В психиатрии диагнозы ставятся на основе ваших рассказов; здесь нет никаких анализов. Если человек страдает от определенного рода недомоганий до такой степени, что не в состоянии вести нормальную жизнедеятельность, и чувствует себя подавленным из-за этого, психиатры расценивают это как
расстройство, которое определяется соответствующими признаками. Например, человеку, жалующемуся на бессонницу, ухудшение аппетита, памяти и внимания, потерю интереса к тому, что раньше доставляло ему удовольствие, подавленное состояние и чувство безысходности, поставят диагноз «Глубокая депрессия».
...
Очень важно определить,
что с вами.
? Если длительное время вы ощущаете непроходящие грусть и тоску, возможно, у вас депрессия.
?
Если в течение длительного периода времени вы постоянно пребываете в возбужденном, раздраженном или нервозном состоянии, можно говорить о синдроме тревожности.
? Показателями депрессии, тревожности, расстройства внимания могут служить
вспыльчивость, несдержанность и пагубные пристрастия.
?
Забывчивость, проблемы с памятью и концентрацией внимания также могут быть проявлениями депрессии или тревожности.
?
Изменчивое, непредсказуемое настроение, с резкими взлетами и падениями, наблюдается при маниакально-депрессивном психозе.
https://psy.wikireading.ru/110209
То, что психиатр чаще всего не располагает возможностью опереться в своей диагностической работе на результаты так называемых объективных методов исследования - истинная правда. Излишне говорить, что это не вина его, а беда: насколько было бы легче, если бы, например, шизофрению можно было бы распознать по анализу крови! Но таких анализов нет, и психиатру в своей диагностической работе чаще всего приходится опираться не на лабораторные, а на так называемые клинические данные.
В этом-то и заключается специфика работы врача-психиатра.
...
Он их (симптомы) узнает. Он просто слышал такие звуки очень много раз, и теперь он узнает их точно так же, как узнают люди на улице своих знакомых. Ведь когда мы встречаем на улице Ивана Ивановича, мы не требуем у него паспорт, прежде чем поздороваться! Вот так и терапевт узнает эти хрипы "в лицо". Но не только терапевт узнает хрипы; любой врач обязан "узнавать в лицо" симптомы болезней, с которыми он имеет дело. Иначе он просто не сможет работать. Психиатр - не исключение. Он работает именно так.
Не имеет значения то обстоятельство, что психиатр сталкивается с другими проявлениями болезни - не с болями или другими неприятными ощущениями в теле,
а с нарушениями взаимоотношений с окружающим миром.
...
Поэтому во второй части своих рассказов все больные говорят одно и то же. От их личных качеств, разумеется, зависит, как они это делают, но (в принципе) это та самая разница, которую мы слышим у разных больных с одним и тем же шумом в сердце. Конечно, бойкий на язык и молчаливый будут описывать
Знаете, как в сложнейшем сплетении звуков симфонии вдруг слышишь знакомую тему? Примерно того же ждет и психиатр, расспрашивая своего пациента.
...
Распознавание симптома — это только самое начало диагностической работы, ее первый, скорее даже не первый, а предварительный ее этап. Сделав это, врач определяет направление своих дальнейших размышлений (как говорят, «очерчивает круг дифференциальной диагностики»). Он ведь знает, в структуре каких синдромов этот симптом может возникнуть1. И он начинает задавать пациенту вопросы, смысл которых состоит в выявлении других симптомов, тех, которые в данном случае составляют его «родню».
...
Во время консилиума, когда несколько врачей осматривают пациента, и каждый задает ему свои вопросы, бывает очень занятно подсчитывать, насколько часто пациент отвечает «Да». Чем опытнее врач, тем чаще такие ответы. Тем чаще пациент с изумлением восклицает: «Доктор! Откуда вы знаете?.. Это именно так и есть!»
Опытный врач, сам того не осознавая, уже с первых минут беседы с больным распознает и учитывает множество деталей, — точно так же, как мы поступаем, узнавая в толпе своего знакомого. Как больной держится, как разговаривает, свободен он или напряжен, откровенен или скрытен, доверчив или подозрителен, — все эти тонкости непременно принимаются во внимание, потому что они могут быть важными «подсказками», определяющими направление дальнейших расспросов.
Эти «подсказки» — тоже симптомы.
Пока пациент излагает свою основную жалобу, — ту, которая привела его на прием, — врач распознает не только тот симптом, о котором говорит пациент, но и несколько других. В результате та «компания», в которой встретился основной симптом, становится для врача более или менее понятной. Дальнейшие его вопросы направлены на то, чтобы уточнить сложившееся у него представление, подтвердить или опровергнуть предположение о том конкретном синдроме, который определяет состояние пациента.
http://www.modo-novum.ru/rodstveniki/voprosi11.htm