Каково современное состояние Военно-морского флота России?
День Военно-морского флота традиционно отмечается в России в последнее воскресенье июля. «Газета.Ru» проанализировала, с какими показателями подошел к очередной годовщине отечественный ВМФ, что хорошего сегодня на флоте и какие проблемы требуют безотлагательного решения.
День Военно-морского флота России был учрежден в 1939 году в целях «мобилизации широких масс трудящихся вокруг вопросов строительства рабоче-крестьянского Военно-морского флота» и традиционно отмечается в последнее воскресенье июля. Хотя история создания российского флота началась гораздо раньше. Территориальная, политическая и культурная изоляция России на рубеже XVII–XVIII веков стала основным препятствием для экономического и социального развития государства, для решения этих проблем требовалось создание регулярного военного флота.
Каковы основные направления развития современного Военно-морского флота России и какие вопросы требуют решения, разбиралась «Газета.Ru».
Зыбкий свет в конце тоннеля
Одним из важнейших векторов современного развития флота военные моряки в один голос называют начало серийного строительства кораблей после более чем 20-летнего перерыва.
К таковым в первую очередь следует отнести корветы проекта 20380: в боевом составе ВМФ России находятся четыре корабля этого проекта – «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий». Еще восемь корветов строятся.
В настоящее время идет серия фрегатов проекта 11356 (типа «Адмирал Григорович»). Сдан уже второй корабль. И скоро будет готов третий. Продолжается строительство фрегатов проекта 22350 («Адмирал Горшков»).
Завершено строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» (Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-На-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-327 «Колпино»). По данным проектировщиков, эти лодки благодаря низкому уровню шумности способны обеспечить гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью противокорабельных крылатых ракет. Успешное применение одной из таких субмарин всему миру продемонстрировали в рамках сирийской операции, когда в конце 2015 года подлодка «Ростов-на-Дону» крылатыми ракетами «Калибр» из Средиземного моря поразила цели террористов запрещенной в России группировки «Исламское государство». В ближайшие годы (2017-2020) планируется построить шесть подобных лодок для Тихоокеанского флота.
Успешно пошла серия атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей». Построено уже три лодки. Развернуто строительство серии многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень». Одна АПЛ уже передана в состав флота и несколько лодок в постройке. Накануне Дня ВМФ в Северодвинске заложили шестую АПЛ проекта 885 под названием «Пермь». Сроки сдачи полного набора АПЛ этих серий сдвинулись за 2020 год.
В Береговые ракетно-артиллерийские войска флота поступают современные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион».
«Серийность — вообще очень большое дело. Это большие плюсы в плане эксплуатации, снижение стоимости последующих кораблей в серии по сравнению с головным образцом, упрощение подготовки личного состава для новых кораблей», — отметил
экс заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Владимир Пепеляев. По его словам, свет в конце тоннеля есть, хотя и еще весьма зыбкий, так как строительство кораблей для Военно-морского флота сегодня «в полном объеме отражает реалии и состояние судостроительной промышленности России» и не только судостроительной. «Корабль – это зримое и материальное отражение практически всех технологических возможностей государства. Словом, строим то, что можем строить», — пояснил Пепеляев.
Специалисты считают, что еще лет 15 надо приходить в себя после разного рода перестроек, 1990-х годов, паузы в строительстве флота в начале 2000-х годов.
Проблемы импортозамещения
Сегодня есть явная проблема с силовыми установками для ВМФ. Например, для сторожевых кораблей проекта 11356 их делали на украинском предприятии «Зоря-Машпроект» (город Николаев), все отношения с которым теперь разорваны. Поэтому удалось построить только три таких фрегата из запланированных шести.
Планируется начать строительство силовых установок для ВМФ в Рыбинске в 2017-2018 годах. Но тут есть и другая проблема. Двигатель (турбину) в Рыбинске сделать можно. Гораздо сложнее дело обстоит с редукторами — важнейшей частью силовой установки для корабля. Высокие обороты от турбины надо каким-то образом передать на гребные винты. А это делается на практике только через редуктор. В настоящее время проблему изготовления редуктора поручено решить предприятию «Звезда» в Санкт-Петербурге.
«Это весьма сложная задача — для работы с высоколегированными сталями нужно весьма сложное и современное оборудование, в частности, зуборезное. Будет ли решена эта задача на «Звезде» — вопрос открытый. Многие специалисты сомневаются в способности предприятия справиться с поставленной задачей в установленные сроки», — сказал
экс заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов.
Дальние перспективы
Необходимые работы ведутся и по проектам перспективных кораблей, в частности, новому эсминцу типа «Лидер». Но согласия среди специалистов, насколько подобный корабль именно необходим сегодня флоту, пока нет.
Высокопоставленный источник в судостроительной отрасли заявил: «По моему мнению, сегодня лучше иметь в боевом составе флота 20 фрегатов, нежели чем, к примеру, 15 фрегатов и 5 эсминцев «Лидер». Самое главное, — подчеркивает эксперт, — «Лидер» будет кораблем второй половины XXI века. Однако для него еще нет нового оружия, соответствующего второй половине XXI века. А строить только корпус с силовой установкой пока смысла нет».
Подобную точку зрения в целом поддерживает экс руководитель управления развития и организации закупок ВМФ контр-адмирал Юрий Горев. «Не так давно назначен новый главнокомандующий Военно-морским флотом. Насколько мне известно, в настоящее время кораблестроительная программа уточняется в соответствии с новым видением этих проблем. По моему мнению, нам надо достроить серию корветов — кораблей ближней морской зоны и продолжать строить серию фрегатов — кораблей дальней морской зоны. Что касается проекта «Лидер», то вести работы в этом направлении, безусловно, нужно. Но не рассматривать их как цели краткосрочной перспективы», — отметил он.
Кроме того, проектируются и многоцелевые атомные подводные лодки нового (пятого) поколения, которые придут на смену «Ясеням».
Военно-морской флот уже подготовил техническое задание на вертолетоносцы, которые будут строить в России вместо не переданных ВМФ из-за санкций французских «Мистралей».
Не стоит спешить с авианосцами
Что касается строительства для отечественного ВМФ атомных ударных авианосцев, источник в Главном штабе ВМФ отметил, что «сегодня нет условий для сооружения корабля подобного проекта. Нет ни стапеля, ни сухого дока. Авианосец строить просто негде».
Впрочем, в ближайшие годы строить авианосцы явно не планируется. Замминистра обороны по вооружениям Юрий Борисов ранее сообщал, что подписание контракта на строительство перспективного авианосца «скорее всего произойдет к концу 2025 года». По его словам, в настоящий момент судостроителями предлагаются три «неплохих» проекта.
Источник в штабе ВМФ отмечает также, что «сооружение подобных кораблей следует осуществлять под конкретные задачи, но сегодня таких задач у ВМФ России попросту нет».
«А с дальнейшим развитием авиации авианосцы и вовсе могут отмереть как класс», — сказал он.
Однако есть и другие точки зрения. В частности, экс начальник направления Главного оперативного управления Генштаба контр-адмирал Аркадий Сыроежко считает, что непреодолимых препятствий для строительства атомного ударного авианосца в России нет. По его мнению, с этой задачей могло бы справиться Севмашпредприятие, которое изначально задумывалось как верфь для сооружения крупнотоннажных кораблей, а затем переориентировали на строительство подводных лодок.
«Другое дело, что у нас не создано для авианосцев системы базирования, ремонта и обслуживания, системы подготовки кадров и многого другого, что реально потребуется для эксплуатации кораблей подобного типа. У нас на выходе могут получиться чрезвычайно дорогие авианосцы единичной постройки. А решить боевые задачи, возлагаемые на корабли этого типа, сегодня мы в состоянии и другими средствами».
«Cтратегических действий в океане больше не планируют»
Касаясь оперативно-стратегической составляющей в деятельности Главного командования ВМФ, опрошенные специалисты единодушно отмечают, что в Главном штабе ВМФ на сегодняшний день она исчезла. Иными словами, вопросами планирования боевого применения флота в Главном штабе ВМФ давно не занимаются. Никаких стратегических операций и стратегических действий на океанских театрах военных действий в главкомате больше не планируют. Эти функции отчасти переданы оперативно-стратегическим командованиям, как и все флоты (как оперативно-стратегические объединения).
«Сегодня четыре командующих войсками военных округов формируют сугубо свои и очень разные правила в руководстве подчиненными им флотами», — отмечает источник в Главном штабе ВМФ.
«А военно-морская составляющая в работе Главного оперативного управления Генштаба совершенно выродилась, качественный состав офицеров-операторов весьма ухудшился. А все это началось с уничтожением в составе ГОУ Генштаба Военно-морского управления», — добавил специалист.
Подобное мнение разделяют далеко не все. В частности,
экс заместитель начальника управления Главного оперативного управления Генштаба контр-адмирал Святослав Мосцеев считает его в корне неверным, отмечая высокую квалификацию офицеров военно-морского направления ГОУ Генштаба.
«Разумеется, они не в состоянии заменить собой целое управление, которое существовало в ГОУ в прежние времена, но их компетенция лично у меня сомнений не вызывает», — уточнил адмирал.
Прав у главкома нет, а спрос — есть
Большая путаница сегодня в отечественном флоте и с заказами вооружения и военной техники для ВМФ. Главный идеолог и заказчик по идее должен быть главнокомандующий ВМФ. Именно он должен определить — что, как и в каком количестве строить. Написать тактико-техническое задание. Определиться с ТТХ. И самое главное — под какие задачи все это следует строить.
Но сегодня функции руководителя флота в этом плане существенно размыты и пересекаются с Департаментом по обеспечению гособоронзаказа Минобороны. Где заканчивается зона ответственности одного и начинается зона ответственности другого руководителя, не совсем понятно.
«Когда возникают эти серые зоны пересечения полномочий, начинается всякая ерунда, поэтому-то многие весьма здравые идеи подчас вырождаются в процессе их реализации», — отметил высокопоставленный источник в Главном штабе ВМФ.
Таким образом, в настоящее время прав и полномочий у главкома ВМФ практически никаких нет, а спрашивают его практически за все, происходящее на флоте. В этом сегодня и заключается суть повседневной деятельности главнокомандующего ВМФ.
Есть проблемы и в части управления Военно-морским флотом. Переезд главкомата ВМФ в Санкт-Петербург, по мнению специалистов, являлся крупной ошибкой. Но и поспешный обратный переезд в Москву будет не меньшим злом, потому что в Санкт-Петербурге все только более или менее устроилось и устоялось: решены многие бытовые проблемы и вопросы обустройства главкомата. От переездов главных штабов туда-сюда мало что зависит, считают специалисты.
«Надо менять стиль управления. А он пока что тот же самый — шумиха, неразбериха, бесконечные совещания с безумными и полубезумными повестками дня и беспрерывное дергание людей взад-вперед по самым мелким вопросам, — отметил один из руководителей главкомата ВМФ, — налицо бесчисленное количество командировок и поездок. В частности, даже с Дальнего Востока специалистов на неделе по два раза туда и обратно дергают. Изменится стиль работы, не будет иметь никакого значения, где дислоцируется главкомат».
Иными словами, проблем на флоте сегодня немало. И откладывать их решение в долгий ящик, наверное, не стоит. Они от этого никуда не исчезнут.
http://www.gazeta.ru/army/2016/07/31/9716165.shtml