На РБМК в той его "редакции" 1986 года для взрыва подобного чернобыльскому, исходя из печального опыта, достаточно было снизить мощность кнопкой АЗ-3 с номинала (100%) до 20%, несколько часов выдержать его на этой мощности, затем приподнять ее до 25-30%, и после этого заглушить кнопкой АЗ-5. Взрыв гарантирован! Причем, без нарушения регламента!Как можно незатейливо взорвать реактор на четверти мощности?
Не должна аварийная защита при срабатывании вносить положительную реактивность, а тем более, взрывать реактор.
Не на число контрольных стержней, а на оперативный запас реактивности (ОЗР). Он хоть и является безразмерной величиной, измеряется в сержнях, для удобства. И является приведенной расчетной величиной, зависящей от текущей мощности энерговыделения реактора, плотности нейтронного потока, расхода воды, количества стержней в зоне.И запрет на число контрольных стeржней не был случайным и не надо было его нарушать.
Параметр ОЗР рассчитывался на ЭВМ СКАЛА по программе "Призма". Расчет выполнялся один раз в час и выдавался на распечатке. В переходных режимах, когда он меняется очень быстро, толку от этого всего немного. В общем, ОЗР ниже минимального до взрыва никто не видел.
Вообще, в Регламенте он упоминается всего пару раз, и не как ядерноопасный параметр, а больше в контексте экономики работы энергоблока. Вообще, до момента взрыва НИ ОДИН ПАРАМЕТР на щите БЩУ не просигнализировал об аварийном состоянии реактора, индикации параметра ОЗР даже не было предусмотрено на пульте!
Последнее редактирование: