(продолжение)
МиГ-31 — двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК „МиГ“») 1970-х годах. Впервые поднялся в воздух 16 сентября 1975 года. По данным из открытых источников, за 19 лет в нашей стране было произведено 519 истребителей МиГ-31.
Изначально истребитель предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО.
Планер самолёта МиГ-31 разработан на основе МиГ-25 по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением.
В средней части фюзеляжа находятся семь топливных баков. Топливо размещается также в четырех крыльевых и двух килевых баках.
Машину, которая на фотографии внизу расположена с левой стороны, техники в шутку разрешили называть «аккумулятором». Когда самолет находится на земле, именно от нее МиГ получает электропитание.
Члены экипажа располагаются тандемом, в передней кабине — летчик, в задней — штурман-оператор. Обе кабины герметичные, отделены друг от друга прозрачной перегородкой из плексигласа толщиной 10 миллиметров.
Основные опоры шасси самолета оснащены тележкой с двумя колесами размерами 950х300 миллиметров (убираются вперёд).
Передняя опора шасси — два колеса 660х200 миллиметров. В отличие от МиГ-25 они убираются назад.
Двигатель МиГ-31 разработан в 1979 году на основе аэромотора гражданского самолета Ту-134. Весит он почти 2,5 тонны.
Максимальная температура газов на входе в турбину — 1660 Кельвинов (это почти 1387 градусов Цельсия).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 вооружен 4 ракетами большой дальности и 2 ракетами средней дальности. Основное его предназначение — уничтожение стратегических бомбардировщиков противника, сверхскоростных крылатых ракет и также истребителей противника.
Тем временем, летчики буквально за пару минут надели свои костюмы и уже готовы к вылету. Обратите, внимание, что в руках у авиаторов полетные карты, где указаны курс, маршрут и цель полета. Так, что даже работа «небесных» бойцов не обходится без макулатуры.
В кабину летчики забираются по специальной приставной лестнице (стремянке). Кстати, штурману, чтобы попасть на свое рабочее место, надо пройтись по воздухозаборнику.
Еще несколько мгновений и перехватчик готов к боевому вылету.
У истребителя есть ключ зажигания, как у машины?
Сергей Кодерле: Нет. (Смеется).
Он с кнопочки заводится?
С.К.: Да. Так точно. Для каждого из двух двигателей есть своя кнопка.
Сергей Геннадьевич, вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин назвал истребитель МиГ-31 уникальным и «не имеющим себе равных». Это действительно так?
Сергей Кодерле: Конечно! Не сомневайтесь. Кстати, американские военные называют наш МиГ-31 — Foxhound, то есть лисья гончая. (Улыбается). МиГ — хороший самолет. Я много лет на нем летаю. Мне нравится.
Чем уникальна авиация ПВО?
С.К.: Не все самолеты могут выполнять задачи противовоздушной обороны, и не все из них несут боевое дежурство по охране воздушных рубежей нашей страны. Истребитель ПВО находится в постоянной боевой готовности: способен в любых погодных условиях в минимальное время выполнить взлет и уничтожить противника или агрессора на заданном рубеже.
Какую территорию охватываете?
С.К.: МиГ-31 предназначен для перехвата на дальних подступах. Если истребители действуют в составе отряда (группа из 4 самолетов), то могут перекрывать воздушное пространство по фронту до 1000 километров.
Правда, что летчиками называют именно военных авиаторов, а гражданских — пилотами?
С.К.: Правильно. Так и есть. По крайней мере, меня так учили. Почему? Могу объяснить. Потому что, во-первых, военный летчик производит пилотирование самолета, ведет навигацию, связь, бортовым оружием он управляет, двигателем… Он в комплексе всё один делает. Ну, максимум вдвоем. А гражданские пилоты чуть-чуть по-другому летают.
А у истребителя есть автопилот?
С.К.: Да, но он у нас называется «система автоматического управления». Летчик может взлететь, если в систему забиты маршруты, включить автопилот, и самолет сам будет лететь, выполнять развороты, выполнит возврат на аэродром и дойдет до высоты 50 метров. Это в идеале, конечно. Но наши летчики не любят летать в автомате. Мы сами обычно пилотируем.
Почему?
С.К.: Потому, что привыкли и потому, что ты себе доверяешь. Кстати, когда летчик летит пассажиром в гражданском самолете, он себя немного неуютно чувствует…
За какое время обычно молодые лейтенанты, которые приходят к вам из летных училищ, «встают на крыло»?
С.К: Обычно в течение года. Через 10-12 месяцев они уже заступают на боевое дежурство, то есть они подготовлены для работы по прямому предназначению.
Проходят ли военные летчики перед вылетом медосмотр?
С.К.: Обязательно! Перед полетом приходим к врачу, он измеряет температуру, давление, общее состояние, разговаривает, спрашивает о самочувствии… Он же должен знать, с каким настроем летит летчик, о чем думает. И еще он следит за предполетным отдыхом. Летчикам перед полётами положено отдыхать.
А летчикам положено брать на борт оружие?
С.К.: Да. Мы все летаем с личным оружием — с пистолетами.
Правда ли, что для летчика самое большое наказание — запрет полетов?
С.К.: Конечно. Если у них, например, знания не очень хорошие… Зачем я буду садить в кабину летчика, который не знает как там действовать? Летчик всегда стремиться в небо. Летчик должен летать, но только хорошо подготовленный летчик.
На носу самолета есть довольно длинный шпиль, для чего он нужен?
С.К.: Это приемник воздушного давления. С его помощью летчики знают скорость своего истребителя и высоту, на которой он находится.
То есть не птиц разгонять?
С.К.: Чтобы птиц разгонять, мы обычно фару включаем днём, они боятся яркого света.
Когда-нибудь были мысли сменить истребители на гражданские самолеты? Поменять специализацию?
С.К.: У меня, нет. А некоторые летчики так и сделали, но к тому времени они уже давно покинули строй истребителей. В основном, остались те, кто предан машинам, истребителям-перехватчикам.
Вот, кстати, небо — это наркотик? Почему оно так привлекательно?
С.К.: Небо — это святое! Летчик не может жить без неба. Ему надо летать постоянно. Это романтика. Это всё! И, вот когда ты долго не летаешь, больше месяца, поднимаешься в воздух и начинаешь пилотировать, то ощущаешь — вот оно — твоё. Небо!
Есть особые приметы, к которым прислушиваются летчики?
С.К.: Конечно! Летный состав чтит приметы. К примеру, некоторые только на ночь бреются, а не утром. Одни в гражданской жизни одним одеколоном душатся, а в день полетов — другим. Один шлем так несет, а другой — иначе. Один самолет по часовой стрелке обходит, другой — против часовой… Каждый летчик чтит те приметы, которые именно он считает счастливыми.
Гражданские пилоты во время полета кушают и даже спят, а военным летчикам можно взять в кабину самолета бутерброд?
С.К.: Нет. Мы летаем в кислородных масках, бутерброд кушать неудобно. При длительных полетах, когда нужна дозаправка, выдают борт-паек. Он хранится в тюбиках, как у космонавтов. Или, к примеру, если летчики-испытатели на рекорд по длительности полета идут, им же не хочется голодными лететь. (Смеется).
Кстати, простите за бестактный вопрос, но если летчик на большой высоте захочет в туалет? Как быть?
С.К.: Никак. Все гигиенические процедуры надо успеть перед полетом. Но вы не переживайте, обычно мы максимум летаем часа полтора, ну, или 2,5 часа. В среднем полет длится час. (Улыбается).
Расскажите о ритуале после первого полета летчика.
С.К.: В ритуале посвящения в летчики участвует весь летный состав. Сослуживцы поднимают лейтенанта на руки, но не подбрасывают вверх, а опускают «пятой точкой» на шасси самолета: чтобы все посадки были мягкими». Ну, а еще мы, конечно, дарим открытку, в которой поздравляем с первым самостоятельным вылетом.
Теперь пришло время задать несколько вопросов экипажу МиГа.
Напоминаем, командир экипажа — Иван Погорелов, штурман корабля авиационного отряда на самолетах МиГ-31 — Александр Белан. Летчик осуществляет пилотирование, а также ведет навигацию. Штурман отвечает за управление вооружением. Кстати, летчики чаще всего проходят обучение в Краснодарском высшем военном авиационном училище лётчиков, а штурманы — в Челябинском высшем военном авиационном училище штурманов.
Почему летчики не любят фотографироваться?
Александр Белан: У нас не принято фотографироваться перед вылетом. Еще с советских времен говорят, что это примета плохая, можно не вернуться.
Кстати, о безопасности полетов. Расскажите о кресле для катапультирования.
Иван Погорелов: В МиГ-31 установлено одно из лучших и самых надежных катапультных кресел в мире — К-36ДМ. В случае катапультирования оно спасает жизнь летчика. Но перед тем, как катапультироваться, нужно отвести самолет от населенного пункта.
Аптечка есть в истребителе?
А.Б.: У нас есть НАЗ — неприкосновенный аварийный запас. (Обычно в него входят: нож, аптечка для оказания первой помощи, а также высококалорийная пища. — Ред.)
Больше, к сожалению, корреспонденты не могут отвлекать летчиков, которые находятся на боевом дежурстве. Успевают только на минутку заглянуть в кабину истребителя. Правда, внутри фотографировать не разрешили. Военную тайну никто не отменял. Надо сказать, что места в кабине чрезвычайно мало, а различных кнопок и тумблеров — наоборот много.
Сергей Геннадьевич, считали когда-нибудь, сколько кнопочек в кабине летчика?
Сергей Кодерле: Не считал, наверно, десятки, если не сотни.
Всегда были интересно, что будет, если в самолет попадет молния? И вообще бывают ли такие случаи?
С.К.: Да. Были такие случаи. Но не у нас, слава Богу. У нас на Камчатке гроз нет практически. Я разговаривал, с материковскими летчиками, в чьи самолеты попадала молния. В этом случае иногда происходит отказ оборудования (от действия электромагнитного импульса). В некоторых случаях летчики даже покидали машины (катапультировались). Они находились в таких условиях, что полет был бы не безопасен для их жизни. А были случаи, в которых летчики совершали посадку на аэродроме. В полете ведь летчик не только о себе заботиться, но и обязательно заботиться о своей машине, на которой летит, чтобы доставить самолет домой целым и невредимым. Когда летчик в самолете, он — единое целое с машиной, чувствует её. Взаимосвязь однозначно есть. Хотя самолеты неодушевленные предметы, но мы их одушевляем: каждый летчик перед полетом, когда осматривает самолет, истребитель погладит, похлопает, как коня… Ласточкой назовет или еще как-нибудь ласково.
Если не секрет, чего боятся пилоты?
С.К.: Сглаза. Можно сглазить лётчика.
У вас женщины-летчицы есть?
С.К.: Пилотессы? Нет, еще нет на Камчатке. (Смеется). А в России, например, Светлана Савицкая была. (Летчик-испытатель, первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, единственная женщина — дважды Герой Советского Союза. — Ред.). Савицкая — молодец. Она выступила в Госдуме, когда хотели самолет МиГ-31 снять с вооружения. Он, конечно, уже ветеран — 27 лет машине, но сам самолет — уникальный. Он крылатые ракеты очень хорошо видит. У самолетов Су-27 или Су-30 пилотаж хороший, но на МиГ лучше выполняем функцию по поиску крылатых ракет, дальность пуска у нас больше, чем у них. Но, из-за того, что МиГ-31 построен в советские времена, из-за того, что топлива много нужно на него и в обслуживании он дорогой, как «Мерседес» (Улыбается), этот истребитель хотели снять с вооружения, а потом заменить более новым. Но по своему функционалу новые не подходят. МиГ-31 и на сверхзвуке лучше, и у него лучше характеристики по уничтожению высотных целей, когда он летит в стратосфере. Когда иностранный самолет-разведчик летит на 30 тысячах, только МиГ-31 может добраться до него… Все летчики гордятся, что служат в авиации. А я горжусь тем, что служу именно в авиации ПВО.
Кстати, как вы обычно отмечаете день авиации ПВО? Есть сложившиеся традиции?
С.К.: День авиации ПВО мы особо не отмечаем, а вот День авиации, который в августе, да. Мы собираемся сначала на торжественное построение, а потом с семьями выезжаем на шашлыки или уху. Там мы с женами играем в футбол, есть у нас такая традиция в истребительном полку. Женщины у нас, конечно, всегда выигрывают. (Смеется). Покупаем дыню и арбуз — это приз.
http://uacrussia.livejournal.com/40550.html