"Красная Звезда" опубликовала статью про Стерегущий
БУДНИ «СТЕРЕГУЩЕГО»
...Впервые он предстал во всем своем великолепии на III Военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в 2007 году. Тысячи посетителей ЛЕНЭКСПО в гавани любовались военно-морской новинкой. Выставочный экспонат имел необычную надстройку: от борта до борта она скрывала практически все, что есть на верхней палубе, но вместе с тем силуэт корабля выглядел привлекательно.
Подходившие знатоки поясняли, что надстройка сделана из многослойного пластика, под ней расположено оружие, что она и корпус выполнены с учетом технологий «стелс», поэтому корабль будет трудно обнаружить радарам вероятного противника. И еще: впервые для кораблей такого небольшого водоизмещения в кормовой части сделали ангар для вертолета, а ют представлял собой взлетно-посадочную площадку.
С того времени прошло более трех лет. Корвет «Стерегущий» уже ни для кого не является диковинкой, он надежно прописался в составе бригады надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы и занял свое место у причала Усть-Рогатки.
Он стал первым
Командир корабля капитан 2 ранга Михаил Буркин – 33-летний офицер, интересный собеседник, о корабле знает практически все: «Разработан «Стерегущий» в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» как многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны. Заложен был в декабре 2001 года на «Северной верфи» в Питере. А 15 мая 2006 года в Балтийске сформировали экипаж».
Тогда же командиром «Стерегущего» назначили Михаила Алексеевича. Из прежних офицеров-сослуживцев взял с собой механика Андрея Кузовина и минера Илью Черненко.
Путь военного, казалось, был предопределен Михаилу судьбой. Уже в детстве на зависть соседским пацанам он гордо вышагивал по родному Владимиру в настоящей бескозырке с ленточкой Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе.
В свидетельстве о его рождении значится дата 23 февраля – самый военный праздник. В семье Буркина оба деда – участники Великой Отечественной войны, орденоносцы. Один с первого до последнего дня воевал во фронтовой разведке, другой давал жару фашистам из пусковых реактивных установок «катюша». Еще был у него дядя, который окончил военно-морское училище в Баку, служил на атомоходах на Севере, а потом в штабе флота. Михаил с детства мечтал о море, о флотской службе.
Но неожиданно черт попутал! После школы подал документы... в политехнический институт на юридический факультет. И поступил!
- Модно тогда было быть юристом, менеджером, поддался соблазну, – откровенничает командир. – Но вовремя спохватился, забрал документы и уехал в Питер. Вскоре стал курсантом штурманского факультета училища имени Фрунзе, о котором так мечтал.
После выпуска в 1999 году служба у лейтенанта Буркина складывалась успешно. Сначала был командиром штурманской боевой части на МРК «Молния», потом на нем же – помощником командира. С должности уже помощника командира МРК Михаил поехал учиться на специальные офицерские классы. И с 2003 года началась его командирская карьера, но сначала на малом противолодочном корабле.
И вот май 2006 года. Нужно было решать – идти на новый, никому не известный корабль или отказаться от предложения, остаться в уже ставшем почти родным Балтийске. Несомненно, эти предложения поступили и другим командирам. Одних тревожила неизвестность – что за корабль придумали корабелы после полутора десятков лет простоя? Другие просто не хотели расставаться с привычным образом жизни. У Михаила Буркина сомнений не было. Его твердое «да» и решение командования поставили точку в кадровом вопросе.
Экипаж профессионалов
На «Стерегущем» нынче служат 16 офицеров, 21 мичман и более 60 военнослужащих контрактной службы. Среди матросов отбирают прежде всего тех, кто имеет среднее, а лучше среднетехническое образование, кто предрасположен к изучению определенных специальностей. Такие проходят обучение в специальных центрах или непосредственно на заводах-изготовителях.
- Чего греха таить, – говорит командир корабля, – в учебных отрядах по специальностям, связанным с современными технологиями, нет преподавателей, оборудования, пособий, чтобы готовить моряков для службы на кораблях нашего проекта.
Многие ребята из других экипажей просятся на «Стерегущий». И я их понимаю: у нас современные аппаратура, приборы, механизмы... Представьте себе, – продолжает офицер, – в процессе конструирования корабля был внедрен 21 патент на изобретение и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. А вообще в создании «Стерегущего» приняли участие более 70 российских научно-исследовательских, а также промышленных предприятий. Высокая автоматизация систем управления корветом и ведения огня позволила определить минимальную численность экипажа.
У стенки корвет не задерживается. Он участвовал во всех последних сбор-походах кораблей Балтийского флота, в обеспечении и испытаниях новейшего оружия и военной техники, в совместных учениях с кораблями ВМС Индии, Франции.
Михаил Алексеевич рассказал, как они отрабатывали совместное маневрирование и другие задачи с французским вертолетоносцем «Мистраль», в частности, он отметил: «Наша морская и армейская авиация без проблем освоила посадку на палубу французского «монстра» и взлет с нее... Недавно корвет посетили американские моряки. Их поразило прежде всего, что на таком небольшом пространстве – 104,5 м в длину и 13 м в ширину – размещено столько вооружения: пусковые установки крылатых ракет, зенитно-ракетный комплекс, 100-мм артустановка и два 30-мм арткомплекса, торпедное вооружение, представленное двумя четырехтрубными аппаратами. Да ведь еще и вертолет! А на «американце», в два раза большем по водоизмещению, – 76-мм пушка и два орудия еще меньшего калибра. Их цель – борьба с пиратством, разъяснили заокеанские гости».
Предназначение «Стерегущего» значительно шире. Это прежде всего нанесение ракетных ударов по целям противника. Поиск, слежение и уничтожение подводных лодок самостоятельно или в составе корабельной поисково-ударной группы (КПУГ). Важным являются обеспечение противолодочной обороны кораблей при выходе их из баз и при переходе морем, отражение атак воздушных и надводных сил. Дополнительно на плечи моряков ложатся разведка, дозорная служба и постановка мин.
Контракт – личный выбор каждого
По команде экипаж корвета построился на палубе. Невольно бросается в глаза безупречная выправка моряков.
- Профессионалы, – подчеркивает заместитель командира по воспитательной работе капитан-лейтенант Руслан Каримов.
Этой осенью перед многими из них встанет дилемма: паковать чемоданы и ехать в родные места или продлить контракт? Старший матрос контрактной службы Александр Глотов – старшина машинной команды – решение уже принял: он остается на корвете. О себе рассказывает коротко: «До службы я учился в педагогическом институте, готовился стать учителем физики. Призывался из Екатеринбурга. Попал в «учебку» в Северодвинске, потом на «Стерегущий». Быстро освоил заведование, влился, что называется, в коллектив. Служба на корабле понравилась, поэтому подписал контракт на три года. Пролетели они как один день – оглянуться не успел».
- А что окончательно определило решение? – интересуюсь у Александра.
- Прежде всего стабильность. А главное – в течение второго контракта смогу по ипотеке купить жилье. Все это реально!
Мнение Глотова разделяют старший матрос контрактной службы Никита Коваль и другие.
По словам капитан-лейтенанта Каримова, кое-кто из членов экипажа пока не раскрывает карт, советуется с родственниками, по сто раз уточняет на занятиях по общественно-гуманитарной подготовке, в личных беседах о льготах для контрактников, особенно, конечно, всех их интересует проблема получения жилья. В экипаже также есть моряки, которые обучаются в вузах.
- Что примечательно, – говорит капитан-лейтенант Каримов, – получают они высшее образование в основном на платной основе. Контрактная служба позволяем им финансировать свою учебу. Не думаю, что «студенты» не продлят контракт.
Большим стимулом для желающих служить по контракту являются также деньги, получаемые военнослужащими, не имеющими квартир, за поднаем жилья. За 15 тысяч рублей некоторые даже снимают двухкомнатные квартиры...
Капитан-лейтенант мимоходом представил мне матроса-контрактника, отслужившего недавно срочную службу на Северном флоте на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов». Приехал домой в Ленинградскую область, отдохнул немного, а когда столкнулся с проблемами гражданской жизни, подумал-подумал и решил податься на флот.
- «Стерегущий» мне нравится больше, чем прежний корабль, экипаж здесь дружный, ребята взрослые. Корвет хотя и маленький по сравнению с крейсером, но тоже авианесущий, – улыбается матрос, показывая рукой на ангар для вертолета.
Я не успел записать фамилию моряка, а потом подумал: его контрактная служба длинная, еще увидимся.
Кузница кадров
А вот офицерам кроме собственного жилья важна еще и карьера. Об этом думают на корвете. Недавно, например, на должность командира батареи был назначен выпускник училища. Его предшественника перевели на должность командира БЧ-2 на малый противолодочный корабль в этой же бригаде.
- Если в течение года он будет хорошо справляться с должностными обязанностями, проявит себя, – рассказывает капитан 2 ранга Буркин, – пойдет учиться на специальные офицерские классы. Окончив их, сможет претендовать, скажем, на должность командира БЧ-2 на введенный к тому времени в строй новый корвет. Другой пример. Прежний командир БЧ-3 «Стерегущего» был переведен да должность помощника командира МПК. Нынче его планируют командировать на учебу на специальные офицерские классы. После их окончания он также может пойти с повышением на строящийся корвет.
Интересуюсь планами у старшего помощника командира корабля капитана 3 ранга Кирилла Косарина. Он в должности с февраля 2009 года. До той поры командовал малым противолодочным кораблем.
- Еще нужно многому учиться, – признается старпом. – На нашем корабле все – и офицеры, и мичманы, и личный состав – проходят настоящую профессиональную школу. Ведь мало знать, чем напичкан этот современнейший корабль, необходимо все это уметь использовать, чтобы победить в бою. А вообще, «Стерегущий» уже является кузницей кадров для кораблей проекта 20380. Ведь на подходе корветы «Сообразительный», «Бойкий»...