"Когда-то давно флоты А и Б были одинаковыми по численности и состояли из многих десятков вымпелов. А в «минус первом» году у А было двадцать пять перворангов в строю, а у Б только восемь, правда состояние кораблей у Б было намного лучше, потому, что ради их ремонта безжалостно резались другие расходы. При этом, однако, у Б на консервации «под восстановление» оставалось ещё десять кораблей, тогда как у А – пять и в худшем состоянии, разграбленных полностью на запчасти. «Оживить» из этих пяти можно было только два, и то очень дорого и долго. У Б – все десять. И на каждый ходовой корабль в Б было два экипажа.
Но вот пришло осознание того, что пора строиться.
Обе страны проанализировали свои задачи. В А флот получил политическое указание сверху обеспечить применение крылатых ракет на большую дальность. В Б такая задача тоже была поставлена. Но у флотоводцев Б было чёткое и ясное понимание того, что такое война на море, и как её ведут. Они понимали, что хоть с крылатыми ракетами, хоть без, но основной противник надводных кораблей – подводные лодки. Они понимали, что корабль живёт долго и задачи перед ним за срок службы могут встать очень разные, и в разных местах. И ещё они помнили то, чего стоит поддерживать флот в «живом» состоянии без финансирования, а не просто пустить его на самотёк, и собирались считать каждую копейку.
И вот пришёл «первый» год, год, когда появились деньги.
В А был весёлый хаос. Получив из Генштаба указание обеспечить ракетный залп, а из казначейства деньги, в А быстро спроектировали серию малых ракетных кораблей. Эти корабли могли запускать крылатые ракеты из универсальной установки вертикального пуска на восемь ракет, могли атаковать надводные цели из неё же и вести артиллерийский огонь. С мореходностью у них были проблемы, но задачу обеспечить им боевое применение в дальней морской зоне никто и не ставил. Очень быстро начались закладки таких кораблей, которых планировалось построить десять единиц. Цена каждого должна была составить десять миллиардов рублей, итого – сто миллиардов.
В Б не было ста миллиардов на корабли. Было только тридцать пять. И было чёткое понимание, что промахнуться на эти последние деньги нельзя. И что ракеты ракетами, но к ним одним никакая война на море никогда не сведётся. Поэтому флот Б стал ориентироваться на малые многоцелевые корветы. В Б проектировали их под заданную стоимость. Корвет имел гидроакустический комплекс из нескольких ГАС и торпедные аппараты, а также ту же, что и в малых ракетных кораблях А ракетную установку на восемь ракет.
Стремясь уменьшить цену, в Б пошли на преднамеренное упрощение каждого корабля. Так, вместо ангара для вертолёта было оставлено место под него, на будущее. Был разработан сдвижной лёгкий ангар-укрытие, но он не закупался. Не было ни одной системы, которую пришлось бы разрабатывать с нуля, принимались только доработки уже существующего. В итоге у Б вышли корветы, вполне способные бороться с подводными лодками, имеющие ПВО чуть получше, чем имели ракетные корабли у А, такую же пушку, и существенно лучшую мореходность и дальность хода.
Командование флота Б принципиально добивалось того, чтобы эти корветы могли применяться в боевых группах вместе со старыми перворангами по скорости и мореходности. Кроме того, инженеры Б схитрили – они предусмотрели запас места под более мощные дизель-генераторы, основные силовые кабели могли передавать ток в два раза больший, чем нужно было, всё оборудование входящее в состав радиоэлектронного вооружения корабля могло бы быть демонтировано без захода в завод, просто краном и силами личного состава. Инженеры Б проанализировали динамику роста массы и габаритов различного оборудования (тех же РЛС) и предусмотрели усиления и подкрепления палуб там, где в будущем это могло стать необходимым, и нужный по их мнению свободный объём, там где это было возможно. Для этого тоже пришлось кое-чем пожертвовать при проектировании корпуса.
В итоге Б получила два корвета по 15 миллиардов рублей. На оставшиеся пять был отремонтирован один из «ходовых перворангов», и он же получил небольшую модернизацию – возможность стрельбы новыми ракетами из своих старых пусковых установок, которые пришлось совсем немного доработать. По своему ракетному залпу этот перворанг оказался таким же, как два корвета – 16 крылатых ракет нового типа.
Спустя два года Б имела на стапелях два корвета в готовности 40% и один отремонтированный перворанг.
Страна А имела два МРК на ходовых испытаниях, и ещё три в постройке, на ещё пять был подписан контракт.
К началу третьего года кораблестроительной программы Б смогла выделить ещё тридцать пять миллиардов. Но командованию флота была поставлена задача усилить наряд сил в дальней морской зоне. Флот Б отреагировал просто – были подписаны контракты ещё на два корвета. Причём, так как никаких опытно-конструкторских разработок вести было не нужно, то образовались некоторые сэкономленные деньги, на которые были закуплены комплекты вертолётных ангаров на все четыре корвета. Эти ангары позволили подолгу хранить вертлёты на кораблях и формально дали адмиралам повод заявить о том, что корветы способны действовать в ДМЗ. Впрочем, это так и было. Оставшиеся пять миллиардов Б пустило на ремонт и незначительную модернизацию ещё одного перворанга, по той же программе, что и первого.
В А ситуация была другая – политическое руководство потребовало обеспечить наличие патрульных кораблей в зонах, где существовал риск пиратских нападений на торговые суда. Программа ракетных кораблей при этом продолжалась, они продолжали строиться.
Получив задачу патрулировать, флот А придумал патрульные корабли – простые и дешёвые. Они, прямо скажем, не были оптимальны для таких задач, но худо-бедно гонять пиратов на них можно было бы (с ограничениями). Каждый корабль обходился А всего в шесть миллиардов рублей, а запланировано их было шесть. Таким образом, к ста миллиардам рублей, которые уже были выделены и частично освоены на ракетные корабли, добавились ещё тридцать шесть на патрульные суда. Б к тому моменту находилось в процессе освоения семидесяти миллиардов.
К началу четвёртого года кораблестроительной программы антипиратская напасть свалилась и на Б. Теперь и от флота Б политики потребовали обеспечить борьбу с пиратами. Под это было выделено финансирование, такое же, какое получил флот А
Но в Б нашлись люди, которые поступили иначе, чем в А. Вместо того, чтобы проектировать какие-то антипиратские суда, парламент Б продавил легализацию частных военных компаний, и уполномочил их вести такую деятельность на деньги судовладельцев. Это сразу же сняло проблему защиты судов под флагом Б или принадлежащих гражданам Б и ходящих под удобными флагами.
Правда, политическое руководство продолжило требовать патрулирования пиратоопасных зон, причём не перворангами, каждый выход которых стоил массу денег, а небольшими и недорогими кораблями, как в А. И флот Б дал ответ этому требованию. А именно – заложил ещё корветы. Вот только в неполной комплектации. У них не было ЗРК, было только штатное место для него и проводка, не было гидроакустических станций, хотя их тоже можно было бы потом поставить, не было бомбомёта и систем ПВО, были только места для их установки. И ракетной установки тоже не было. Всё было заглушено. В итоге один корвет встал всего в девять миллиардов за единицу, и построили их четыре единицы, причём намного быстрее, чем полноценные. Зато они сразу же были с ангарами.
К концу шестого года у в строю А было шесть МРК, и два патрульника из шести, у Б три корвета в строю, один на испытаниях и четыре «голых» корвета в постройке, в готовности 70%.
К началу седьмого года в А и Б подвергли ревизии кораблестроительные программы.
В А под давлением лоббистов решили построить ещё четыре МРК по десять миллиардов. Кроме того, начали сыпаться перворанги – им давно не делали никаких ремонтов. Однако, в А не было внятной теории того, зачем им флот и что он должен делать, поэтому ремонт перворангов запланировали по схеме «впихнуть по максимуму». Корабли планировалось серьёзно перестроить, и выходил такой ремонт в 10 миллиардов за корабль. Количество крылатых ракет, которые должны были встать на модернизированный корабль, должно было составить 16 единиц. Сначала решили попробовать один – множество новых систем в старом корпусе означало высокий технический риск. Дополнительные средства, выделяемые на МРК и ремонт старого большого корабля, составили пятьдесят миллиардов.
В Б тоже подвергли всё ревизии. Выяснилось, что пиратов перебили наёмники одной из недалеко расположенных монархий, причём перебили настолько жёстко, что даже новых некому рожать стало. Количество нападений на корабли просело до считанных раз в год. Патрульные корветы теперь были не нужны, а вот задача продолжать строительство флота по-прежнему никуда не делась. Но у военных тут был ответ – патрульные корветы легко превратить в настоящие, надо только повыкидывать заглушки и крышки, и поставить на штатные места не установленное ранее оборудование и
оружие. По шесть миллиардов на каждый из четырёх кораблей, всего двадцать четыре. Это было вполне по силам для бюджета Б. Кроме того, Б могла выделить на флот ещё десять миллиардов. Решили на эти деньги отремонтировать и, как раньше, легко модернизировать ещё пару перворангов из состава «ходовых».
К началу одиннадцатого года кораблестроительной программы мир изменился. Выросла опасность войны, в том числе и морской.
К тому времени в А уже были освоены все средства и сданы все МРК и патрульные суда. 14 МРК и шесть патрульных судов. Один из перворангов находился в завершающей стадии сложной и «заряженной» модернизации. Остальные из ранее имевшихся требовали срочного ремонта, который все эти годы не делался. Было освоено 186 миллиардов рублей.
В Б к тому времени было сдано восемь многофункциональных корветов с возможностью применения крылатых ракет. Кроме того, было отремонтировано и перевооружено новыми ракетами четыре новых перворанга из восьми имевшихся ходовых.
Всё вышеперечисленное потребовало 140 миллиардов рублей.
За время кораблестроительной программы и А и Б списали по одному перворангу по износу. Б планировало взять с хранения и восстановить примерно за пять миллиардов другой такой же. У А такого варианта не было, то, что у них числилось «на хранении» давно сгнило.
Теперь посчитаем.
За 186 миллиардов рублей А получило 112 ракетных ячеек – по 8 на 14 МРК. Ещё 16 в счёт этой же стоимости ожидались в будущем на отремонтированном перворанге. Всего 128 ракет на морских носителях.
Удалось обеспечить развёртывание 6 палубных вертолётах в море на патрульных кораблях.
У Б была другая статистика – 64 крылатых ракет на корветах и 64 на отремонтированных перворангах. Всего те же 128 крылатых ракет в залпе. Также изменилось соотношение количества перворангов – обе страны потеряли по одному «ходовому» кораблю, но Б ввела другой с консервации, а А не ввело ничего.
По количеству развертываемых в море вертолётов флот Б победил – 8 корветов обеспечивали восемь вертолётов в море, а не 6, как у Б.
При этом за годы кораблестроительной программы у А возникла колоссальная «дыра» в противолодочной обороне – те корабли, которые А вводила в строй были неспособны бороться с подводными лодками, тогда как Б достаточно было загрузить в пусковые установки корветов ПЛУР вместо крылатых ракет.
Теперь в А решали как лучше поступить – срочно требовались противолодочные корабли, которые ещё надо было спроектировать. Предполагалось, что это будут или корветы, как в Б, по 15 миллиардов за единицу, или более простые корабли, неспособные принимать на борт вертолёты, и применять крылатые ракеты, по 8 миллиардов за единицу, не менее 8 кораблей. И срочно требовалось ремонтировать перворанги, оставшиеся от старых времён. Судоремонтные заводы А могли реанимировать не более двух кораблей в два года. А их было 23 в строю и один на модернизации. По прогнозам «профильного» ЦНИИ при таких сроках минимум четыре корабля ремонт не увидят, их придётся списать раньше, оставив в строю двадцать единиц.
В итоге и новые противолодочные корабли, и ремонты старых вставали минимум в 164 миллиарда за следующую десятилетку, с получением восьми малых противолодочных кораблей и десяти отремонтированных и глубоко модернизированных перворангов (плюсом к тому, который уже отремонтировался).
Через двадцать лет с момента начала кораблестроительной программы А имела бы:
— 11 отремонтированных и модернизированных кораблей 1-го ранга, по 16 крылатых ракет;
— 9 частично боеготовых перворангов, с возможностью ремонта и модернизации, и очень нуждающихся в таковых;
— 14 МРК по 8 крылатых ракет;
— 6 почти безоружных патрульных судов;
— 8 малых противолодочных корабля (малых корветов без взлётной площадки и крылатых ракет);
— вертолётов в море на новых кораблях – 6;
— ракетных залпов – 288 ракет.
Было бы потрачено 350 миллиардов рублей и на ремонт ещё 9 перворангов нужно было иметь 90 миллиардов рублей в следующую десятилетку.
Б имела бы:
— 17 отремонтированных кораблей первого ранга с новыми ракетами вместо старых и небольшой модернизацией. По 16 крылатых ракет;
— 15 уже построенных корветов УРО/ПЛО (если исходить из того, что простой и небольшой корабль можно строить за 4 года). При необходимости – по 8 крылатых ракет;
— 1 корвет в постройке, срок до сдачи — 1 год;
— залпов – 392 ракеты + через год ещё 8. Всего будет 400;
— вертолётов в море на новых кораблях – 15 и ещё один через год.
Потрачено – 325 миллиардов. Все будущие деньги на флот пойдут не на ремонты старых кораблей, а на строительство новых, в том числе и перворангов.
Нетрудно увидеть вот что: Б тратила меньше денег на флот, причём поначалу существенно меньше, но при этом в итоге получило флот существенно более сильный, чем А. Так, например, Б на момент конца сравнения имеет 15 противолодочных кораблей в строю и один в достройке. А имеет только 8 и каждый из них хуже, чем у Б.
Более того, на начало третьей десятилетки у А ещё есть гиря на ногах в виде старых и немодернизированных кораблей которым идёт четвёртый десяток – в реальном мире их приведение в боеспособное состояние возможно далеко не всегда. Дальше Б начнёт строить уже современные перворанги, а стране А надо будет решать – резать старые корабли и строить новые, или экономить на новых, но восстанавливать старые. И то, и другое, в итоге, увеличит перевес Б в силах. Кроме того, флот А и в эксплуатации намного дороже – у него те же задачи решаются хуже, но большим количеством кораблей, а значит надо больше экипажей, жилья, денег на зарплаты, причалов, топлива, боеприпасов на боевую подготовку.
Плюс фактор того, что у Б только один тип нового корабля (старые перворанги выведем «за скобки», кто его знает, что там), а у А три типа – МРК, патрульный и МПК/корвет. А это разунификация, тройной набор ЗИП и так далее.
А если бы Б имела столько же денег, сколько А? Как минимум это означало бы, что в те же сроки Б получила бы ещё один корвет, а программу восстановления перворангов закончило бы раньше на пару лет. А может быть, удалось бы не потерять по возрасту один из кораблей. Тогда Б имела бы 18 перворангов с современным оружием против 11 у А, и в итоге, с дополнительным корветом, ракетный залп Б был бы 424 ракеты против 288 у А. И это при том, что А как ужаленная вкладывалась в МРК! И на противолодочную оборону у Б более чем в два раза больше кораблей!
Но самое интересное ожидалось впереди. Любой корабль имеет свойство стареть. Стареет его РЛС, устаревают системы ПВО, электроника.
У А нет никакого ответа на этот вызов времени. Когда их МРК устареют по своему радиоэлектронному и радиотехническому вооружению, модернизировать их будет непросто.
А у Б в корветах запас внутренних объёмов, электрической мощности и избыточно усиленные фундаменты под разное оборудование. Там, где А придётся менять корабли или перекурочивать их на заводе изготовителе, Б всё решит намного проще. И в разы дешевле. Опять.
Вот так это работает. Вот так наличие вменяемой кораблестроительной стратегии позволяет бедной стране за меньшие деньги получать более боеспособный, и, по некоторым позициям даже более многочисленный флот, чем может построить богатый, но бестолковый противник.
Так выглядит сила бедных, тех, кто с умом тратит каждую копейку. Не стоит сравнивать страны А и Б с Россией – обе они Россия. Только одна – реальная, глупая и не имеющая в результате боеспособного флота. Вторая – виртуальная, умеющая считать деньги и знающая, чего она хочет. Страны А и Б это не иллюстрации реальных кораблестроительных программ, в конце концов у России есть и 20380, «аналог» которого в сравнение не попал. Страны А и Б это иллюстрация ПОДХОДА к кораблестроению. Первый – реальный, тот, который есть. Второй – тот, к которому мы должны придти, если хотим иметь нормальный флот."