене понесшей большие потери III./JG 52 на I./LG 2. Используя это, авиации ЧФ удалось без собственных потерь нанести румынам существенный урон. Не встретив противодействия истребителей противника, 6 Пе-2 из 40-го полка в 13.30 сбросили на Констанцу 12 ФАБ-250. Прямыми попаданиями были потоплены транспорт Durostor (1309 т) и лоцманский буксир Amarilia (103 т), уничтожено одно и подожжено второе нефтехранилища. Полной неожиданностью для противника стало истребительное прикрытие бомбардировщиков: четыре И-16, которые доставила на внешней подвеске в район 40 км восточнее Констанцы пара ТБ-3 из 18-го транспортного авиаотряда.
3 августа почти все находившиеся в строю самолеты 63-й авиабригады (командир - п-к Г.И.Хатиашвили) осуществили успешный налет на Констанцу: 18 ДБ-3Ф атаковали район Южного мола, 18 СБ - Восточный мол, 6 Пе-2 - железнодорожную станцию и 5 нефтехранилищ. Задание выполнили с минимальными потерями (не вернулись 2 ДБ-3Ф и 1 СБ).
X2X написал(а):
5. Сколько в боях учувствовало самолётов с той и с другой стороны, каковы потери наших?
http://militera.lib.ru/h/schwabedissen/02.html
 

vlad2654

Модератор
Команда форума
Сообщения
15.918
Адрес
г. Ставрополь
Rand0m написал(а):
Он считал, что по комплексу характеристик МиГ превосходил тогдашние "мессеры". Единственное на что он очень жаловался - на неудачный фонарь, который невозможно было открыть при аварийном покидании самолета.
МиГ в общем-то был спроектирован как истребитель ПВО и по этим параметрам он превосходил Мессеры на голову. Вот только немцы быстро это просекли и на высоты, где было преимущество у МИГа не лезли, стараясь работать на средних высотах, где они превосходили и МИГи и старые наши самолеты.
Увы, но если бы опыт в Испании был бы должным образом востребован, в части новых машмн, возможно не было бы таких потерь в нашей авиации. Но увы, как говорят история не знает сослагательного наклонения.
Прмактически то же самое повторилось и с БТТ. Имея превосходящие на голову немецкие советские Т-34 и КВ, имели их в мизерном количестве. Огромное количество танков были или устаревшими, или не на ходу.
 

Rand0m

Активный участник
vlad2654 написал(а):
МиГ в общем-то был спроектирован как истребитель ПВО и по этим параметрам он превосходил Мессеры на голову. Вот только немцы быстро это просекли и на высоты, где было преимущество у МИГа не лезли, стараясь работать на средних высотах, где они превосходили и МИГи и старые наши самолеты.
Не то что прям превосходили (см что я писал выше про Покрышкина) да и Мигов в войсках было уже не мало, было одно, но - мало было таких летчиков как Покрышкин :-( Не освоили как следует машину эту еще и самое главное тактику ее применения, в частности к тому времени когда освоили уже могли навязывать немцам свою тактику, но все это было на крови (но это не означает, что прямо таки уступал, я о5 же упираюсь на высказывание Покрышкина).
 

дончанин

Активный участник
Сообщения
9.656
Адрес
Донецк, ДНР
vlad2654 написал(а):
МиГ в общем-то был спроектирован как истребитель ПВО и по этим параметрам он превосходил Мессеры на голову. Вот только немцы быстро это просекли и на высоты, где было преимущество у МИГа не лезли, стараясь работать на средних высотах, где они превосходили и МИГи и старые наши самолеты.
Верно это и был истребитель ПВО
vlad2654 написал(а):
Увы, но если бы опыт в Испании был бы должным образом востребован, в части новых машмн, возможно не было бы таких потерь в нашей авиации. Но увы, как говорят история не знает сослагательного наклонения.
Под испанский опыт вполне подходит семейство ЯК, до войны правда сделали мало
Для сокращения времени освоения Як-1 был запущен в массовое производство до проведения госиспытаний опытных образцов, вследствие чего имел ряд крупных дефектов, не менявших, однако, общей высокой оценки самолета.

Практически параллельное внедрение в серию самолета И-26 и его испытания внесли коррективы в планы, установленные правительством. Многочисленные доработки, изменения конструкции опытных машин в ходе испытаний влекли за собой столь же частые изменения рабочих чертежей, изготовление новой оснастки, а в некоторых случаях и переделку уже готовых узлов и агрегатов. Как лихорадило производство, можно очень отчетливо пронаблюдать на примере заводов ╧ 301, 292 НКАП, первыми приступивших к серийному выпуску И-26 (Як-1). На заводе ╧ 301 изменения в конструкцию вносились в течение всего года, причем в одни и те же детали и системы самолета по нескольку раз:

маслопроводка - 8 февраля и 15 апреля;

выхлопные патрубки - 20 февраля и 15 апреля;

установка маслорадиатора - 26 февраля, 9 и 11 апреля;

управление жалюзи маслорадиатора - 14 марта и 9 апреля;

пеногаситель - 20 марта и 11 апреля;

маслобак - 8 февраля, 10 марта и 15 апреля;

установка маслобака - 8 февраля, 20 марта и 15 апреля;

установка баллонов сжатого воздуха и кислорода - 11 февраля, 10 марта и 2 апреля.
Испанский опыт восприняли вполне себе верно даже по и-16 видно - у последних серий Ишака появились авиапушки и бронирование, выросла скорость.
 

zdobin

Активный участник
Сообщения
4.878
Адрес
Украина, Privilegiatum oppidum Ungvar
vlad2654 написал(а):
Имея превосходящие на голову немецкие советские Т-34 и КВ, имели их в мизерном количестве.
Не такое уже и мизерное более 1000 штук вместе взятых. Другое дело что распорядится ими умело не умели и не могли.
МиГ-1, ЛаГГ-1, Як-1 были равны с старыми месерами, но у войну с СССР вступила новая модификация мессера.
 
Сверху