Не спасение,а помощь,которой никто не отрицает.Это спасение Западом(США и Британией) жизни собственных солдат. А ещё был "обратный ленд-лиз",из СССР на Запад.О нём вообще нечасто говорят.
Согласен, до времени ещё есть то, что никто не знает, из-за политики. Поставки были сов. сек. до 1992 г, есть версии о том, что ленд-лиз – это работа разведки и Сталина – якобы он, намеревался начать войну и надеялся на Запад. Сталин, проявил себя гением дипломатии, он упомянул слово:- «Продать», но гордость янки и бриттов не позволила им ждать оплаты. РККА досталась техника англичан, см. вездеходы Bantam, которых было не много. А принижение значения поставок ВТ, амуниции и еды, делалось для того, чтобы утвердить мнение, мол советский ВПК имеет огромное превосходство над экономикой капсТран и не столько Германии, но и США.
ВОТ жители Софии приветствуют солдат, на танках «Валентайн» (Valentine), ленд-лизозовских. Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) / F4080.
http://uploadpic.ru/img/2015-07/12/ru7kze02h14wvczizuan3pc82.jpg
по ленд-лизу поступали авто 50-ти моделей, -26 американских, английских и канадских фирм. из Америки пришли 14 тыс. самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл», 8 тыс. по трассе АлСиб. В Мурманск поставляла Англия истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден» и малоизвестный – «Армстронг Альбермарл». Да, в советской истории осталось много темных пятен относительно ленд-лиза. Мнение о том, что янки задерживают поставки, ожидая, когда советский строй рухнет, было в то время общепринятым. Но возникает вопрос: почему амеры с такой поспешностью принимали закон о ленд-лизе и его распространении на СССР? Случайность факт, что война «уложилась» в срок этого закона?
СТАЛИН отчитываЛ союзников за то, что груз плохо упакован, намекаЛ на то, что если ОН не продолжи военные действия, то вся тяжесть войны ляжет на британцев. Создавалось негативное мнение относительно американской помощи, но и держали ее в строжайшей тайне, а всех непосредственных участников нередко ставили вне закона.
По окончании войны часть техники, сдали союзникам. Но последний платеж проведен в 2001м
Передача советским морякам фрегатов из состава флота США. 1945 год. Американские патрульные фрегаты типа «Такома» (водоизмещение 1509/2238—2415т, скорость 20 узлов, вооружение: 3 76-мм орудия, 2 40-мм спаренных «бофорса», 9 20-мм «эрликонов», 1 реактивный бомбомет «Хеджехог», 2 бомбосбрасывателя и 8 бортовых бомбометов (боезапас — 100 глубинных бомб) строились в 1943—1945 годах. В 1945 году 28 кораблей этого типа были по ленд-лизу переданы в СССР, где были переклассифицированы в сторожевые корабли и получили обозначение «ЭК-1» — «ЭК-30».
1я группа из 10 кораблей («ЭК-1» — «ЭК-10») была принята советскими экипажами 12 июля 1945 г в Колд-Бэй (Аляска) и 15 июля убыла в СССР, для участия в сов.-японской войне. Остальные 18 кораблей («ЭК-11» — «ЭК-22» и «ЭК-25» — «ЭК-30») приняли в авг-сент. 1945 г - участия в боевых действиях не принимали. 17 февраля 1950 г. 28 кораблей исключены из состава ВМФ СССР с возвратом ВМС США в Майдзуру (Япония).