Прохожий UA
Активный участник
- Сообщения
- 142
- Адрес
- Украина
"Назвался груздём - полезай в кузовок". Пообещал - придётся для начала покрепить обещание ответом. Хотя кое-кто и утверждает, что "обещанного три года ждут"
За Создателя же не могу отвечать. А Вы, как знаток логики и дел Создателя, не могли бы мне растолковать, как мне понимать библейские утверждения о нём?:
Ответ уже содержится в приведенной Вами же цитате из моего поста. Могу только более подробно "расшифровать" другими словами - нет, не является, поскольку не позволяет ни прямо-непосредственно, ни косвенно-опосредствованно прогнозировать будущие события. Косвенно - в смысле служить частью каких-либо полезных моделей будущих событий. Для таких объектов, как "Иллиада", есть специальное название - художественное произведение.Ярослав С. написал(а):Прохожий UA, похоже Вы так и не разобрались в терминологии. Для начала предлагаю ответить на простой вопрос - является ли "Илиада" научным трудом. Объясните почему.Прохожий UA написал(а):Это могло бы быть и так. Но, появляются вопросы по терминологии. Например, теорией принято называть только утверждение-модель, дающее приемлемое предсказание событий. Если БАК их "рвёт пачками", то это явно были не теории (по научному определению), а в лучшем случае гипотезы, а то и вовсе заблуждения изначально.
Да, много. Такие многозначные термины называются "размытыми", и они признаются непригодными для точных выражений. Поэтому мне больше нравится термин "модель" из "теории моделирования", который не успели испортить-размыть из-за сравнительной новизны самой теории-"модели моделей". Вы сами привели пример такой порчи в цитате:Определений слова "теория" много, например, более широкое (общефилосовское): http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1215/ТЕОРИЯ
То есть, там попросту требуется не путать обыденное-ненаучное значение ("какое-то утверждение") с научным значением (инструментом выработки утверждений-прогнозов событий), разве что в ироничной форме, как у цитируемого Булгакова. Поэтому же Вам встречный вопрос по Вашей цитате:ТЕОРИЯ
(от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования. Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение Т. дает логика. С логической т.зр. теорией можно назвать любое высказывание, рассматриваемое вместе с его логическими следствиями. Напр., из высказывания «Сегодня вторник» следуют такие: «Завтра будет среда», «Вчера был понедельник», «Сегодня — третий день недели» и т.п., поэтому данное высказывание вместе с перечисленными следствиями можно назвать Т. Столь широкое определение термина «Т.» может показаться несколько необычным, однако оно вполне соответствует обыденному употреблению этого слова. Напр., в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит отрезанной голове Берлиоза: «...ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна задругой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Неясное и расплывчатое употребление слова «Т.» в повседневном языке и выражает логическое определение данного термина. Чтобы сделать его более точным, нужно указать по меньшей мере, какой именно логической системой мы пользуемся при выводе следствий.
Где Вы нашли противоречме ей, например, в цитате из того же http://worldphysics.narod.ru/24.html ?:В совр. методологии науки принято выделять след. осн. компоненты Т.: 1) исходную эмпирич. основу, которая включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретич. объяснения; 2) исходную теоретич. основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т., в совокупности описывающих идеализированный объект Т.; 3) логику Т.— множество допустимых в рамках Т. правил ло-гич. вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в Т. утверждений с их доказательствами, составляющую осн. массив теоретич. знания. Методологически центр. роль в формировании Т. играет лежащий в её основе идеализированный объект — теоретич. модель существ. связей реальности, представленных с помощью определ. гипотетич. допущении и идеализации.
А о "критерии Поппера" позвольте ответить Вам продожением Вашей же цитаты:Любая теория представляется только как триада матриц (упорядоченных совокупностей элементов) описания – матрицы описания моделируемого объекта, матрицы описания объекта-модели и матрицы правил сопоставления элементов моделируемого объекта и модели. Процесс моделирования предстает как простое "умножение" соответствующих матриц. То есть, в качестве теоретически моделируемого объекта всегда используется не реальный объект, а только совокупность субъективных представлений о нем ("идеальный" объект). Сопоставление же элементов этого идеального объекта с элементами предположительно соответствующего ему реального объекта производится субъектом при помощи совокупностей других предположительно реальных объектов, называемых системами (инструментами) контроля-наблюдения и/или управления и вносящих свои ограничения и неудобства в процессы наблюдения-моделирования-управления. Такие представления о моделировании помогают мне (о других не сужу) скромнее оценивать собственные возможности и снимать любой возможный налет мистики с представлений о собственном мышлении, предстающем уже только как непрерывная (желательно) и разветвленная (вынужденно) цепь подмен сигналов-действий в среде между наблюдаемым и управляемым объектами. Любой субъект и его сознание предстают только как часть каких-то элементов этой среды и звеньев цепи действий.
которым Вы почему-то пренебрегли в своём утверждении:Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году[1]. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение. Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного
Продолжение же цитаты там, откуда Вы её почерпнули выглядит так:Если теория объясняет имеющиеся достоверно зафиксированные факты ("экстрасенсорика" к таковым не относится), если она принципиально опровержима (а так же при соблюдении ряда других положений) - она является научной. Если теория принципиально неопровержима (как целая куча Единых Теорий Всего) - научной она не является.
То есть, Поппер тоже невнимательно читал труды предшественников и спешил оставить "след в науке". У Савченка в "Познай себя" есть эпиграфы к каждой главе. Один из них: "Если хочешь оставить след в науке - не вытирай ноги". По наблюдениям - многие следуют ему Далее:Применение методологии Поппера на практике, к реальной истории науки, показало её ограниченность. Однако Поппер внёс большой вклад в философию науки, намного раздвинув её границы, а критика его идей и их разработка дали начало большинству новых направлений исследований в философии науки. Это было особенно важно в свете крушения идей логического позитивизма и кризиса методологии философии науки[3].
В. В. Бартли указывал на опасность «порочного круга», возникающего в случае применения принципа фальсифицируемости по отношению к самому принципу фальсифицируемости — если он нефальсифицируем, то не является научным суждением; если же он фальсифицируем, то неясны основания подобной фальсификации[6].
Критика фальсификационизма содержится в работах таких философов науки, как Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др., предложивших свои теории научности, отличающиеся от фальсификационизма. На логические противоречия фальсификационизма указывал Гемпель.
По мнению некоторых специалистов, применение попперовского критерия фальсифицируемости в ряде наук (например, в экономике), может быть деструктивным, поскольку ведёт к признанию их антинаучного характера[7]. К. Поппер отказал истории и социологии в статусе науки[8]. Противовесом фальсификационистской доктрине служит тезис Дюэма — Куайна, который гласит: в силу системного характера научного знания эмпирическая проверка отдельно взятых положений теории может быть невозможна, при сохранении, однако, возможности проверки теории как целостной конструкции[9].
Новая философская энциклопедия указывает, что фальсификационизм как критерий демаркации оказался неэффективным, поскольку его последовательное проведение означает, что научная теория с несомненностью может быть отнесена к сфере науки только после того, как будет опровергнута опытом. Кроме того, требование немедленно отбрасывать теорию, как только она встречается с опровержением некоторой части её выводов, не согласуется с реальной практикой науки — научное сообщество часто вынуждено сохранять даже опровергнутую теорию до создания более успешной. При этом многие современные философы науки полагают, что сама идея демаркации как нахождения точных и навсегда неизменных критериев научности/ненаучности является следствием чрезмерно упрощённого образа науки[10].
С этим согласен на 100%.Любые человеческие представления (в связи с нашими ограниченными способностями) являются ошибочными или, как минимум, неполными.Увы, таких заблуждений, выдаваемых некоторыми "авторитетами" за "теории" наплодили, действительно, немало.
Мне по-прежнему больше хочется списать это утверждение на Вашу вынужденную хронической поспешностью невнимательность чтения и суждений. Я не люблю без особой необходимости плохо отзываться о людях. Даже без "Не суди - и не судим будешь". Можете это считать тоже одним из "дефектов воспитания""Общий чертёж", вполне применимый для практических нужд, был уже дан людям непосредственно Создателем. А вот кем была дана Вашему "гуру" "общая теория всего" - отдельный вопрос. В лучшем случае - просто высосана из пальца без опоры на эмпирику, экспериментальной проверке не подлежит, принципиально не опровергаема, следовательно - научной не является.Ну а смотреть комплект КТД весь или судить о всём объекте на основании обрывка чертежа одной его детали - дело вкуса каждого. Демократия же
За Создателя же не могу отвечать. А Вы, как знаток логики и дел Создателя, не могли бы мне растолковать, как мне понимать библейские утверждения о нём?:
иОн во всём, и всё в Нём
Спрашиваю потому, что так и не нашёл исключений о Дьяволе. Может поможете?Всё создано Ним