alex_mil написал(а):
Китай уже имеет опыт успешного перехвата МБР?
Имеет опыт успешного перехвата спутника, наведение по принципу Hit to kill.
Скорость спутника на орбите и сложность его поражения, полагаю представляете?
zosima написал(а):
Ага. Идем по пунктам. Первые два условия - наличие боеспособной ПРО и значительного количества дальнобойных ядерных ракет обеспечивает ядерный пат. При котором Россия не сможет применить ЯО односторонне. Китай ответит равнозначно.
НОАК в настоящий период имеет достаточно количество РСМД DF-21, плюс МБР DF-31/DF-41, в том числе и варианте мобильных ПУ. В последнее время идет переоснащение ракет БЧ с РГЧ в 3-х головом варианте и более.
Мы с
vlad2654 где-то считали, на круг порядка 700-800 боеголовок получается.
Досягаемость вплоть до Москвы/Санкт-Петербурга.
zosima написал(а):
И военный конфликт будет идти конвенционным оружием. Также к 2020 году прогнозируется китайское господство в воздухе.
На ДВ ТВД у них уже превосходство по типам современных л/а (Су-27/Су-30/J-10), налет и подготовка пилотов превышают аналогичные показатели в частях ВВС ДВО.
zosima написал(а):
Они смогут обеспечить полную изоляцию района боевых действий. Достаточное же количество вертолетов позволит им проводить быстрый маневр войсками и тактические десанты с целью окружения частей противника. Сейчас армия Китая имеет крайне ограниченные возможности в этом плане, т. к. основная масса вертолетов у них это клоны Ми-4.
Нет, это заблуждение. Большая часть современных вертолетов НОАК - это клоны французских вертолетов: например три модификации Jhi-9 (AS 365N Dauphin II, они уже идут на экспорт).
http://www.sinodefence.com/airforce/helicopter/z9.asp
Или SA 321 Super Frelon - Zhi-8
http://www.sinodefence.com/airforce/helicopter/z8.asp
Есть даже американские БлэкХоуки, порядка 20 шт.
http://www.sinodefence.com/airforce/helicopter/s70.asp
Плюс приобрели лицензии на выпуск Ми-17, наклепают штук 200 со свистом и темпом, который даже заводу в Улан-Удэ не снился.
Если интересно почитать.
"Первым проектом в Китае по овладению западной вертолетной технологией стала лицензионная сборка китайского аналога AS365N1 Dauphin — вертолета Z-9 с грузоподъемностью 3, 8 тонны. Местом сборки стала Харбинская авиационная корпорация (город Харбин, провинция Хэйлунцзян). Официально проект начался в 1980 году покупкой лицензии на производство определенной партии вертолетов. На базе полученного опыта, который был обобщен силами 602 НИИ, в Китае разворачивается сеть НИОКР по овладению технологиями вертолетостроения.
Параллельно с этим интенсивно ведется работа по разработке, на основе полученного вертолета, военной модификации. Одновременно военные вновь ставят вопрос об обеспечении частей надежными транспортными вертолетами, но большой грузоподъемностью, так как 'девятка', естественно, не закрывала эту потребность.
Для решения этой потребности в 1985 году на базе вертолетного производственного объединения в Чанхэ (город Цзинджчжэнь, провинция Цзянси, известный сейчас больше как 'Чанфэй') организовывается выпуск по лицензии вертолета Z-8 (аналога вертолета SA321Ja Super Frelon) грузоподъемностью 12 тонн.
Таким образом, к середине 80-х годов в части НОАК стали поступать как легкие, так и средние (классификация дается по западным весовым категориям) вертолеты, что обуславливало потребность в выделении вновь образованных частей в новый род войск. Поэтому, в 1986 году решением ЦВК в сухопутных войсках НОАК создается новый род войск — авиация сухопутных войск. По концепции развития нового рода основу подразделений должны были составить военно-транспортные и боевые вертолеты различных модификаций.
К концу 80-х годов, по мнению некоторых военных экспертов с Тайваня, полученные результаты по разработке военной версии Z-9 не удовлетворили военных континентального Китая, которые вновь поставили вопрос срочной необходимости о вооружении частей НОАК современной вертолетной техникой.
Учитывая наметившиеся потепление отношений с СССР, в результате смены в стране внутриполитического и внешнеполитического курса, Китай обращается к руководству СССР с предложением закупить партию боевых вертолетов 'Ми', но получает отказ.
Разработанные военные версии вертолетов Z-9 Dauphin (AS365N1 корпорации Hafei — Харбинская авиационная корпорация сформированная на базе Харбинского вертолетного завода), Z-11 (SA350B Squirrel авиационной корпорации Changfei) не отвечали предъявляемым требованиям и, по опыту эксплуатации в войсках, не отвечали жестким условиям боя.
В 1992 году, согласно решению ЦВК Китая, параллельно с интенсификацией процесса нормализации отношений с западными правительствами, в системе НИОКР новый импульс получает программа по овладению критическими технологиями вертолетостроения. Именно к тому периоду относятся начало многих значительных достижений вертолетостроителей современного Китая. Так, в 1994 году заместитель главного инженера завода 'Чанфэй' г-н. Ли Мин начинает разрабатывать технологию производства винтов из композитных материалов, что было включено отдельной строкой в государственный план на восьмую пятилетку. Вплоть до 2001 года он не только разрабатывал рецептуру и технологические условия производства, но и формировал мощнейший производственный центр изделий для авиации из композитов с собственной исследовательской и опытной базой, оснащенных передовым современным оборудование и уникальным оборудованием собственной разработки. Результаты его работы были оформлены в патенты на изобретения (свыше 25) и разработан новый композитный материал 95КТ, который активно используется при разработке новых летательных аппаратов.
На сегодняшний день центр производства деталей композитных материалов 'Чанфэй' является основной производственной базой не только вертолетостроительной, но и самолетостроительной отрасли страны.
Примерно в это время в руководстве комитета научно-технического развития страны, осознавшего невозможность разработки боевого вертолета на основе импортной техники, принимается решение о придании проекту нового боевого вертолета огневой поддержки статуса национальной программы и включении этой темы в список национальных первоочередных программ на 9 пятилетний план (1995-2000 гг.) отдельной строкой.
К проработке общих положений программы привлекается целая группа организаций, которые, конечно, возглавляет 602 НИИ (НИИ вертолетостроения), структурно входящий в состав корпорации 'Чанфэй'. Определение 602 НИИ головным в проекте полностью отвечало требованиям программы, так как НИИ накопил богатый опыт по вертолетным технологиям и разработкам необходимой документации во время адаптации импортных вертолетостроительных технологий и модернизации импортной вертолетной техники в интересах военных.
В основу исследования были заложены требования военных, которые видели новый боевой вертолет способным выполнять задачи по огневому поражению наземных целей всех типов и вести борьбу с летательными аппаратами противника. К тому же были выдвинуты требования по достижению радиолокационной невидимости за счет использования новых материалов и конструкции. По взглядам военных новый вертолет должен составить единую боевую группу с уже имеющимися вертолетами Z-9 и Z-11. На последний будет возложена функция разведки и целеуказания, а первый будет выполнять вспомогательные ударные функции по уничтожению наземных и воздушных целей.
В ходе проработки проекта рассматривались примеры CSH-2, ATLAS, ЮАР, A-129, Agusta, Италия, AH-64 США, и Ка-50, РФ.
К 1998 году в рамках проектах группой вырабатывается общий эскиз, и после рассмотрения его в верхах, проект получил официальный статус и код 'ZW-10'. Код представляет сокращение с китайского языка Zhuangyong Wuzhuang zhishengji — дословно специальный вооруженный вертолет. В печати также встречается аббревиатура WZ-10, что является сокращением последней фразы Wuzhuang Zhishengji v дословно вооруженный вертолет. На Западе проект получает свое обозначение 'Z-X'. Ведущей организацией по проекту определяется Харбинская Авиастроительная Корпорация, структурно входящая в состав корпорации 'АВИК-2'. В проект, наряду с уже задействованными организациями, по кооперации вовлекаются свыше 40 НИИ, центров и заводов.
Проект сразу получает со стороны военных уровень особой секретности, сопоставимый с режимом секретности проекта истребителя 'Цзян-10' ('Цзянбин'). Заместитель Начальника Управления закупок вооружений НОАК генерал-полковник Сюй Хуанчжун лично постоянно навещает компанию и контролирует процесс работ по проекту.
Но режим секретности продержался недолго, и уже в мае 1999 года тайваньская газета 'Дуньлинь Синьвэньбао' публикует обзорную статью по проекту, в котором называются примерные сроки его выполнения. По мнению тайваньских военных, вертолет должен был совершить первый полет в сентябре 1999 года. На май месяц, по их утверждению на исследовательском вертолетном центре Наньчана уже стояли пять машин подготовленных для проведения испытаний. В этой же статье, со ссылкой на тайваньских военных, в распоряжении которых оказались сделанные фотографии прототипа и более подробная информация, утверждалось, что уже в 2000 году на одном из заводов корпорации 'АВИК-2' должно было бы начаться производство установочной партии для поставки в части.
Но в 1999 году происходит знаменательное событие, оказавшее значительное влияние на последующий ход работ по проекту. В 1999 году из состава Харбинской Авиационной Корпорации (ХАК) выделяется Харбинская вертолетостроительная компания (HAMC), специализирующаяся только на производстве и разработки модификаций вертолетов как гражданского, так и военного назначения. В ведении ХАК остались вопросы ремонта авиационной техники и производства самолета 'Юнь-12', востребованного на гражданском рынке страны и ближайших стран региона.
В течение 1999 года на базе вертолетов ' Z-8', 'Z -11', 'Z -9' были проведены многочисленные летные испытания новых систем управления и узлов, систем управления огнем и управления боевыми станциями, которые планировались установить на новый вертолет.
Вполне вероятно, что в ходе испытаний появились проблемы с предлагаемым бортовым оборудованием, так как в 2000 году правительство Китая вновь обращается с предложением о продаже Россией партии боевых вертолетов. Покупкой этой партии вертолетов 'Камов' китайские военные рассчитывали сократить отставание от Тайваня, который запланировал приобрести партию вертолетов у США. Но, получив от России, 'грубый и немотивированный отказ', руководство страны принимает решение по ускорению темпов работ по проекту.
В ходе развития проекта за период 2000 — 2004 годов на 'Чанфэй' и научно-испытательной базе 602 НИИ формируется мощная современная база. Постоянно в эксплуатацию вводятся новые испытательные стенды и цеха. Так, в 2001 вводится стенд испытаний винтовой группы, на котором в конце этого же года, впервые в истории вертолетостроения Китая, прошли комплексные испытания винтов прототипа на износостойкость и разрушаемость. Успешные испытания винтов сформировали основные условия для проведения испытаний натурного образца — прототипа нового боевого вертолета. Кроме того, в период 2004 — 2005 годов в эксплуатацию были введены ряд стендов для комплексной проверки систем управления двигателем, ротора, трансмиссии и конструкции.
Благодаря успешным испытаниям отдельных узлов и винтовой группы в мае 2002 года состоялись наземные комплексные испытания натурного образца. Эти испытания прошли также успешно, и, по данным тайваньских военных, 17 декабря 2003 образец совершил свой первый испытательный полет. Вместе с тем, согласно другим данным, первый взлет состоялся в марте 2003 года. Это, в принципе, могло иметь место, если говорить об испытаниях на висение.
Доподлинно известно, что в течение 2004 года 6 машин прототипа были поставлены на испытания. Одна из машин, из-за неполадок в системе гидравлики разбился в ходе испытательных полетов. Но, ровно через год, 15 декабря 2004 года командующий военно-воздушными силами сухопутных войск НОАК Жун Сяншэн совершил полет на одном из них. При этом он сам управлял машиной и после полета дал высокую оценку испытанной машины.
Следом, 17 декабря 2004 генеральный директор корпорации АВИК-1 Лю Гаочжоу с группой экспертов посетил 602 НИИ. Ознакомившись с базой НИИ и представленными образцами, он высоко оценил проделанную работу и полученные результаты по проекту.
Именно с декабря 2004 года наступает череда интенсивных испытаний для построенных образцов. По свидетельствам проживающих в районе аэродрома жителей и приезжих полеты осуществляются и днем и ночью, что показывает высокую интенсивность проводимых испытаний.
На март 2005 года испытания также продолжали проводиться, но уже с меньшей интенсивностью, что свидетельствовало о процессе доводки систем и узлов вертолета. К началу февраля 2006 года планировался перенос испытаний на полигон с практическими стрельбами.
Особо хотелось бы остановиться на нынешнем руководителе 602 НИИ г-не У Симин.
Закончив в 1984 году Нанкинский авиационный институт, он сразу попал в НИИ вертолетостроения в Саньсяне. Через некоторое время, он уже участвовал вместе с другими экспертами в разработке программы развития вертолетов Китая в рамках Всекитайского плана научно-технического развития '863' (в рамках программы ежегодно утверждается список первоочередных проектов и направлений развития отраслей промышленности страны). На разных должностях принимал активное участие в разработке вертолетов 'Z — 8А' (модификация на основе 'Z — 8', аналоге SA321 Super Frelon), 'Z — 9D,C,F' (аналог AS365 N1 'Еврокоптер'). В 1998 году он вошел в проект № 10 как заместитель главного конструктора. За время работы в проекте он, организуя взаимодействие в рамках проекта и между НИИ, выполнил такой объем работы, на который, по заявлениям китайских источников, в американских и европейских компаниях потребовалось бы пять лет. У Симин неоднократно награждался за достигнутые успехи и вклад в развитие вертолетной отрасли Китая почетными званиями и премиями от Военного Комитета ЦК, Военно-технического и Научного комитетов НОАК и Академии Наук.
В НИИ 602 особое внимание уделяют сохранению старых кадров, воспитанию молодых конструкторов и преемственности традиций конструирования, формируя, таким образом, свою национальную школу вертолетостроения. Для студентов и молодых перспективных инженеров созданы специальные фонды поддержки и именные стипендии, что позволяет привлечь и поддержать перспективные кадры.
Вообще, в проекте принимали участие свыше 57 предприятий и НИИ авиационной отрасли.Среди них хотелось бы выделить 613 НИИ (оптическая электроника) ведущего разработчика авионики для национальных летательных аппаратов и компанию авионики 'Хуафэн', разработавших особый электродвигатель для запуска двигателя и обеспечения работы бортовой электроники (стартер-генератор). Это был пример удачной кооперации вышеупомянутых участников проекта и смелого подхода к решению сложных задач — с момента разработки до момента выпуска прототипа двигателя прошло всего три месяца.
Особое внимание было уделено патентованию разработанных зам. главного инженера вертолетного завода в Нанчане Ли Мином новых технологий производства лопастей из сложного состава полимерных и композитных материалов. Так как в самом начале проекта опыта работы с такой сложной технологией не было, руководство проекта, путем привлечения специалистов, получивших опыт работы с аналогичными материалами на Западе, проведения собственных исследований и опытов разработали новые принципы и основу собственной технологии изготовления винтов. Тем самым проект выполнил поставленную задачу в государственном плане еще на восьмую пятилетку по выработке новых производственных технологий лопастей из полимеров и композитных материалов.
На все результаты исследований были оформлены патенты, а группа специалистов была награждена премией госкомитета по науки второй степени и первой степени.
Разработанный Ли Мином новый композитный материал 95КТ позволил сократить время на производстве лопастей и поэтому первый испытательный полет прототипа был совершен с опережением графика.
На выставке в Чжухае 2004 года внимание автора привлек экспонат одного из НИИ оптической электроники (как потом выяснилось 613 НИИ электроники — ведущего разработчика авионики для национальных летательных аппаратов). Это был многофункциональный шлем пилота вертолета интегрированный с системой управления огнем, осуществляющий информационную поддержку полета, навигации и обладающий также другими функциями. Система управления огнем, которая, вероятно, является модернизованной версией системы OH58D, используемой на военной версии вертолета 'Z-9', позволяет осуществлять целеуказание, управлять наведением пушки, ракет 'воздух-воздух', 'воздух-земля'. По возможностям системы управления огнем специалисты приравнивают ее к системе 'Старри Найт' (Starry Night) французского производства. Система OH58D была разработана 613 НИИ и впервые была выставлена в 1996 году на Авиационно-Космической выставке в Чжухае. Разработчики этого шлема также получили
ряд патентов на разработанные системы.
На вертолете установлена РЛС миллиметрового диапазона разработки компании 'NORINKO ELECTRONIC'. При весе в 69,5 кг она достаточно миниатюрна и позволяет опрашивать цель, определять координаты, тип цели, статус цели и управлять огнем.
Кабины пилота и оператора оборудованы катапультируемыми креслами и новой системой
обеспечения безопасности покидания вертолета экипажем в полете и на земле. Специалисты не имеют единого мнения в отношении происхождения кресел, но предполагают, то они аналогичны креслам российского производства, применяемыми на вертолетах Ка-50/52.
В кабинах установлены плоские экраны вывода информации (HUD) и 3 многофункциональных жидкокристаллических экранов (MFD), совместимые с системой HOTAS.
В навигационно-электронных системах, вероятней всего, используется французское математическое обеспечение. В систему навигации, позиционирующую машину по трем осям, входят гиролазер, радиоальтметер, доплеровский радар, система GPS.
По мнению тайваньских экспертов, весь комплекс оборудования позволяет пилоту вести машину в особо сложных условиях, снижает нагрузку на экипаж, позволяет в ходе боя принимать решения в кротчайший срок. Кроме того, интегрирование комплексной системы управления, системы глобального позиционирования и электронной карты местности может обеспечить возможность совершать полеты на высоте 10 — 15 метров от земли с огибанием рельефа местности и гарантирует своевременный уход от столкновения с препятствиями.
На вертолете установлена система 'YH96' представляющая из себя моноблок из приемника системы предупреждения о радиолокационном облучении в задней полусфере, приемника системы предупреждения лазерного облучения, автоматического отстрела тепловых ловушек, автономного прибора постановщика пассивных помех (работающего вне зависимости от наличия электричества). Система управляется пилотом из кабины, а также работает в автоматическом режиме. В боевой электронной системе также присутствует прибор опознавания 'свой-чужой' и устойчивости работы в условиях радиоэлектронного воздействия.
В носовой части расположена 23 мм (по другим данным 30 мм) автоматическая пушка, значительно отличающаяся от предшественницы, выставлявшейся Китаем на парижском салоне в 2001 году, имеющая увеличенный угол вращения (130 градусов).
Ракетное вооружение представлено противотанковыми ракетами, ракетами воздух-воздух ближнего радиуса действия с инфракрасной системой управления для борьбы с воздушными целями.
На подвесках возможно размещение вооружения по трем вариантам:
16 противотанковых ракет 'Хунцзян — 8', 'Хунцзян — 9' с дальностью поражения от 600 до 6 000 метров.
8 противотанковых ракет 'Хунцзян — 8', 'Хунцзян — 9' и два пакета по 18 НУРСов.
8 противотанковых ракет 'Хунцзян — 8', 'Хунцзян — 9' и 8 ракет 'Тяньлэй-2'.
Последний переводится как 'Молния — 2' и представляет собой противотанковый ракетный комплекс, разработанный специально для нового боевого вертолета. Система проходит комплексные испытания и близка к приемке на вооружение. По заверениям тайваньских военных она соответствует уровню противотанковых систем конца 90-х годов.
Благодаря принятым мерам в НИИ при разработке нового вертолета отказались от бумажных носителей и за счет безбумажной технологии и применения технологий цифрового моделирования завершили разработку чертежей за один год.
В ходе работы в рамках проекта разработаны новые положения и инструкции по проектированию и комплектации боевых вертолетов, которые были активно использованы при разработке военных модификаций вертолета 'Z-9F,C,D' и 'Z-11'.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. (Вертолеты национального производства.)
Z-8 — многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Changhe Aircraft Factory набазе французского многоцелевого вертолета SA.321J Super Frelon. Первый полет вертолет совершил в декабре 1985 года. Вертолет используется в роли транспортного, противолодочного, противокорабельного, поисково-спасательного и постановщика мин.
Полезная нагрузка: 39 пассажиров или 27 солдат или 15 носилок и сопровождающий или или 5000 кг груза в кабине или на подвеске
Вооружение (опционально): Боевая нагрузка — 2000 кг на 2 узлах подвески 2х4 250-кг мины, или 4х2 глубинные бомбы , или 2х2 противолодочные торпеды
Z-9 Haitun — многоцелевой вертолет, построенный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе французского многоцелевого вертолета Eurocopter France AS.365N Dauphin 2. Первоначально на вертолете были установлены китайские ГТД произведенные на базе французских Turbomeca Arriel IC.
Первый полет вертолет совершил в 1982 году. В дальнейшем вертолет прошел модификацию под вертолет AS.365N-1 (получив обозначение Z-9A), на нем установили ГТД Zhuzhou (SMPMC) Wozhou-8A мощностью 540 кВт. Вертолет выпускался в различных модификациях : вспомогательной, противотанковой с ПТУР Red Arrow 8, противолодочной и противокорабельной с сонаром, торпедами и глубинными бомбами.
Полезная нагрузка: 10 пассажиров, 1863 кг груза в кабине (1600 кг на подвеске)
Z-10 — боевой вертолет огневой поддержки, разработанный в кооперации национальным институтом и группой компаний (свыше 45). Опытное производство налажено на базе завода корпорации 'Чанфэй'. По внешнему облику вертолет имеет общие черты с вертолетами А-129 компании 'Agusto' Италия и RAH-66 США. Первый полет прототипа вертолета состоялся ориентировочно в 2003 году.
Z-11 — многоцелевой вертолет, разработанный китайской фирмой Harbin Aircraft Manufacturing Corporation на базе французского вертолета Eurocopter France AS.350 Ecureuil (теперь AS.550 Fennec фирмы Eurocopter). Первый полет вертолета состоялся в 1997 году.
Ну и картинки:
Это J-10 и его прицельный комплекс.
bbs.wanye68.com/html/20077/200771417125210.jpg
А это 30-миллиметровка с J-10.
balancer.ru/cache/sites/i/m/img171.imageshack.us/img171/7153/468x468/chinese30mm
А это J-11
www.militaryparitet.com/editor/assets/t-527z11.jpg
Ну и так, для справочки о совместных предприятиях:
Организация совместных предприятий по производству вертолетов в Китае
2002 г. Компания Wuhan Helicopters, г. Цзиндэчжэнь, пров. Цзянси. Производство вертолета — аналога Enstrom 480.
2003 г. Компания Hongdu MD Helicopters Co., Ltd, г. Наньчан, пров. Цзянси. Производство аналога MD-600N.
2003 г. Компания Shanghai Sikorsky Aircraft Company Ltd., г. Шанхай. Аналоги вертолетов Sweizers 333, 290D, S-300.
2004 г. Компания Liaoning Pacific Aviation Co., Ltd., г. Шэньян, пров. Ляонин. Аналог вертолета UN-12Е4.
2005 г. Компания Jiang Su Hanyu Aicraft Co., Ltd., г. Ханьчжоу, пров. Чжэцзян. Аналог вертолета FH1100 Hiller.
2005 г. Компания Changhe Agusta Helicopter Co., Ltd., г. Цзиндэчжэнь, пров. Цзянси. Аналог вертолета А109Е Power.
Перепечатал с revolver.ru автор bbird
От себя могу добавить, что возле ТАКР Киев в одном из портов Китая базируется полномасштабный макет (или одна из первых машин) ударного вертолета
Ка-50. Т.е. как минимум китайцы ее где-то купили, обмерили и кое-что могли скопировать.